Индивидуальная траектория развития личности ребенка

Индивидуальная траектория развития личности ребенка thumbnail

ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования

2 слайд

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них — принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

3 слайд

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.

Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.

Дети различаются:

разным уровнем гибкости мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;

разным темпом усвоения знаний — одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;

в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Возникает сложная проблема перед воспитателем — учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение – это личностно — ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового

Слайд 4

Понятие “индивидуальная образовательная траектория

обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

деятельностный — специальные педагогические технологии.

процессуальный — организационный аспект

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

слайд 5

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:

для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут

можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка волжский

7 слайд

Принципы построения образовательного маршрута:

Принцип психологической комфортности

Принцип демократизации

Принцип индивидуализации

Принцип гуманизма

Принцип дифференциации и интеграции

Принцип развивающего обучения

Принцип творчества

Принцип естественной двигательной активности

8 слайд

Компоненты образовательного маршрута:

целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

9 слайд

Этапы создания образовательного маршрута :

Цель:

1. Выявление дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.

2. Определение причин трудностей ребенка.

Этап конструирования образовательного маршрута.

Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Этап реализации.

через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,

организацию совместная деятельность педагога с детьми,

создание условий для самостоятельной деятельности,

Этап итоговой диагностики.

Проводится завершающая диагностика.

Цель: выявить результаты действия маршрута.

10 слайд

Типы индивидуального образовательного маршрута

Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.

ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.

ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.

ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста

11 слайд

Комплекс факторов выбора индивидуального образовательногомаршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

— профессионализмом педагогического коллектива;

— возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;

— возможностями материально-технической базы детского сада.

12 слайд

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:

— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

13 слайд

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов

Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

14 слайд

Оформление индивидуального образовательного маршрута

Источник

Педагогическое сопровождение

индивидуальной траектории развития ребенка.

Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.

Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

При подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников

МБОУ СОШ №44 г.Хабаровск- «Адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС»,.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Читайте также:  Что умеет трехмесячный ребенок развитие

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и др.;

  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;

  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;

  • групповое;

  • на уровне класса;

  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика;

  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

  • Выявление и поддержка одарённых детей.

  • Дифференциация и индивидуализация обучения.

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Читайте также:  Питание в физическом развитии ребенка

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;

  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;

  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;

  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;

  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);

  • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);

  • организация заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование

  • просвещение;

  • профилактика;

  • коррекционно-развивающая деятельность;

  • диагностика;

  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.

  • Представление результатов на педагогических советах, совещаниях, заседаниях ШМО.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.

  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Диагностический минимум.

  • Углубленная психодиагностика:

  • исследование особенностей познавательной деятельности;

    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.

  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:

  • Диагностический минимум.

  • Углубленная психодиагностика:

    • исследование особенностей познавательной деятельности;

    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей.

5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

  • Просветительская и профилактическая работа с учащимися.

  • Родительские собрания и лектории.

  • Организация семинаров для учителей по вопросам современной педагогической психологии.

  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.

Учителя-предметники:

  • участие в проведении родительских собраний;

  • проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;

  • проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;

  • разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;

  • реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;

  • участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.

Классные руководители:

  • организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);

  • составление социального паспорта класса;

  • организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);

  • проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;

  • организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, педагог-организатор, администрация);

  • проведение педагогической диагностики;

  • проведение профилактических программ для учеников.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • отсутствие неуспевающих учащихся;

  • профессиональное самоопределение;

  • активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

  • отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;

  • бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;

  • адекватная самооценка;

  • сформированность Я – концепции личности;

  • оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.

Источник