Индивидуальная работа с ребенком с нарушением в развитии

Алла Терехова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога

с ребенком 3 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

— учить называть основные цвета;

— учить показывать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник;

— учить группировать предметы по цвету и форме;

— учить показывать (называть) некоторые оттенки цвета (оранжевый, коричневый)

— учить дифференцировать объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма);

— учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию;

— учить чередовать два цвета при конструировании,

Упражнения, игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

— учить считать до 5 (показывать нужное количество на пальцах);

— учить сравнивать множества на полосе (больше-меньше);

— продолжать учить находить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); познакомить с их последовательностью,

— упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5,

-учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-учить сравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

— учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

— учить сравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще-тоньше

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

— продолжать учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы,

— закреплять обобщающие понятия;

— продолжать учить показывать и называть времена года, их основные приметы (лето, осень, зима, весна, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры, пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

— учить описывать действия по их демонстрации и по картинкам;

— учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

— учить дифференцировать предлоги: на, под, использовать их в речи

— формировать грамматический строй речи,

— учить высказывать свои желания в речи,

— учить заучивать потешки, маленькие стихи

— развивать способность к переключению внимания,

— развивать концентрацию внимания,

— развивать произвольное внимание,

— развивать объем внимания,

— развивать воображение. Дидактические упражнения, игры, пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животныж и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения, пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

— развивать слуховое восприятие,

— развивать тактильно-двигательное восприятие,

— развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения, пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение,

— развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

(геометрические фигуры,

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти — увеличивать объем памяти,

— развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Репка»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— продолжать учить нанизывать предметы из дерева на шнурок,

— продолжать учить катать пальцами ребристые карандаши двумя руками,

— учить захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания,

— продолжать учить бросать мелкие предметы (фасоль), используя захват щепотью,

— учить проводить карандашом непрерывную линию, прямые линии по пунтирам Оборудование, упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Наборы из дерева «Форма-цвет-размер», «Разноцветные бусы»,

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

«Помоги Золушке»

(пуговицы,

Баночки с фасолью,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»

Результаты коррекционной работы:

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога

с ребенком 1 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Социальное развитие: -учить реагировать на свое имя,

— знакомить с составом семьи, узнавать близких на фотографии,

-учить идентифицировать себя по полу,

— формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками,

— учить выполнять действия с игрушками по речевой инструкции.

-расширять круг предметно-игровых действий Оборудование:

Фотографии членов семьи,

Игрушки (кукла, грузовик, мячик, кубики,

Картинки девочки и мальчика

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — учить различать величину предметов

(большой-маленький);

— учить соотносить и показывать основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий,

— учить соотносить и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал

Упражнения, игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы,

Тетрадь по сенсорному развитию

«Цвет»(Т. В. Лисовская,

«Разложи снежинки»,

«Воздушные шары»,

«Подбери дорожки к домику»,

«Собери цветочек»,

«Подбери ручки к чашкам»,

«Кто правильно закроет кастрюльки»

Формирование элементарных количественных представлений

-учить различать понятия «1- много»,

-учить считать до 2-х (показывать нужное количество на пальцах); понимать вопрос «сколько?»

-учить различать непрерывные множества по количеству (крупа): много-мало,

— познакомить с объемными формами

(шарик-кубик,

— учить находить и показывать части суток: день- ночь (на картинках);

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

контейнеры с крупой,

математические наборы,

картинки частей суток,

шарики, кубики

Ознакомление с окружающим

-учить узнавать и называть по имени сверстников группы,

-продолжать знакомить с игрушками,

— учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы,

— учить понимать обобщающие понятия;

— учить показывать времена года

(лето, зима, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры, пособия:

Картинки по лексическим темам, игрушки,

лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?»,

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

— формировать невербальные формы общения (фиксировать взгляд,

— учить воспроизводить звукоподражания

(би-би, ав-ав и др. ,

-учить понимать действия, изображенные на картинке

— развивать способность к переключению внимания,

— развивать концентрацию внимания,

— развивать произвольное внимание,

— развивать объем внимания,

— развивать воображение. Дидактические упражнения, игры, пособия:

«Овощное лото», игрушки, предметы и картинки по лексическим темам,

«Лото для маленьких»,

Картинки с действиям

(умывается и др. ,

Альбомы по развитию речи для самых маленьких

(Новиковская, Батяева)

Дидактические упражнения, пособия:

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Осенние листья»

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

— развивать слуховое восприятие,

— развивать тактильно-двигательное восприятие,

— развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения, пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение) ,

— развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

— учить пользоваться предметами-орудиями (совочки,

— учить выполнять действиями с предметами Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Во саду ли, в огороде»,

«Мастерская одежды»,

Вкладыши (фрукты и геометрические фигуры,

«Поймай рыбку»,

«Свари кашу»,

«Достань камешки»,

«Угостим куклу чаем»,

«Нарисуем ленточку»

Развитие памяти — увеличивать объем памяти,

— развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую) Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и найди»( 2 предмета из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Предметы, картинки,

«Звуковая коробка»

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— учить катать пальцами ребристые карандаши одной рукой, затем двумя руками,

— учить захватывать щепотью сыпучие материалы,

— учить бросать мелкие предметы

(фасоль), используя захват щепотью,

-учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки Оборудование, упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку)

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

Баночки с фасолью,

«Детское пианино»,

Корзина с природным материалом (каштаны)

Массажный шарик «су-джок»

Формирование деятельности (обучение игре) -знакомить с игрушками и действиями с ними,

-учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек

Игры и упражнения:

«Покатай грузовик»,

«Грибочки», «Покорми куклу», «Уложи куклу спать»

Игрушки

Результаты коррекционной работы:___

Источник

Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы

Индивидуальный план

коррекционной работы с ребенком на учебный год.

Общие сведения о ребенке.

Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.

Пояснительная записка

План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.

В числе этих проблем:

• низкая познавательная и учебная мотивации;

• негативные тенденции личностного развития;

• коммуникативные проблемы;

• эмоциональные нарушения поведения;

Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Задачи:

Формировать интерес к занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.

Совершенствовать развитие мелкой моторики

Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.

Развивать коммуникативные навыки

Тема:Развитие словесно-логического мышления –

Задачи:

Формирование умений понимать и задавать вопрос

— Развитие способности обобщать

— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

— Умение устанавливать закономерности и логические связи

— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

— Умение логически выстраивать высказывания

— Уметь понимать причинно-следственные связи

— Развитие логического запоминания

1. Дидактические

игры:

«Назови одним ловом»,

«Чего не хватает?»,

«4й лишний»,

«Что сначала, что потом?»,

«Назови части?»,

«Что это?»

2. Использование загадок, логических задач

3. Чтение произведений

4. Работа в логических тетрадях

5. Экспериментальная деятельность

Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

2. Развитие зрительно-моторных координаций:

1. Упражнения для свободных движений руки

2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

3. Работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, обведение по контуру

4. Работа по зрительно-двигательным траекториям

5. Игры с малым мячом

Тема:Развитие слухового внимания и памяти

Задачи:

1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы

1.Игры:

«Что звучит?»

«Угадай кто ушел?»,

«Что ты слышишь?»,

«Что изменилось?»,

«Телефон»

2. Слушание аудиокассет

3. Заучивание стихов,песен.

Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания

Задачи:

1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:

1. Дидактические игры

«Подбери предмет по цвету»,

«Подбери предмет по форме»,

«Разложи,как я скажу»,

«Что пропало?»

2. Аппликация,рисование,конструирование

3. Развитие речи, ознакомление с окружающим

4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.

Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки

Задачи:

1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

2. Развитие умения работать по словесной инструкции

3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции

4. Развивать умения контролировать себя

1. Тест «Лесенка»

2. Беседы с ребенком

3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого

4. Графические диктанты.

5. дидактические игры «Сделай так»,

«Запомни и исполни»,

»Запрещенное Движение»,

«Запрещенное слово»,

6. Подвижные игры с правилами.

Тема:Развитие усидчивости

Задачи:

Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.

2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.

Тема:Развитие коммуникативности

1. Умение строить межличностные отношения с окружающими

Коммуникативные игры:

1. «Сиамские близнецы»

2.» Комплименты»

3. «Менялки»

Приложение

Дидактические игры:

Игры на развитие внимания и мышления

1. «Чего не хватает?»

Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.

Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.

Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.

2.«4й лишний»

Цель: Развитие внимания, мышления.

Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.

Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.

3.«Что сначала, что потом?»

Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому

Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.

4. «Назови части»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: ребенок называет части предметов.

II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,

5.«Что это?»

Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.

Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.

Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.

6. «Что изменилось?»

Цель игры: Развивать память,внимание

Материал: Разные картинки по темам.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.

Игры на развитие слухового внимания:

1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

2.«Узнай по звуку».

Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.

3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

4., «Что изменилось?»

Цель игры: Развивать память,внимание

Материал: Разные картинки по темам.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.

5.»Японская печатная машинка»,

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)

6.»Испорченый телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Игры на развитие самоконтроляя:

1.«Запрещенное движение»

Описание игры

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.

2., «Запомни и исполни».

Цель: Учить контролировать себя.

Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.

3.«Запрещенное слово»

Цель: развитие внимания.

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».

Коммуникативные игры:

1.Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.

2. «КОМПЛИМЕНТ»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми

3. «МЕНЯЛКИ»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

.

Источник