Индивидуальное развитие ребенка в коллективе

Лилия Сухань
Индивидуальный подход при формировании детского коллектива.

Как известно, все дети разные, у каждого есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Как же подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия? Ведь от того как педагог сможет найти общий язык со своим воспитанником зависит успешное решение всех педагогических задач, которые стоят перед ним и достигнуть наилучших результатов в воспитании отдельной личности и создании хорошего детского коллектива. Одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности является индивидуальный подход.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Воспитание ребёнка в коллективе – важное условие всестороннего развития его личности. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников,устанавливать дружеские отношения со сверстниками: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

При формировании детского коллектива, воспитании у детей чувства дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу надо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате наблюдений за детьми в играх, на занятиях, а также на основе знакомства с условиями семейного воспитания можно выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у сверстников. Её можно определить как «актив», на который может опираться педагог в целях развития дружеских отношений в коллективе.

Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания первой группы сверстников, но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе относятся дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особенного внимания и помощи.

Для работы с каждой из групп педагог намечает задачи:

— для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

— для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

— для развития умения детей работать в группе сверстников,

— для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Для решения этих задач велика роль индивидуального подхода.

При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы это было не в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив.

В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. В первую очередь следует уделить внимание детям,которые остро в нем нуждаются: робкие, неуверенные, имеющие пробелы в знаниях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы может оказать педагог-психолог, который может предложить систему индивидуальныхкоррекционных игр и упражнений для детей:

I этап – «общение без слов»: игры с использованием мимики, выражения глаз, лица и т. д.

II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».

III этап – «согласованность движений»: игры «Лепим скульптуру», «Составь фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями сверстников при выполнении каких – либо заданий.

IV этап – «общие переживания»: игры, направленные на переживание общих эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.

V этап – «взаимопомощь в игре»: игры, требующие проявлений сопереживания, взаимопомощи, дающие детям возможность помочь и поддержать сверстников (например, игра «Живые куклы»).

VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить ребенка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания, дети не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов»).

Читайте также:  Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как субъекта общения

VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения. Дети должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в формирование дружного коллектива, в активную деятельность в течение дня.

Источник

Лилия Сухань
Индивидуальный подход при формировании детского коллектива.

Как известно, все дети разные, у каждого есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Как же подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия? Ведь от того как педагог сможет найти общий язык со своим воспитанником зависит успешное решение всех педагогических задач, которые стоят перед ним и достигнуть наилучших результатов в воспитании отдельной личности и создании хорошего детского коллектива. Одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности является индивидуальный подход.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Воспитание ребёнка в коллективе – важное условие всестороннего развития его личности. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников,устанавливать дружеские отношения со сверстниками: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

При формировании детского коллектива, воспитании у детей чувства дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу надо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате наблюдений за детьми в играх, на занятиях, а также на основе знакомства с условиями семейного воспитания можно выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у сверстников. Её можно определить как «актив», на который может опираться педагог в целях развития дружеских отношений в коллективе.

Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания первой группы сверстников, но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе относятся дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особенного внимания и помощи.

Для работы с каждой из групп педагог намечает задачи:

— для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

— для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

— для развития умения детей работать в группе сверстников,

— для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Для решения этих задач велика роль индивидуального подхода.

При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы это было не в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив.

В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. В первую очередь следует уделить внимание детям,которые остро в нем нуждаются: робкие, неуверенные, имеющие пробелы в знаниях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы может оказать педагог-психолог, который может предложить систему индивидуальныхкоррекционных игр и упражнений для детей:

I этап – «общение без слов»: игры с использованием мимики, выражения глаз, лица и т. д.

II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».

Читайте также:  Детский центр развития ребенка открыть

III этап – «согласованность движений»: игры «Лепим скульптуру», «Составь фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями сверстников при выполнении каких – либо заданий.

IV этап – «общие переживания»: игры, направленные на переживание общих эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.

V этап – «взаимопомощь в игре»: игры, требующие проявлений сопереживания, взаимопомощи, дающие детям возможность помочь и поддержать сверстников (например, игра «Живые куклы»).

VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить ребенка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания, дети не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов»).

VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения. Дети должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в формирование дружного коллектива, в активную деятельность в течение дня.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Воспитание ребенка в коллективе – важнейшие условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе  положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнедеятельности. Только  в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников: считаться с интересами других, желание оказать им помощь, вместе с ними сопереживать, радоваться их успехам, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием, которого дети становятся более организованными, более сердечными.

При формирование детского коллектива, воспитание у детей чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу необходимо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа — это дети с положительными проявлениями – отзывчивые, пользующиеся авторитетом у детей. Её можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских связей воспитанников и положительных сторон коллектива в целом.

Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания  «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся, замкнуто, не учувствуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой  группе относятся и те дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требует к себе особого внимания и помощи.

Бывают и также дети, которые стараются подметить недостатки у  своих друзей и  «возвысить» свои личные достоинства.

Общие черты, которые служат критерием распределением детей на группы, не служат характеристикой для каждого ребенка, так как у каждого ребенка есть свои индивидуальные проявления, наряду с положительными чертами  у ребенка могут быть и отрицательные проявления.

