Индивидуальную программу развития ребенка разрабатывают

 Галина Кущенко 
 Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Краткая аннотация программы
- Описание программы, ее обоснование- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Критерии и показатели эффективности
 программы
- Диагностический этап. Методы и
 методики исследования
- Прогностический этап.
 
- Этапы внедрения. Содержание и формы
 работы объектов и субъектов
 воспитательной деятельности.- Индивидуальная работа:- развитие интеллектуально-познавательной
 сферы подростка;
- развитие эмоционально-волевой
 сферы подростка;
 
- развитие интеллектуально-познавательной
- Социальная деятельность.
- Работа с семьёй.
 
- Индивидуальная работа:
- Оценка достижения намеченных
 результатов.
- Список литературы
- Приложения
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
| 1. | Полное название программы |  Программа индивидуального | 
| 2. | Специализация проекта |  «Формирование и развитие | 
| 3. | Цель программы | Создание условий для развития | 
| 4. | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, | 
 | 
| 6. | Сроки реализации программы | 2005/6 – 2009/10 учебный год | 
| 7. | География проекта |  Учащиеся 5 — 9 класса средних | 
| 9. | Кадры |  Классный руководитель, психолог, | 
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из
 важных факторов стабилизации общества. Оно
 должно обеспечить достижение двух целей:
 социализации подрастающего поколения и
 саморазвития человека как субъекта
 деятельности и как личности. Воспитание –
 целенаправленный процесс формирования
 личности – обеспечивает вхождение
 подрастающего поколения в жизнь общества,
 становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
 пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
 подход в обучении и воспитании». В учебном
 заведении постоянно проводятся
 разнообразные эксперименты в области
 воспитания, исследования социально-педагогических
 механизмов воздействия внеучебной работы
 на личность школьника и формирование
 социальных качеств, таких как социальная
 активность, мобильность коммуникативность,
 целеустремлённость.
Развитие системы образования
 выдвинуло на первый план задачи укрепления
 позиций личностно-ориентированной
 педагогики, предполагающей создание
 благоприятных условий для саморазвития и
 самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева,
 которое растёт на общественной почве и даёт
 ему свои плоды. Каждый школьный класс —
 отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
 каждый листик — это отдельный ученик со
 своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом
 с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
 мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
 11 ударников. Класс имеет самый высокий
 показатель успеваемостипо школе.
В классе ведется работа по проблеме
   «Формирование и развитие гармоничной
 личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с
 психологом стремится построить такую
 воспитательную систему, в которой классный
 коллектив способствовал бы оптимальному
 развитию интеллектуальных и творческих
 способностей каждого ребёнка, раскрытию
 его потенциальных возможностей. Поэтому
 основной воспитательной задачей мы считаем
 реализацию личностно-ориентированного
 подхода к обучению и воспитанию, а,
 следовательно, создание такой атмосферы в
 классе, чтобы каждый ребёнок мог
 почувствовать себя успешным, и стремился к
 личностному росту. А для этого необходимо
 мотивировать школьника на саморазвитие,
 самовоспитание и самосовершенствование,
 так как сегодня востребована творческая
 личность с активной жизненной позицией.
 Представленная программа носит
 универсальный характер и может быть
 использована классным руководителем с
 учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с
 ним исследования могут быть значимыми на
 школьном образовательном уровне, так как
 это должно способствовать апробации новых
 способов обеспечения развития личности
 обучающегося и его способностей к
 саморазвитию, самоопределению и
 самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное
 накопление опыта педагогической поддержки
 в образовательных системах
 гуманистического типа, который может быть
 использован при разработке воспитательной
 системы классного коллектива и личности
 отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий
 для развития ребёнка с учётом его
 индивидуальных особенностей и, опираясь на
 сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности,
 мобильности личности,
- формирование коммуникативных и
 лидерских качеств;
- Формирование целеустремлённости и
 целеполагания;
В процессе работы мы руководствовались
 следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
- определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
 что он думает по этому поводу;
- предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а
 показывай возможные пути к нему;
- не пропусти первый успех ребёнка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой,
 личностно и общественно значимой
 деятельности ученика в классе;
- создание условий для сохранения и
 укрепления здоровья ученика;
- создание благоприятного нравсвенно-психологического
 климата в коллективе, обеспечение
 условий защищённости каждого его члена;
- создание условий для самоутверждения
 каждого воспитанника в формах
 общественно приемлемого поведения,
 обретение каждым необходимого для него
 уважения, социального статуса в среде
 сверстников;
- психолого-педагогическое просвещение
 воспитанников, обучение их способам
 делать правильный выбор;
- воспитание чувств, привитие
 оптимистического мировосприятия.
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
 ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности
 создаваемой воспитательной программы, нами
 определены критерии и показатели ее
 эффективности.
Первый критерии- самоактуализация
 личности учащихся. Получаемая в
 соответствии с данным критерием информация
 позволяет оценить влияние воспитательной
 деятельности на развитие личности ребенка,
 на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность
 учащегося, педагогов и родителей его
 жизнедеятельностью в школе. Он может
 рассматриваться в качестве мерила степени
 комфортности и защищенности детей и
 взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность
 учащегося. С помощью этого критерия можно
 анализировать результаты учебно-воспитательных
 достижений не только на основе изменений,
 происходящих с конкретным учеником, но и в
 сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
 человека во всех отношениях, то она должна
 прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд,
 необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
 действовать с какими-либо шансами на успех,
 надо знать тот материал, на который
 предстоит воздействовать, и сделать это
 воздействие целенаправленным. Поэтому на
 основе анализа индивидуальных
 особенностей личности составляется
 программа индивидуального развития
 ребёнка.
Подобные программы составляются на
 каждого ученика в классе, а успехи и
 достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим
 программу индивидуального развития
 ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не
 все стремятся проявить активность. К этой
 группе относился и ученик, для которого
 составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной
 школы у данного ученика отмечаются
 следующие особенности : общительный,
 пользуется авторитетом среди
 одноклассников, имеет чётко выраженное
 собственное мнение. Было отмечено, что
 недостаточно развита учебная мотивация,
 организованность, волевые качества. Ученик
 проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
 цикла, но недостаточно уделяет внимания,
 таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились
 результатами психолого-педагогических
 исследований.В результате на первый
 план выходят следующие задачи в
 формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и творчества
 при изучении всех предметов,
- Привитие интереса к спорту,
- Воспитание волевых и лидерских качеств
Формирование навыков научной
организации труда,
Из-за большого размера статья была
 опубликована не полностью. Полную статью
 можно получить по ссылке.
 (Прим. ред.)
Источник
