Индивидуальная программа развития ребенка с рас
Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.
Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Ребенок 4,5 года, РДА.
Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.
Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.
У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.
Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).
Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).
Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.
Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.
Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.
Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.
Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.
В целом способность к подражанию практически не развита.
Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.
Математические представления не сформированы.
Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).
Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):
- I период сентябрь-октябрь-ноябрь
- IIпериод декабрь-январь-февраль
- III период март-апрель-май
Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.
Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.
По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.
Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.
I Этап
Предпосылки учебного поведения | -взгляд в глаза -сидение за столом -концентрация внимания на педагоге или материале |
Развитие подражания | -подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …) -подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках) -подражание артикуляционным движениям (провоцирование эхо-праксии, -мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…») |
Выполнение инструкций | -Сделай так!(простые движения) -Дай! (предметы) -Покажи!(формирование указательного жеста) |
Соотнесение и различение | -предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце) |
Импрессивная речь | -названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций) -названия действий (инструкции) |
Экспрессивная речь | -подражание вокализациям ребенка(перекличка) -обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла -вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков) -обучение жесту «Дай» |
Коррекция поведенческих проблем | -выбегание из группы -негативизм -крик и плач |
II Этап
Предпосылки учебного поведения | -закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом) |
Развитие подражания | -обучение вокальной имитации(М, А, У) -активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам -подражание артикуляционным движениям -рифмовки с движениями, хороводные игры -подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры) |
Выполнение инструкций | -Делай так!(2-3 движения подряд) -Дай! (предмет, фото, картинка) -Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела) -Кати!(мяч, машинку) -Лови, кидай! (мяч) -инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола) |
Соотнесение и различение | -предметы -предметы и фотографии этих предметов -предметы и картинки с изображением этих предметов |
Импрессивная речь | -названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…) -названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.) -буквы А, У, М -порядковый счет до 5 -понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…) |
Экспрессивная речь | -звуки А, У, М (повторение и связь с буквой) -вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч) -обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом |
Развитие мелкой и общей моторики | -пальчиковые игры -мозаика -различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего) -нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок -шнуровки -игры с песком и водой -игры с мячом -занятия с фитболом -музыкальная зарядка -прохождение спортивных дорожек -чиркание по бумаге, обводка по трафарету -умение пользоваться ножницами -работа с тестом, пластилином |
Сличение | -одинаковых букв, цифр -разных вариантов одного предмета (раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…) |
III Этап
Коммуникация | -выражать потребности с помощью карточек PECS -отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых -здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами) |
Импрессивная речь | -названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) -названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) -названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно) -«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям) -«чтение» визуальных расписаний -инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа» -понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?») |
Экспрессивная речь | -все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами) -слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек) -ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь? -оречевление собственных действий -порядковый счет до 5 -заучивание коротких рифмовок |
Сортировка | -по цвету -по форме -по величине -по категориям (одежда-продукты и т.п.) |
Самостоятельная деятельность | -обучение использованию визуального расписания:
(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание) |
Сличение | -одинаковых букв, цифр, слов -разных вариантов одного предмета |
Развитие мышления, элементарные математические представления | -понятия один-много -обозначение количества до 5 -соотнесение количества и числа -состав числа -складывание разрезных картинок, -пазлы -собирание матрешек и пирамидок -компьютерные игры для детей младшего возраста -настольные игры: лото, домино -продолжение последовательности с повторяющимися элементами -кубики Никитина |
Развитие мелкой и общей моторики | См. II Этап |
Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна
Loading …
Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Цель:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.
Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет составлен на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»
О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.
Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• выполнять произвольные целенаправленные действия;
• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
• соотносить два одинаковых предмета;
• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
• группировать по форме предметы двух контрастных форм;
• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.
• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• практическая деятельность.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Количество часов
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1
6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2
7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1
8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2
11 Развитие памяти мышления 2
12 Развитие внимания 2
13 Развитие сюжетной игры. 0,5
Всего 16,5часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Часы Игры и упражнения Дата
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.
Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.
1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений
1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции
1 Игры с крупами:
«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»
2 четверть(4часа)
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.
1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»
6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком
8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.1 Игры с ватой:
«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»
3 четверть (6часов)
9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
«Послушай звуки», «Игры с ритмами»
10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
«Погладь Зайку», «Плетем коврик»
11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы
2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»
13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»
4 четверть(
15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»
17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»
Итого 16,5
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятийпо развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. ,1989.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. ,2003.
7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М. ,1998