Коля – обладает хорошими трудовыми навыками, способен к пению и танцам, но с детьми груб и заносчив. Когда не видит воспитателя, может ударить более слабого, при педагоге он исполнителен внимателен.

Саша – отрицательно относится к коллективу, к сверстникам. Он некогда не дерется, но оскорбляет детей.

Паша – хороший организатор игр, всегда выполняет поручения на «хорошо» и «отлично», но очень шаловливый.

Витя – всегда внимателен к детям, пользуется доверием и любовью детей.

Для работы с детьми воспитатель намечает определенные задачи. Застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу, опираясь на «актив», обязательно обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей. Детей второй группы педагог помогает влиться в «актив».

Немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, воспитатель, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь к коллективу, в решение это задачи велика роль индивидуального подхода.

При проведении и организации любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. Работа должна быть интересной по своей форме и содержанию, а время проведения – недолговременным, чтобы это не было в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, интересов, желаний. Индивидуальные беседы, занятия, дидактические игры, чтение сказок вносится в общем плане работы необходимо указать, с кем и что намечается провести, воспитатель должен записать какая работа была проведена, полученные результаты и последующие мероприятия.

Читайте также:  Моторика и психическое развитие ребенка до года

Индивидуальную работу необходимо проводить с теми детьми, которые более всего в это нуждаются.

В качестве примера работа, которая проводилась воспитателем с мальчиком.

Ребенок имел некоторые отклонения в осанке: сутулился, голова почти всегда опущена, шаркал ногами при ходьбе. Мальчик рос молчаливым, замкнутым, нелюдимым. При посещении семьи выяснилось, что условия быта хорошие, но родители мало заботятся о сыне, не оказывают ему должного внимания. В семье трое детей он старший и вся родительская любовь и внимание сконцентрирована на младших. Мальчик был предоставлен сам себе.

Необходимо было приобщить ребенка к коллективу, привлечь к  участию в играх и работе на занятиях.  

Для этого необходимо самому воспитателю установить доброжелательные, дружеские отношения с ребенком, вызвать у него доверие. Индивидуальные формы  общения с мальчиком являются тем «мостиком», который помогает ввести его в коллектив.

В результате наблюдений было замечено, ребенок аккуратен, всегда моет руки без напоминания, любит рассматривать иллюстрации в книгах, собирать пазлы. Речь монотонная и говорит очень тихо.

На индивидуальных занятиях мальчик оживился, его лицо теряло выражения безразличия. При дальнейшей работе с ребенком воспитатель договорился с родителями, чтобы они почаще с ним беседовали, читали книги, играли в игры.

Плодотворная работа педагога и родителей принесла положительный результат, мальчик стал  работать на занятиях, участвовать в играх с детьми, особенно стали, нравиться сюжетно — ролевые игры. Дети постепенно изменили к нему отношение.  

Индивидуальные занятия можно считать одной из самых важных форм осуществления индивидуального подхода к детям, эта работа должна проводиться систематически. Дети любят такие занятия, боятся, чтобы про них не забыли, и сами напоминают, что им пора заниматься.

Проводя индивидуальную работу с ребенком, могут  участвовать и другие дети, они радуются успехам своего друга, огорчаются при неудачах, сопереживают ему. Эти общие переживания очень важны в воспитании чувства коллективизма, дружбы. Ценность этих качеств неоднократно подчеркивала

 Н. К. Крупская « с самих ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Так же проводятся и не запланированные индивидуальные задания, например, что бы закрепить у отдельных детей новые знания, умения и навыки или поддержать интерес.

Карина — умела придумывать интересные и сложные для детей задачки. Общие занятия по счету не удовлетворяют ее полностью. После занятий, на прогулке можно водить, как около Карины и воспитателя собираются дети и все вместе они обсуждают и решают придуманные девочкой задачи.

Большое воздействие на поведение ребенка влияет общественное мнение, оно помогает вырабатывать у них согласованные действия.

Степан с первых же день неохотно оставался в школе. Свое недовольство выражал тем, что падал на пал, стучал ногами, кричал и никого не признавал.

В беседе с родителями выяснилось, что такое поведение ребенка привычное. Мальчик очень болезненный и его нельзя волновать.

Ни  уговори педагога — ни чего не привлекало внимание Степана. И тогда педагог обратился за помощью к детям. Когда внеочередной раз Степан лежал на полу и кричал, воспитатель организовал игру «Кот  и мыши» и предупредил если Степан останется лежать на полу, то кот может поймать и эту мышку. Степан прислушался, перестал кричать, но как только кот приблизился к нему, он не выдержал, вскочил и убежал в сторону.

На следующий день мальчик снова пытался капризничать. Воспитатель опять организовал игру. Степан сам встал, отошел в сторону и стал наблюдать за игрой. Дети пригласили его поиграть вместе. Он не согласился, но не перестал наблюдать за детьми. А через несколько дней Степан уже и сам играл вместе с детьми.    

В течение дня воспитатель должен найти возможность для общения с каждым ребенком, это общение может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем очень нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, пробелы на занятиях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы при формировании детского коллектива могут оказывать психолог, социальный педагог.

Список литературы

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. Москва, 1968
  2. Николаев Л.Н. Воспитывать человека. Москва, 1979
  3. Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. Москва, 1976
  4. Чечет В.Г. Умеем ли мы общаться с детьми? Минск, 1983
  5. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. Москва, 1972

Источник