Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка thumbnail

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа.

1. Новорожденный — на данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.

2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования лежат в основе формирования отношений ребенка с близкими взрослыми.

3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.

4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций. (38)

Давайте рассмотрим каждый этап более подробно.

При рождении ребенок обладает тремя эмоциями, как считает Я. Дембовский: гнев, который проявляется как реакция на ограничение в движении, страх, как реакция на сильный и резкий звук и удовольствие, возникающее при укачивании малыша. (13)

Выражением эмоций служит плач, но иногда можно различить что-то похожее на улыбку, но скорее всего она носит рефлекторный характер и не связана с окружающими событиями.

Постепенно улыбка приобретает более осознанный характер на различные стимулы. Так М.Ю. Кистяковская отмечает, что дети в возрасте 3-4 месяцев проявляют улыбку на обращение к ним со стороны любого взрослого, в то время как 5-6 месячные дети прежде, чем улыбнуться, сосредотачиваются и долго смотрят на взрослого и лишь затем выдают ту или иную эмоциональную реакцию. Примерно в 2,5-3месяцауребенкапоявляетсясоциальнаяулыбка, обращенная к другому человеку. На приближение человека малыши реагируют улыбкой и движением в его сторону. Именно сейчас, в этот момент, для ребенка важно установление социальных контактов. Появляется новый вид эмоционального реагирования — формирование аффективно-личностных связей. (23)

В возрасте трех месяцев младенцы уже готовы воспринимать эмоции родителе. Они ждут выражения их на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим.

Мать также готова воспринимать эмоции младенца и может ответить на них заранее. Возникает взаимная связь между матерью и ребенком, которая необходима для его выживания. Именно эмоции являются цементирующим фактором взаимной привязанности. (20)

Ребенок стремится разделить положительные переживания со взрослыми.

Так проявляются его аффективно-личностные связи.

Во второй половине первого года жизни социальные контакты ребенка проявляются не только в положительной, но и в отрицательной ситуации. У детей появляется страх незнакомых людей, новых помещений. Он становится робким и настороженным.

Если ситуативно-личностного общения между младенцем и взрослыми недостаточно, то аффективно-личностные связи не устанавливаются. Это ведет к нарушению эмоционального, а также общего психического развития ребенка.

Изначально первые эмоции младенца обусловлены биологическими потребностями (в свободе, защите, удовольствии), а вот дальнейшие эмоциональные реакции связаны с интеллектуальным развитием.

Основываясь на данных некоторых исследований можно говорить о том, что ребенок в конце первого года жизни способен понимать соответствие эмоций конкретным ситуациям.

Как отмечал А.В. Запорожец дети раннего младшего возраста с запозданием выдают эмоциональную реакцию на ситуацию, неспособны понимать эмоциональные состоянии других людей. (18)

Если дети видят, что другим плохо, они не знают, как им реагировать. Способность понимания чужого горя формируется между 18-ю и 24-я месяцами. В таком же диапазоне рождается социальная эмоция смущения, стад, гордость и вина.

Несмотря на то, что к двум годам дети начинают пользоваться словами, которые имеют отношения к эмоциональной сфере, по мнении Саарни осознанное понимание возможно лишь к трем годам.

В возрасте 2-3 лет дети могут показывать такие эмоции, как радость, гнев, отвращение, огорчение, удивление, стыд. Это свидетельствует о том, что они уже отличают свои эмоции от чужих.

На 3-м году жизни могут пояснить свои отрицательные эмоции, находят связь между желаниями и эмоциями.

С вступлением детей в дошкольный возраст у них развивается способность определять эмоциональные состояния других людей. Изучением данного вопроса подробно занималась А.М. Щетинина. Основываясь на общих возрастных закономерностях восприятия и особенности эталона экспрессии, она выделяет шесть типов восприятия детьми эмоций. (43)

Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения, следствием чего служит снижение контактов в общении и сложность в восприятии эмоций других.

С переходом ребенка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции. Раздражители, которые могли вызвать эмоциональную реакцию у дошкольника, теперь не будут иметь для него такое значение. Младшие дошкольники могут бурно реагировать на ситуации, которые его задевают, но они способны сдерживать эмоциональные реакции усилием воли.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. (23)

Младшие школьники лучше ориентируются в положительных эмоциях, нежели в отрицательных, легче могут понимать эмоции в уже известных ситуациях, но имеют трудность перевода в слова эмоциональных переживаний.

В младшем школьном возрасте ярко проявляется социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. (23)

Характерные особенности эмоциональной сферы подростков:

1) эмоциональные переживания становятся более устойчивыми;

2) обладают сильной эмоциональной возбудимостью. В связи с этим бурно проявляют свои эмоции и чувства, вспыльчивость, эмоционально включаются в значимые для них ситуации;

3) высокий уровень тревожности, которые порождает эмоцию страха; тревожность в старшем подростковом возрасте связана с новым видом общения — интимно-личностный, который влечет за собой проявление различных эмоций, в том числе и страха быть нелепым, не таким как все.

4) страх отвержения группой из-за принадлежности к ней. Именно принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте оказывается сильным и важным фактором в развитии подростков. Осуждение взрослыми воспринимается не так остро, как со стороны товарищей.

5) противоречивость чувств

Т.А. Немчин описывает следующие особенности у лиц пожилого возраста: выражается динамика эмоциональных состояний, проявляющаяся в лабильности эмоций или наоборот в их инертности; высокая устойчивость высших эмоций.

У пожилых людей устойчиво преобладает определенная модальность: раздражение, грусть, тревога. Они часто подвержены тревожному и депрессивному состоянию. У другой группы лиц позднего возраста практически отсутствуют изменения высших эмоций, что позволяет проявлять оптимистический взгляд и бодрость.

В связи изменением социального статуса — выход на пенсию, приспособление к новым условиям, отмечаются такие особенности эмоциональной сферы, как проявление негативных переживаний, снижение самооценки, или же позитивных, связанных с обретением свободы от трудовой деятельности, сохраняется высокая работоспособность. С течением времени у всех пожилых людей формируются положительное отношение к новой социальной роли.

Эмоциональная сфера претерпевает изменения, связанные как с физическим, так и с психическим состоянием человека. Неспособность сохранять адекватное поведение в общении, заставляет пожилых отказываться от него, что приводит к возникновению чувства одиночества. Переживая одиночество, они все глубже уходят в себя — это вызывает чувство вины, за неспособность изменить ситуацию.

Имеются сведения о гендерных различиях в переживаниях эмоций в пожилом возрасте. Так, в частности, отмечается, что с возрастом ощущение счастья у мужчин повышается, а у женщин снижается. Последние чувствуют себя наиболее счастливыми в молодом возрасте, во всяком случае, до рождения детей. (35)

Психологическая характеристика детей с трудностями в поведении.

Из психологических исследований можно заключить, что одно из главных мест среди проблем и трудностей у детей занимает нарушение поведения.

Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определения понятия и типологию нарушений поведения у детей. В справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В психологических словарях поведение трактуется как целенаправленная система последовательно выполняемых действий; движения человека, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. (38)

Аффективные дети.

Аффект (от лат. affectus — сильные эмоции) — сильное кратковременно эмоциональное состояние, которое сопровождается резкими двигательными проявлениями

Незначительные дополнительные обстоятельства требуются ребенку, чтобы его имеющееся возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективное поведение вызывается различными причинами и бывает различных степеней тяжести.

Дети с аффективным поведением демонстрируют негативизм, повышенную конфликтность, раздражительность. Возникает разрыв, противоречие между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Это сопровождается тяжелыми эмоциональными состояниями неудовлетворенности, чувством эмоционального неблагополучия.

Характеристика аффективных детей зависит от того, насколько неудовлетворенные потребности соотносятся с другими потребностями ребенка. Так, одна группа детей отвергает свои неудачи, чтобы сохранить привычную самооценку, обвиняют в этом окружающих. Демонстрируют заносчивость, агрессивное поведение, негативизм, стремление к самоутверждению. Другие дети наоборот ставят более легкие цели и стремятся достичь успеха. Для них характерно неуверенность, страх разочарования; имеют ранимость, повышенную обидчивость. При длительных аффективных переживаниях и форм поведения приводит к закреплению и становятся устойчивыми чертами характера. (25,19,17) Дети с гипердинамическим синдромом.

Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический синдром)- распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.

Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете — асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

Источник

Общая характеристика развития эмоциональной сферы дошкольника

Эмоция — первая форма связи ребенка с внешним миром. Уже в период от первых двух до 12-ти ч на лице ребенка может появиться движение губ, напоминающее улыбку. Новорожденный ребенок способен испытывать страх в ответ на сильный звук или внезапную потерю опоры, неудовольствие при ограничении движений, удовольствие при покачивании и поглаживании. Рассматривая эмоциональные реакции у новорожденных как показатели врожденных потребностей, их обусловливающих, исследователи отмечают, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают потребности в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев) и потребности в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие). Эти потребности являются фундаментом, на котором в будущем формируется эмоциональная сфера человека[1][2].

В раннем детстве эмоции доминируют над другими сторонами психической жизни ребенка. С возрастом постепенно увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными.

У дошколника возрастает умение контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: эстетические, познавательные, нравственные и др.1

Эстетические чувства проявляются в переживании радости и восторга при взгляде на прекрасное, отвращения — при взгляде на безобразное, в любовании природой, красивыми картинками в книге, в отклике на музыкальные произведения. Дошкольник способен проявить чувство юмора.

0 развитии познавательных чувств свидетельствуют проявления любознательности, интереса к новым предметам и объектам, желание открыть для себя новое, неизведанное, многочисленные «Почему?», задаваемые взрослому. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребенка. Выявляется способность к предвосхищению результатов собственных поступков, реакции на них окружающих. Например, дошкольник уже понимает, чем он может обрадовать или огорчить маму.

Видоизменяются и формы выражения чувств. Меняется экспрессия. Дети активно осваивают выражение чувств с помощью мимики, пантомимики, интонации. Речь способствует их большей осмысленности и осознанности. Выражая собственные чувства, дошкольник начинает лучше понимать и эмоциональные реакции другого человека, распознавать их по выражению лица, тону голоса. Например, по выражению лица мамы, ее движениям ребенок понимает, сердится ли она на него, ободряет или предостерегает от чего-то.

На базе дифференциации эмоций другого человека происходит и развитие социальных эмоций — эмпатии, сочувствия, сопереживания. Нравственное развитие невозможно, если ребенок не может понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, не может управлять своими эмоциями.

Исследователями приводятся следующие нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка[3][4].

В первую неделю жизни у младенца может возникнуть улыбка в ответ на голос человека. К пятой недели улыбку уже вызывает вид человеческого лица. В 2—3 мес. улыбка проявляется спонтанно. В ответ на внимание взрослого у ребенка возникает так называемый «комплекс оживления»: ребенок не только улыбается, но и реагирует всем телом (ручками, ножками, издавая звуки голосом).

Примерно на 4—5 мес. ребенок начинает отличать мать от других людей. И вид чужого лица уже редко вызывает его улыбку. Он начинает предпочитать знакомые лица[5].

В 6—7 мес. ребенок не только реагирует на лицо матери, но и тянется к игрушкам, улыбается им.

В 8—10 мес. он замечает и положительно реагирует на детей своего возраста, реагирует на изменение лица матери и близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы — страх, слезы).

В 1 — 1,2 года проявляется дифференцированное отношение к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать «можно» и «нельзя», радуется, произнося слова. Для этого возраста характерна легкая «заражаемость чувствами» других людей, на основе чего происходит формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет у ребенка формируется чувствительность к оценке его поведения взрослыми, она может стать для него источником переживаний, он стремится «быть хорошим» для родителей, заслужить положительную оценку окружающих. Под влиянием порицания взрослых у детей формируется чувство стыда.

К 1,5—2 годам у детей возникает чувство симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства (любознательность, интерес), эстетического (предпочтение некоторых мелодий, стремление повторить элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги).

В 2—3 года у ребенка, особенно под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду, начинают формироваться общественные чувства, радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов: «Что?», «Почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5—4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов ребенка1. Исследователи отмечают также, что дети данного возраста хорошо понимают положительные эмоции, но плохо дифференцируют отрицательные. Понимание психических состояний носит ситуативный характер[6][7].

В 4—5 лет продолжает развиваться чувство привязанности к сверстникам, возникает чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы они научаются сдерживать свои эмоции, выражать их произвольно с помощью мимики и пантомимики. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

После 4 лет дети научаются различать свои эмоции и эмоции других людей, а также отличать причины собственных эмоций и эмоций других.

В 5—6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — чувство радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют ответы учителю)1.

Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. По данным А. И. Захарова, мальчики наиболее сензитивны в возрасте 5 и 9 лет, девочки — в 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3—5 и в 7—10 лет, а у девочек — на всем протяжении дошкольного возраста (3—7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, после чего уменьшаются и вновь увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики характеризуются более выраженными показателями возбудимости и оцениваются родителями как более нервные, чем девочки. Причем, нервность мальчиков повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте[8][9].

Источник