Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 1 класс

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 1 класс thumbnail

Краткое описание документа:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

обучающегося 1 класса

Иванова Ивана

Срок реализации

2019-2020 учебный год

(с 17.02.2020 г.)

Педагог-психолог: Иванова И.И.

Симферополь, 2020

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
  • Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.

Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного учреждения, для психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ.

Программа разработана на основе следующих источников:

Самсонова О.В. Программа психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения «Релаксация — Коррекция — Развитие», Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

В программе используются упражнения, разработанные такими специалистами, как Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития учащегося 1 класса Иванова Ивана, а так же с учетом психологических характеристик детей, имеющих задержку психического развития.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на 13 занятий (с 16.02.2020 г.)

Данные упражнения способствуют развитию познавательных, коммуникативных психических процессов ребёнка, коррекции его поведения и эмоционально-волевой сферы.

Цели программы:

улучшение социального развития ребенка;

повышение мотивации к учебной деятельности, коммуникативного развития;

коррекция социально-нравственного поведения и эмоционально-волевой сферы.

Обоснование.

Необходимые меры при работе с обучающимся в рамках коррекционно-развивающей программы

1. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2. Повышение самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

3. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:

— Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение)

— Тренировка психомоторных функции

— Снижение эмоционального напряжения

— Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам

— Обучение детей выразительным движениям

— Формирование у детей моральных представлений

— Коррекция поведения с помощью ролевых игр

Коррекционно-развивающая работа с данным учащимся построена на следующих принципах:

— обязательное формирование положительной мотивации;

— в каждой игре или упражнении тренируется только одна отдельно взятая функция;

— коррекционная работа включает в себя:

— растяжки,

— дыхательные упражнения,

— глазодвигательные упражнения,

— упражнения для языка и мышц челюсти,

— перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,

— упражнения для развития мелкой моторики рук,

— упражнения для релаксации и визуализации,

— функциональные упражнения (проводятся по трем основным направлениям):

— развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

— элиминация гиперактивности и импульсивности;

— элиминация гнева и агрессии.

— упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,

— упражнения с правилами.

— коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:

развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

элиминация гиперактивности и импульсивности;

элиминация гнева и агрессии.

— коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

— индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

— парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его.

— групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Коррекционная работа включает также различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 13 занятий. Режим проведения — 1 занятие в неделю, время проведения — 50-60 минут.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Положительное отношение к школе.
  • Осознание социальной роли ученика.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  • Этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Сознательно планировать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
  • Выполнять познавательные и практические задания;
  • Стремление к узнаванию нового;
  • Расширение кругозора, повышение уровня общей эрудиции.
  • Оценивать свои учебные достижения,
  • Оценивать свое поведение с учетом мнения других людей,
  • Выполнение в повседневной жизни этических норм;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Развитие умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные УУД, умения:

  • Сознательно планировать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

  • Выполнять познавательные и практические задания;
  • Стремление к узнаванию нового;
  • Расширение кругозора, повышение уровня общей эрудиции.
  • Оценивать свои учебные достижения,
  • Оценивать свое поведение с учетом мнения других людей,
  • Выполнение в повседневной жизни этических норм;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Развитие умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Коммуникативные УУД:

— умения общаться с ровесниками;

Читайте также:  Карточки для развития ребенка ракета купить

— умение вежливо общаться со старшими;

-умения договариваться.

— Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Форма работы: индивидуальная.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический

2. Психокоррекционный

3. Аналитический.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение общего уровня развития познавательных психических процессов у обучающегося Иванова Ивана, гармонизация эмоционально-волевой сферы, повышение уровня учебной мотивации, улучшение коммуникативных процессов, расширение кругозора и повышение уровня общей эрудиции.

Характеристика ребенка

Иванов Иван, 00.00.2012 г.р., обучается в МБОУ «СОШ №00» с первого класса.

По результатам комплексного психолого-педагогического обследования в 2020 году установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Физическое развитие соответствует норме, однако наблюдаются некоторые проявления перепадов настроения – от сильной активности до вялости. Ученик часто бывает капризен из-за ему требуется длительный отдых и паузы в работе, часто замыкается в себе и не хочет общаться с детьми.

Иван быстро устает, не может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, если в классе шумно, работоспособность резко снижается.

Волевая регуляция и самоконтроль развиты слабо.Волевая регуляция и самоконтроль развиты слабо.

Внимание неустойчивое, имеются некоторые трудности
концентрации, высокая отвлекаемость. Не может сосредоточиться на задании долгое
время, поэтому необходимо делать небольшие перерывы в работе. Работоспособность
низкая.

Речевая коммуникация с детьми и взрослыми. Снижена, маленький словарный запас, не владеет навыками звукового анализа и синтеза, крайне низкий уровень общей эрудиции, знаний об окружающей действительности.

Эмоциональный фон не стабилен. На уроках бывает вял, часто не может выполнить задание.

Читает с трудом, испытывает большие сложности с пересказом текста.

Уровень развития познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления и речи ниже возрастных норм.

Часто новые задания самостоятельно отказывается выполнять, ждет помощи взрослого.

В коллективе сверстников имеет мало друзей. По характеру не дружелюбный, бывают вспышки гнева, неконтролируемой гиперактивности, иногда «уходит в себя» и отказывается общаться.

Отношения в семье сложные, семья многодетная.

Подбор методик оценки учащегося ведется с учетом конкретных видов особенностей развития.

Результат оценки учащегося: разработка и внесение коррекции (если это необходимо) виндивидуальную программу обучения и развития.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  • Системность и последовательность.
  • Индивидуально-дифференцированный подход.
  • Максимальное использование игровых методов обучения.
  • Психологическая безопасность.

