Индивидуальное занятие по развитию речи с ребенком с онр 2 уровня

КОНСПЕКТ
индивидуального занятия по развитию речи
с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня
Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.
Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака — Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
№пп
Порядок проведения занятия
Оборудование
I. Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.
Ребенок: Здоровается
Логопед: Жучка нам что-то принесла!
Мягкая игрушка Собака — Жучка
II. Развитие плавного длительного выдоха
Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори
Ребенок: Повторяет
Сдувалочка «Сдуй тучки»
Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.
Ребенок: Сдувает по очереди три тучки
Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.
Ребенок: Показывает
III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»
Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.
Ребенок: Мишка
Сюжетные динамические картинки:
«Мишка идет»,
Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори
Ребенок: «э-э-э».
Логопед: Как мишка громко поет?
Ребенок: «Э-Э-Э».
Логопед: Как мишка тихо поет?
Ребенок: «э-э-э».
То-же с картинками:
-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»
-Паровоз движется «У-У-У»
Сюжетные динамические картинки:
«Самолет летит»,
«Паровоз движется»,
IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».
Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.
Ребенок: разворачивает дорожку
Координирующая дорожка (коврик со следами)
Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»
Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»
То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»
V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)
Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.
Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки
Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.
Ребенок: Показывает
Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»
Ребенок: Называет
VI.Формирование фразы с прямым дополнением
Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Ребенок: На мяч.
Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.
Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Так обговаривается каждая картинка
VII. Физминутка
Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребенок: выполняет упражнение
VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы
Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:
Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.
Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).
Логопед: Кто это?
Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.
Логопед: Все достал? Какая это сказка?
Ребенок: Репка
Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?
Ребенок: репку
Логопед: Выросла репка Какая?…
Ребенок: большая пребольшая (показывает)
Логопед: Стал дед тянуть …Что?
Ребенок: репку
Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….
Ребенок: Не может
Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)
Ребенок: бабку
И тд. по тексту до конца сказки
Логопед: Кто посадил репку?
Ребенок: дед
Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)
Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка
Логопед: Молодец!
IX. Заключительная часть
Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Ребенок: Жучка
Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)
Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)
Логопед: тебе понравились Жучкины задания?
Ребенок: Да.
Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?
Ребенок: Репка
Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?
Жучка: Очень понравилась. Спасибо.
X. Поощрение
Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.
картинки с изображением героев сказки «Репка»
Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.
Ребенок: До свидания.
Источник
Конспект
индивидуального логопедического занятия
для детей с общим недоразвитием речи
1-2 уровня
Расширение, уточнение и активизация
словаря. Формирование умения составлять
простое распространенное предложение.
Закрепление умения договаривать
предложение. Отвечать на вопросы одним
словом. Закрепление правильного
произнесения гласных звуков «Э», «У»,
«Ы» и звуковых рядов со звуком «П».
Активизация речевой деятельности.
Развитие мышления, зрительной и слуховой
памяти, речевого слуха, фонематического
слуха, зрительного внимания. Развитие
общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитание плавного длительного выдоха.
Формирование положительной
установки на занятие. Воспитание навыков
речевой деятельности.
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями
сказки «Репка»
№ пп
Порядок
проведения занятия
Оборудование
I.
Организационный момент.
Логопед:
Посмотри, кто к нам пришел? Это собака
– Жучка. Поздоровайся с Жучкой.
Ребенок:
Здоровается
Логопед:
Жучка нам что-то принесла!
Мягкая игрушка
Собака — Жучка
II.
Развитие плавного длительного выдоха
Логопед:
Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо
Жучка. Повтори
Ребенок:
Повторяет
Сдувалочка
«Сдуй тучки»
Логопед:
Солнышко закрыли тучки. Оно не может
светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.
Ребенок:
Сдувает по очереди три тучки
Логопед:
Молодец, солнышко снова светит и
улыбается. Покажи, как солнышко
улыбается.
Ребенок:
Показывает
III.
Закрепление произношения гласных
звуков «Э», «Ы», «У»
Логопед:
Жучка нам еще что-то принесла. Смотри,
кто это.
Ребенок:
Мишка
Сюжетные
динамические картинки:
«Мишка идет»,
Логопед:
Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э».
Повтори
Ребенок:
«э-э-э».
Логопед:
Как мишка громко поет?
Ребенок:
«Э-Э-Э».
Логопед:
Как мишка тихо поет?
Ребенок:
«э-э-э».
То-же
с картинками:
-Самолет
летит «Ы-Ы-Ы»
-Паровоз
движется «У-У-У»
Сюжетные
динамические картинки:
«Самолет
летит»,
«Паровоз
движется»,
IV.
Слоговые дорожки. Закрепление
правильного произношения слогов со
звуком «П».
Логопед:
А теперь давай походим по волшебной
дорожке. Разверни её.
Ребенок:
разворачивает дорожку
Координирующая
дорожка (коврик со следами)
Логопед:
Наступай на следы и произноси:
«па-па-па»
Ребенок:
идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»
То
же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»
V.
Пополнение и активизация словаря
(односложные слова с закрытым слогом)
Логопед:
Жучка нам принесла мешочек. В нем
что-то лежит. Достань.
Ребенок:
Достает и выкладывает на столе картинки
Волшебный
мешочек и набор картинок: дом, сыр,
лук, мяч, сок, мед
Логопед:
Называет картинки. Затем предлагает:
покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.
Ребенок:
Показывает
Логопед:
Показывает по очереди картинки и
спрашивает: «Что это?»
Ребенок:
Называет
VI.Формирование
фразы с прямым дополнением
Логопед:
Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Ребенок: На
мяч.
Набор картинок:
дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед:
Теперь ты попроси у меня мяч.
Ребенок: Я
хочу мяч. Дай мне мяч.
Так
обговаривается каждая картинка
VII.
Физминутка
Логопед:
Мы играем на гармошке. Громко хлопаем
в ладошки. Головой слегка качая, кверху
руки поднимаем. Наши ножки тот, топ.
Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки
опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребенок:
выполняет упражнение
VIII. Закрепление
умения договаривать предложение и
отвечать на вопросы
Логопед:
Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри
какая сказка спрятались в крупе:
Ребенок:
Достает из миски с крупой предметы и
выкладывает их на столе.
Деревянные фигурки;
сказка «Репка» (дед, бабка, внучка,
Жучка, кошка, мышка и репка).
Логопед:
Кто это?
Ребенок:
дед, баба и т.д. и т.п.
Логопед:
Все достал? Какая это сказка?
Ребенок:
Репка
Логопед:
Ну что, начнем? Посадил дед…что?
Ребенок:
репку
Логопед:
Выросла репка Какая?…
Ребенок:большая пребольшая (показывает)
Логопед:
Стал дед тянуть …Что?
Ребенок:
репку
Логопед:
Тянет- потянет – тянет потянет
(совместный показ), а вытянуть ….
Ребенок:Не может
Логопед:
Позвал тогда дед кого? (показ)
Ребенок:бабку
И тд. по тексту
до конца сказки
Логопед:
Кто посадил репку?
Ребенок: дед
Логопед:
Кто помогал деду тянуть репку?
(показ)
Ребенок:
Баба, Маша, собака, кошка, мышка
Логопед: Молодец!
IX.
Заключительная часть
Логопед:
Кто к нам сегодня приходил в гости?
Ребенок:
Жучка
Логопед:
Что нам жучка принесла? (показ)
Ребенок:
отвечает, логопед помогает (солнышко,
мишку, паровозик, самолет, мешочек)
Логопед:
тебе понравились Жучкины задания?
Ребенок: Да.
Логопед:
Какую сказку мы рассказали Жучке?
Ребенок:
Репка
Логопед:
Жучка! Тебе понравилась наша сказка?
Жучка: Очень
понравилась. Спасибо.
X.
Поощрение
Логопед: Ты
хорошо сегодня позанимался и Жучка
дарит тебе картинки. Дома обязательно
расскажи эту сказку маме.
картинки с
изображением героев сказки «Репка»
Логопед:
А теперь мы пойдем с тобой в группу.
Скажи всем до свидания.
Ребенок: До
свидания.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия
для детей с ОНР 2 уровня (средняя группа)
на тему « Обувь»
Цель занятия: обогащение словаря по теме, развитие экспрессивной речи, внимания.
Задачи:
• расширение и активизация пассивного и активного словаря;
• закрепление лексической темы «Обувь»;
• развитие связной речи;
• развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания;
• развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: карточки «Обувь», серия сюжетных картинок, изображение башмачка, разноцветные пуговицы, мягкие игрушки мишка, заяц, кукла.
. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Дарина! Давай с тобой поздороваемся. Ребёнок здоровается с логопедом.
Логопед: Посмотри, какая на улице сегодня погода, светит солнышко. Давай улыбнёмся друг другу.
Ход занятия.
1. Задание на обобщение.
Сегодня наши игрушки собираются на улицу и совсем не знают, что им нужно обуть на ножки. Сейчас мы будем вместе с тобой подбирать для них обувь. Давай посмотрим на картинки и назовём, что на них нарисовано. Ребёнок вместе с логопедом раскладывает и называет картинки по теме «Обувь».
Логопед: Дарина, а как это всё называется одним словом? Ребёнок отвечает: Обувь.
2 .Логопед: Дарина, конечно, у наших друзей вся обувь маленькая, поэтому мы и будем называть её ласково. Игра «Большой – маленький». Ребёнок называет: сапоги – сапожки, туфли – туфельки, тапки – тапочки, ботинки – ботиночки.
3 Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Дарина, а давай мы с тобой сейчас узнаем, всем ли игрушкам хватило обуви.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем в первый раз,
сколько обуви у нас (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу);
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Даринки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибаем по одному пальчику).
3.Логопед: Ой, Дарина, пока мы с тобой считали обувь, наши друзья всё перепутали, давай найдём лишний предмет. Игра « Четвёртый лишний».
Ребёнок показывает и называет лишний предмет. Это шапка, потому что она не обувь.
4. Логопед: Дарина, кажется, наши зверюшки не только всё перепутали, но ещё и растеряли свою обувь. Давай найдём пару обуви. Игра « Найди такой же».
Ребёнок отыскивает пару и соединяет карандашом.
Логопед: Дарина, а какая обувь у тебя есть? Покажи и назови. Ребёнок отвечает: У меня есть ботинки. У меня есть туфли. У меня есть сапоги.
5. Логопед: Мы справились с заданием, нашли нужную пару обуви, а теперь можно немного повеселиться. Сегодня мы будем играть с мышонком. Игра «Разложи по порядку». Педагог предлагает ребёнку разложить картинки по порядку. Затем вместе составляем рассказ. Если ребёнок затрудняется, педагог помогает. Кот спал. Мышонок взял трубочку. Мышонок выпил молоко. Кот проснулся и разозлился. Мышонок смеялся.
Логопед: Какой кот? Ребёнок отвечает: Кот глупый, толстый, ленивый. А какой мышонок? Мышонок хитрый, быстрый, весёлый, умный.
6. Логопед: Дарина, а давай сейчас вместе с тобой сами украсим наш башмачок. Игра на развитие мелкой моторики с пуговицами. Педагог просит ребёнка выложить по контуру башмачок пуговицами, а затем украсить его оставшимися пуговицами по своему усмотрению.
7. Логопед: Дарина, посмотри, наши игрушки довольны, говорят тебе спасибо за красивый башмачок. А сейчас им пора отдыхать.
8. Итог занятия.
Логопед: Дарина, тебе понравилось сегодня играть с нашими зверюшками? Ребёнок отвечает.
Логопед: Что мы сегодня обували нашим друзьям? Ребёнок называет. Наше занятие закончилось. Друзья дарят тебе наклейку.
Источник
нина полукова
План-конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР II уровня по автоматизации звуков [З], [З’]
Тема: «Хочу правильно говорить»
Автоматизация звука [З] [ЗЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Автоматизировать правильное произнесение звука [З] [ЗЬ].
в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Учить различать звуки по твёрдости-мягкости.
Закреплять изученные буквы, слоги.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие,
развивать артикуляционную и мелкую моторику,
зрительную, слуховую память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у ребёнка навык самоконтроля за правильным произнесением поставленного звука.
Формировать коммуникативные качества у ребёнка (сотрудничество, взаимодействие).
Формировать положительную мотивацию, интереса к занятиям.
Получать удовлетворение от выполнения задания.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Зеркало, ноутбук, стол, игрушки Незнайка, Зайка, собака Трезор, значки-цветочки, набор прищепок, коробка, чудесный мешочек, ваза, закладка, слоги, фишки, дидактическое пособие «Угостим обезьянок», компьютерная игра » Услышь звук«.
Предварительная работа:
Разработка конспекта занятия.
Подбор дидактического материала.
Постановка звуков [З] [ЗЬ] .
Введение их в слоги, слова, предложения, в речь на индивидуальных занятиях.
Заучивание стихотворения «Зайка и Зоя», «Забор».
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков с использованием ИКТ.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед Здравствуй, Никита, я рада тебя видеть. Ты пришёл заниматься? Чему ты хочешь научиться? (Ответ)
Посмотри, у нас гости. Кто пришёл к нам сегодня? (Незнайка, Зайка)
Незнайка часто приходит? Почему? (Ответ)
Какой Зайка к тебе приходил? (Белый) Сегодня Зайка прислал своего друга. Какой он (Сказочный, золотой и у него есть колокольчик-звоночек).
2. Уточнение артикуляции, фонетической характеристики [З] [ЗЬ]
Логопед Никита, какие звуки учимся правильно произносить? Ответ [З] [ЗЬ]
А что должен делать язычок, чтобы правильно произносить эти звуки?
Где он должен быть? Вверху или внизу? (Внизу) И что делает?
(Горочку) Покажи.
А зубы что делают? (Заборчик) Показывает.
Теперь правильно произнеси звук [З]. Какой это звук твёрдый или мягкий звук? (Твёрдый)
Произнеси звук [ЗЬ]. Какой он? (Мягкий)
3. Речевая зарядка (Проговаривание слогов каждому цветочку.)
Логопед Сейчас покажешь гостям речевую зарядку, которую ты делаешь на каждом занятии. Каждому цветочку надо сказать слоги.
За-за-за
Зо-зо-зо
Зу-зу-зу
Зы-зы-зы
Зи-зи-зи
4. Игра «Услышь звук» (Компьютерная игра)
Покажем нашим гостям игру «Услышь звук«? (Проговаривает услышанное слово, определяет наличие звука.)
Логопед Скажи, Никита, в какую игру ты ещё любишь играть?
(«Угостим обезьянок»)
5. Игра «Угостим обезьянок»
Логопед Как зовут обезьянок?
(Зоя, Зина)
Ты будешь Зое и Зине раздавать бананы. Будь внимателен.
(Называет картинку и определяет, кому отдать.)
6. Динамическая пауза
Логопед Сейчас я хочу, чтобы ты отдохнул, поиграл с прищепками, называя цвета. Тебе надо построить забор.
(Ребёнок строит забор из прищепок, называя цвета. В это время выставляется на столе домик и собачка. Мальчик рассказывает, что он делал, читает стихотворение «Забор») .
Возле дома забор
я построил быстро
И собачка Трезор
охраняет этот дом
7. Игра «Найди слог»
Логопед Никита, ты знаешь, Незнайка хочет пойти в школу. Ты тоже собираешься в школу (Да) Ты знаешь игру «Найди слог»? (Да) Незнайка хочет посмотреть эту игру. Покажешь? (Да)
Логопед Найди слог — за зо зу зы зэ
Найди слог — зи
(Находит, читает и выставлет на доске.)
Скажи, пожалуйста, как слышится звук [З] в слогах – за зо зу зы зэ
(Твёрдо) Какую фишку возьмёшь? (Синюю)
А в слоге – зи как слышится? (Мягко) Какую фишку надо взять? (Зелёную)
8. Чистоговорка «Зайка и Зоя»
Логопед Никита, когда приходил беленький Зайка, я знаю, ты выучил чистоговорку.
Нашему сказочному золотому Зайке расскажешь?
Рассказывает чистоговорку «Зайка и Зоя».
Зайка не спит, Зою зовёт
Зайке коза спать не даёт
Возьмите козу, замкните козу
Мой зайка заснёт в тазу
Зайка зевнёт и Зоя зевнёт
Зайка заснёт и Зоя заснёт
9. Сюрпризный момент
Логопед Золотой Зайка улыбается, что-то хочет мне сказать. (Подносит зайчика к уху).
Он сказал, что Никита очень хорошо занимался, показал интересные игры и Зайка приготовил сюрприз, но его надо найти. Здесь три предмета. Сюрприз находится в том предмете, в названии которого слышится звук [З] .
Это что? (коробка) Слышится звук [З]? (Нет)
Чудесный мешочек. Слышится звук[З]? (Нет)
Ваза. Слышится звук [З]? (Да)
Под вазой находят закладку
Логопед Это хорошая закладка для книг. Мама читает тебе книги? (Ответ) Потом сам научишься читать и будешь использовать закладку от сказочного Зайки. Поблагодари Зайку. (Спасибо)
10. Итог Что тебе понравилось сегодня на занятии? (Ответ)
Прощается с гостями.
Использованные материалы:
Скворцова И. В. «Логопедические игры» Изд. «ОЛМА Медиа Групп» (2015)
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 528 с.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М., Просвещение, 1995
Большакова С. Е. Преодоление слоговой структуры слова. Дидактический материал, – М.: ТЦ Сфера, 2007
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — М.: Гуманит. Изд. центр
ВЛАДОС, 2001.-224с
Компьютерная игра «Услышь звук».
Дидактическое пособие «Угостим обезьянок».
Источник