Индивидуальная программа развития ребенка с рас

Индивидуальная программа развития ребенка с рас thumbnail

ПрограммаКраткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

Читайте также:  Роль генов в развитии ребенка

I Этап

Предпосылки учебного поведения-взгляд в глаза

-сидение за столом

-концентрация внимания на педагоге или материале

Развитие подражания-подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)

-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)

-подражание артикуляционным движениям

(провоцирование эхо-праксии,

-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)

Выполнение инструкций-Сделай так!(простые движения)

-Дай! (предметы)

-Покажи!(формирование указательного жеста)

Соотнесение и различение-предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце)
Импрессивная речь-названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)

-названия действий (инструкции)

Экспрессивная речь-подражание вокализациям ребенка(перекличка)

-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла

-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)

-обучение жесту «Дай»

Коррекция поведенческих проблем-выбегание из группы

-негативизм

-крик и плач

II Этап

Предпосылки учебного поведения-закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом)
Развитие подражания-обучение вокальной имитации(М, А, У)

-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам

-подражание артикуляционным движениям

-рифмовки с движениями, хороводные игры

-подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры)

Выполнение инструкций-Делай так!(2-3 движения подряд)

-Дай! (предмет, фото, картинка)

-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)

-Кати!(мяч, машинку)

-Лови, кидай! (мяч)

-инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола)

Соотнесение и различение-предметы

-предметы и фотографии этих предметов

-предметы и картинки с изображением этих предметов

Импрессивная речь-названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)

-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)

-буквы А, У, М

-порядковый счет до 5

-понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…)

Экспрессивная речь-звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)

-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)

-обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом

Развитие мелкой и общей моторики-пальчиковые игры

-мозаика

-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок

-шнуровки

-игры с песком и водой

-игры с мячом

-занятия с фитболом

-музыкальная зарядка

-прохождение спортивных дорожек

-чиркание по бумаге, обводка по трафарету

-умение пользоваться ножницами

-работа с тестом, пластилином

Сличение-одинаковых букв, цифр

-разных вариантов одного предмета

(раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…)

III Этап

Коммуникация-выражать потребности с помощью карточек PECS

-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых

-здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами)

Импрессивная речь-названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)

-«чтение» визуальных расписаний

-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»

-понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?»)

Экспрессивная речь-все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)

-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)

-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?

-оречевление собственных действий

-порядковый счет до 5

-заучивание коротких рифмовок

Сортировка-по цвету

-по форме

-по величине

-по категориям (одежда-продукты и т.п.)

Самостоятельная деятельность-обучение использованию визуального расписания:

  • с помощью  предметов
  • с помощью фотографий

(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание)

Сличение-одинаковых букв, цифр, слов

-разных вариантов одного предмета

Развитие мышления, элементарные математические представления-понятия один-много

-обозначение количества до 5

-соотнесение количества и числа

-состав числа

-складывание разрезных картинок,

-пазлы

-собирание матрешек и пирамидок

-компьютерные игры для детей младшего возраста

-настольные игры: лото, домино

-продолжение последовательности с повторяющимися элементами

-кубики  Никитина

Развитие мелкой и общей моторикиСм. II Этап

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

 Loading …

Источник

Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Цель:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

Читайте также:  Когда начинать раннее развитие ребенка

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

— отгороженность от внешнего мира;

— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

— приверженность к сохранению неизменности окружающего;

— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

— разнообразные речевые нарушения при РДА;

— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.

Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет составлен на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.

Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»

О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.

Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• выполнять произвольные целенаправленные действия;

• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;

• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;

• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;

• соотносить два одинаковых предмета;

• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;

• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;

• группировать по форме предметы двух контрастных форм;

• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;

Читайте также:  Эмоции для развития речи ребенка

• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;

• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.

• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

• игровая деятельность;

• познавательная деятельность;

• практическая деятельность.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Количество часов

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1

6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2

7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1

8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2

11 Развитие памяти мышления 2

12 Развитие внимания 2

13 Развитие сюжетной игры. 0,5

Всего 16,5часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Часы Игры и упражнения Дата

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.

Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.

1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции

1 Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»

2 четверть(4часа)

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»

6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком

8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.1 Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»

3 четверть (6часов)

9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

«Послушай звуки», «Игры с ритмами»

10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

«Погладь Зайку», «Плетем коврик»

11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы

2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»

13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»

4 четверть(

15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»

17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»

Итого 16,5

8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ

1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятийпо развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.

2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. ,1989.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004

5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. ,2003.

7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.

8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М. ,1998

Источник