Индивидуальное развитие ребенка в школе

Индивидуальное развитие ребенка в школе thumbnail

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях школы-интерната

«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста  успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

В.А. Сухомлинский

Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.

Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.

   Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.

Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.

Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников  при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.

Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят  Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.

Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих  педагогических условиях:

 – восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.

– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)

– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)

Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.  Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.

 – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.

Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.

Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.

Читайте также:  Теория нравственного развития ребенка кольберга

Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».

Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание  индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.

Источник

6

Доклад

по теме:

«Развитие индивидуальности ребенка в школе».

выполнила Федина М.А.

2016-17 учебный год.

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. В прошлое уходят технологии, которые подавляли личность детей, воспитывая серую массу, лишенную индивидуальности.

Современное образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности. Школа — тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном.

Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ученика реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.

Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения я стараюсь, чтобы ученик:

— получал возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведения;

— вырабатывал силу воли, так как, иногда действует вопреки своим желаниям и интересам, учился управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации;

— учился преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;

— развивал способность быстрого принятия решений;

— удовлетворял свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении,

— учился продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

— овладевал мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс и условия его реализации. Технология личностно- ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Каковы же принципы построения личностно – ориентированного обучения?

— учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

— изложение знаний в учебнике (учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика);

— в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

— активное стимулирование ученика к самой ценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития;

— конструирование и организация учебного материала, предоставляющее ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;

— выявление и оценка способ учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, продуктивно;

— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;

— образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.

Я считаю, что урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.

Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.

Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий.

Каковы особенности построения личностно- ориентированного обучения в школе?

На уроках личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.

Составляется личностно-ориентированный план по предмету, в котором указываются׃

— наименование тем или разделов курса;

— временные рамки тем или разделов;

— понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

— индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

— учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока- лекционный и практический.

Читайте также:  Задержка в физическом развитии ребенка

На уроках- лекциях ведется объяснение нового материала учителем. В классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате которых ученики приходят к нужному выводу. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся.

После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃

— репродуктивного характера;

— алгоритмического;

— творческого.

Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы׃ кто? что? где? когда? Описание, пересказ, правило, работу с картой или справочником.

Задания алгоритмического уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке « хорошо». Типовыми для данного уровня являются вопросы׃ почему? зачем? как? в чем суть?

Задания творческого уровня направлены на развитие у детей самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке « отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, перечислить преимущества или недостатки.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы, по теме данные в учебнике. При этом задания не обязательно переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены. При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

А теперь поговорим о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.

Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.

Во-вторых, она универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение, технологию укрупненных дидактических единиц.

В-третьих, каждый учитель автоматически становится в позицию исследователя, соавтора, находится в режиме постоянного поиска.

По данной технологии я работаю на протяжении нескольких лет. Применяю ее на уроках математики, алгебры и геометрии. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по «ключу», либо это взаимопроверка в парах, в четверках. Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку своему настроению. Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок.

По-моему мнению положительные стороны технологии личностно-ориентированного обучения очевидны, т. к. в полной мере создаются благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995

Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 2000.с 94

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап — результативно-коррекционный

1 этап — информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

— наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап — организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

Читайте также:  Понятие и факторы психического развития ребенка

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

— диагностика познавательной деятельности учащихся;

— исследования эмоционально-личностной сферы;

— диагностика межличностных отношений;

— диагностика психологического здоровья;

— исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник