Индивидуальная программа развития ребенка в начальной школе

Индивидуальная программа развития ребенка в начальной школе thumbnail

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе

Разработала:

Стромко Ксения Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 1 г. Туапсе

2018 год

 В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных, одаренных людях, которые способны ставить перспективные цели  и решать поставленные перед собой и обществом задачи.  Такие талантливые и одаренные люди будут способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Воспитание такие людей идет не только из семьи, но и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Благодаря такой разносторонности одаренного ребенка одной из приоритетных задач модернизации российского образования   является выявление и поддержка таких детей. Поэтому выявление таковых должно начинаться уже в начальной школе.

Нормативно-правовые основания программы:

  1. Конвенция о правах ребенка,

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3.  «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

  4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы».

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».       

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученик, который уже с первого класса привлек моё внимание. Мальчик старателен, его отличает интерес к чтению, математике, увлечение спортом, историей страны и интерес к проектной леятельности. Его ответы всегда логичны и последовательны.

При работе с ребёнком, я старалась пробудить в нём потребность в саморазвитии и открыть мальчику пути реализации этой потребности.

Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренного ребенка в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки ребенка в соответствии с его способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способного и одарённого школьника в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренным учащимся;

  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста — победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  1. Выявление одарённого ребенка.

  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарённым ребенком, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  3. Организация индивидуальной работы с одарённым ребенком

  4. Подготовка учащегося к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

  5. Консультирование родителей одарённого ребенка по вопросам развития способностей по нужному предмету.

Формы работы с одаренным учащимся:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • внеурочная деятельность;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах.

Сроки реализации программы: 2017 -2018 г.г.

1 этап. Диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

 Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.

Таблица 1

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Стромко К.В.

3

Выявление интересов. Вовлечение в работу внеурочной деятельности (Методика Климова И.И. «Карта интересов»)

3-4 неделя

сентября

Стромко К.В.

4

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный психолог

5

Проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, тренинг)

Сентябрь-декабрь

Стромко К.В.

6

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

От начала и до окончания работы

Стромко К.В.

По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка», родители ребенка знакомятся с результатами.

2 этап. Коррекционно-развивающий

Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.

Таблица 2

1

Разработка индивидуального плана работы с одаренным ребенком

1 неделя октября

Стромко К.В.

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

1 неделя октября

Стромко К.В.

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру

2 неделя октября

Стромко К.В,

4

Подготовка к интеллектуальным конкурсам

ноябрь

Стромко К.В.

5

Включение на уроках разноуровневых заданий, повышенной сложности

ноябрь-май

Стромко К.В.

6

Беседа с родителями. Консультирование родителей

декабрь

Стромко К.В.

По результатам этапа составляется индивидуальный план работы с одаренным ребенком по нужному предмету

3 этап. Констатирующий

Цель: научить ребенка самостоятельно добывать знания

В течение года и по его результатам составляется портфолио учащегося. Портфолио заполняется учеником совместно с родителями и педагогом.

Источник

Пояснительная записка.

             Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми  людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться программой индивидуального развития ребёнка.

             Младший  школьный возраст—это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.

              Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса  в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

             Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Актуальность программы.

                    Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие учебно-познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.

             Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.

Направленность и уровень программы.

      Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

       духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

       заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

        неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности;

       помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;

       создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;

     координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.

       Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.

      Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

                 Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:

       организацию деятельности классного коллектива;

       организацию учебной деятельности всего класса и    отдельных учащихся;

       организацию жизни класса во внеучебное время;

       изучение и воспитание личности;

       работа с родителями.

      В своей  работе с детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика. Диагностические исследования  — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее информативными методами диагностики являются:

    беседа;

    наблюдение;

    анкетирование;

    тестирование. 

Цель программы:

                   Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Основные задачи программы:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьника.

2. Стимулировать интерес к развитию огромных творческих, интеллектуальных и физических способностей в ученике.

Этапы реализации программы

Направления программы.

1.    Здоровье.

2.    Интеллект.

3.    Я среди людей.

4.    Я и моя Родина.

5.     Досуг.

Каждое направление предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.    

   Ожидаемые конечные результаты:

       развитие общеучебных умений ребенка;

       развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

       развитие эмоционально-волевой сферы;

       развитие мотивационно – потребностной  сферы;

       обновление содержания воспитательной и диагностической работы.

Программа «Здоровье»

Задачи программы:

 Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

 Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

 Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.

 Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

Формы, методы и приёмы работы:

   Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.

   Заочные путешествия в мир спорта.

   Общешкольные соревнования

   Классные часы и родительские собрания.

   Посещение бассейна.

   Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.

   Игры и прогулки на свежем воздухе

Программа «Интеллект»

Задачи программы:

 Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

 Создание условий для формирования мотивации учения.

 Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.

 Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом..

 Совершенствование  читательского интереса и читательских умений учащихся.

 Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.

  Привлечение к участию в конкурсах.

Формы, методы и приёмы работы:

   Интеллектуальные игры.

   Библиотечные часы.

   По страницам календаря.

   Интерактивные игры.

Программа «Я среди людей»

Задачи программы:

   Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.

   Воспитание гражданской позиции, умение отстаивать свои интересы .

   Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Формы, методы и приёмы работы:

   Интерактивные игры.

   Часы общения.

   Нравственные беседы.

   Забота о пожилых.

Программа «Я и моя Родина»

Задачи программы:

 Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям.

  Знакомство с памятными датами нашего государства.

 Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства и производства.

 Трудовые десанты, субботники.

Формы, методы и приёмы работы:

   Заочные путешествия в прошлое своей Родины.

   Конкурсы стихов о Родине.

   Конкурс рисунков « Я и моя Родина».

   Классные часы с участием родителей.

   Участие в параде Победы

 Программа «Досуг»

Задачи программы:

 Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.

      Воспитание стремления к интересно полезному времяпрепровождению.

   Демонстрация средствами  внеклассных  мероприятий интересов и достижений учащихся,  их талантов и творческих способностей.

   Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.

   Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

Формы, методы и приёмы работы:

   Праздник добрых дел.

   Творческие конкурсы.

   Походы на природу.

   Походы в музеи, театры.

   Беседы «О душевной красоте и не только»

   Библиотечные уроки.

Текущие результаты

реализации программы

индивидуального развития ребёнка

«Лучик солнца».

                                                         «Во всём мне хочется дойти

                                                              До самой сути:

                                                    В работе, в поисках пути,

                                                                       В сердечной смуте,

                                                              До сущности протёкших дней,

                                                             до их причин,

                                                       До оснований, до корней,

                                                                   До сердцевины…»

                         Б.Пастернак

( . . . )

Дата рождения: 26.09.2001

В первый класс поступила в 2009 году. В данный момент учится

во 2 классе МОУ «Малокибечская ООШ им.А.Я.Яковлева»Семья  обеспеченная. У ( . . . ) есть старший брат и младшая сестрёнка. Отношения между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.

«Здоровье»

               ( . . . ) – здоровая девочка, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения. Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во  внешкольных соревнованиях («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.)

 «Интеллект»

                 ( . . . ) учится на «5». Он активная участница многих мероприятий и конкурсов. Добивается  хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района.

                2 класс:

       В рамках «Недели начальных классов» победил в номинации «Самый активный читатель»;

    Конкурс рисунков, посвящённый;

              Активный участник школьных мероприятий

«Я среди людей»

Методика «Какой Я?»

                  Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов:

«ДА» — 1 балл, «НЕТ» — 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» — 0,5 баллов.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

№ пп

Качества личности

Оценки по шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

Х

2

Добрый

Х

3

Умный

Х

4

Аккуратный

 Х

5

Послушный

 Х

6

Внимательный

Х

7

Вежливый

Х

8

Способный

 Х

9

Трудолюбивый

 Х

10

Честный

 Х

Итого получается 7 баллов.

Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

                   Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Как мы видим, у  правильная самооценка (средний уровень).

Оценка за вежливость

Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» — это и будет оценка за вежливость.

№ п/п

Вопросы

Ответы «ДА» или «НЕТ»

1

Всегда ли ты уступаешь место в транспорте?

ДА

2

Всегда ли ты стоишь в очереди?

НЕТ

3

Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?

ДА

4

Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками?

НЕТ

5

Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам?

ДА

Оценка за вежливость – «3»

              ( . . . ) легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера.

«Я и моя Родина»

Ранжирование

Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.

«Досуг»

Любимые занятия ( . . . ) :, петь, слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.

 Заключение.

                                             Воспитание направляет

                                              развитие, оно – главная

                                                      сила в формировании

                                              личности.

                                            С.Л. Рубинштейн

Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

Источник