Структура занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей ребенка. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение ребенка, его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Основные этапы занятий психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с обучающимся, мотивация к занятиям, работа над повышением уровня учебной мотивации.

Второй этап – усиление психологической активности обучающегося.

Третий этап — развитие основных психологических функций и умений.

Структура типового занятия

Структура занятия:

— вводная часть, приветствие, разминка, карта самочувствия;

— разминка- воздействие на эмоциональное состояние обучающегося,

растяжка — 4-5 минут;

— дыхательное упражнение — 3-4 минут;

— глазодвигательные упражнение — 3-4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

— функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20- 25 минут;

— релаксация — 4-5 минут.

— окончаниезанятия, мини-рефлексия.

Оценка результатов

В конце занятий: проводится в виде итогового диагностического обследования.

Диагностический инструментарий

10 слов А.С. Лурия

Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз. Далее через 30 минут повторяется. Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

Корректурные пробы (детские варианты)

Изучение особенностей переключения и распределения внимания.

Таблицы Шульте

Распределение внимания, скорость переключения. Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.

Исключение лишнего

Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить.

Классификация

Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, и объяснить.

Простые аналогии

Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений.

Пиктограмма

Изучение памяти, ведущего типа мышления. Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, по зарисовкам воспроизводятся слова.

Тест Торранса (детский вариант)

Предъявляются незаконченные проективные рисунки. Способность к продуктивному воображению, направленность интересов

Изучение уровня школьной тревожности (Прихожан),Тест определения детской тревожности «Выбери нужное лицо»(Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).

Изучение направленности и уровня школьной тревожности

Изучение уровня учебной мотивации

Изучение направленности учебной мотивации

«Моя школа и дом», «Лесная школа»

Изучение личностных качеств и отношение к школе

Рисунок «Моя семья»

Изучения семейных отношений

Тест «самооценка силы воли» (автор Н.Н. Обозов). Методика «Сюжетные картинки», (А.М. Прихожан).

М етодика «Весёлый — грустный» (И.Б.Дерманова), Методика «Определение эмоциональности»

B.В. Суворовой.

Изучение волевых качеств

Изучение эмоционально-волевой сферы

Тест Дорки-Амена

Изучение коммуникативных навыков

Проверка речевых умений и навыков

Упражнения на умения слушать, умения читать и пересказывать текст, проверка способности понимания и изложения текста.

Рисуночная методика «Кактус» (в модификации М.А. Панфиловой)

Диагностика уровня агрессивности

Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

1

Водное занятие

1

Диагностика, работа с познавательными процессами

3

2

Диагностика и коррекция зрительной, слуховой памяти и внимания

1

3

Диагностика и коррекция воображения, речи и мышления

1

4

Диагностика и коррекция личностных качеств и эмоционально-волевой сферы

1

Коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы сферы

4

5

Работа по повышению уровня учебной мотивации и умением общаться

1

6

Работа с волевой регуляцией

1

7

Работа с эмоциями, агрессивностью и тревожностью

1

8

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции

1

Коррекция и развитие познавательных процессов

3

9

Коррекция и развитие мышления

1

10

Коррекция и развитие памяти и внимания

1

11

Развитие воображения и речи

1

12

Итоговая диагностика

1

13

Завершающее занятие

1

Итого

14 часов

Литература

  • 1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
  • 2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
  • 3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
  • 4. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1993.
  • 5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. — М, 1994.
  • 6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 2000.
  • 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995.
  • 8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  • 9. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе М., 2003.
Читайте также:  Детский центр развития ребенка солигорск

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на методическом совете протокол № 5

« 29 » мая 2017г.

Принято на педагогическом совете протокол №8

« 19 » июня 2017г.

Утверждаю

директор школы _________Г.Г.Граховская « 19 » июня  2017г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

на 2017 – 2018 учебный год

(50 часов)

                                                        Составлена  на основании:

АООП НОО МБОУ «СОШ п. Нивенское», ООП НОО МБОУ «СОШ п. Нивенское»,

примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);

Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.:  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.

Учебник “Русский язык для 1 класса начальной школы”, авторы В. П. Канакина и др. Москва,  “ Просвещение”,    2012год.

                                                                                              Составила:

                                                                учитель начальных классов

                                                                         Мельникова Юлия Валерьевна

Пояснительная записка

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены  ФГОС,  с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном  классе.

    Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые  явления  изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

  Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.  Программа предусматривает уроки по развитию речи. В рабочей программе также предусмотрены  резервные  часы на проведение проверочных работ.

 I.Планируемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения.

        Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

• положительного отношения к урокам русского языка;

• уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

• интереса к языковой и речевой деятельности;

• представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

• представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

• первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

        Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

• понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

• целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

• понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

• анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

• слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• принимать участие в диалоге;

• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

• принимать участие в работе парами и группами;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • Различать звуки и буквы;
  • Различать буквы и их основные звуковые значения;
  • Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие твѐрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твѐрдые и только мягкие согласные;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • Пользоваться способом обозначения твѐрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;
  • Пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова;
  • Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Читайте также:  Что значит социальное развитие ребенка

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • Различать предложение и слово;
  • Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;
  • Писать прописную букву в именах собственных;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
  • Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  • Писать словарные слова определѐнные программой;
  • Писать под диктовку текст объѐмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • Списывать небольшой текст по правилам списывания;
  • Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

  • Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
  • Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).
  • Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
  • Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения.
  • Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
  • Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
  • Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
  • Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза;
  • Расширение  словарного запаса;

Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • Развитие тонкой моторики;
  • Владение навыками письма.
  • Повышение уровня развития произвольности.
  • Умение работать по правилу

II.Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного р