Индивидуальная программа развития ребенка с овз в 8 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Петра Ивановича Золотарева с. Летниково муниципального района  Алексеевский Самарской области

                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ.

                                                                                                                Директор школы

                                                                                                              __________ С.В. Бакулина

                                                                                                              __________ 201_ г.

Рабочая программа

индивидуальных коррекционно — развивающих

занятий с логопедом

для учащихся 8 класса с ОВЗ

Общее количество часов – 68 ч

(2 часа в неделю)

Составитель:

Учитель — логопед Дремова Т.Н.

Рассмотрено и принято на методическом объединении учителей гуманитарного цикла:

Протокол ________ от «______»__________________201_г.                                                    

Руководитель м/объединения  ____________   Анюхина Л.Н.

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

  Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 25 минут.

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 8 класса, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

         В основе  программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

— гуманизма — веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

— системности – изучения ребёнка как целостного,  своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

— реалистичности — учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

— деятельностного подхода — опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

— индивидуально-дифференцированного подхода — изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

— системного подхода — взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 — здоровьесберегающий принцип — количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

 Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

— диагностический; — коррекционно-развивающий; — контрольно-оценочный.

Диагностический блок.     Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая  диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год.      Вычислив процентное выражение успешности усвоения программы обучающимся,  мы отслеживаем рост его развития. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней:

IV уровень

100 – 85%

III уровень

84,9 – 70%

II уровень

69,6 – 55%

I уровень

54,9% и ниже.

          Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

— IVуровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

 — успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

 — успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

— I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

        Вначале учебного года проводится  первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия; структура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

— формирование фонематических процессов;

— звукобуквенный анализ слов;

— звукослоговой анализ и синтез слов;

— работа над предложением;

— работа над интонационной речью;

— обогащение и активизация словарного запаса;

— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

Занятия направлены на:

  • Уточнение знаний о составе слова, нахождение  родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).
  • Формирование умений согласовывать  слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
  • Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
  • Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
  • Формирование  навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.
  • Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).
  • Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой  обучения являются индивидуальные занятия.

Методы:

  • Словесные
  • практические
  • наглядные методы.

Технологии:

  • коррекционно-развивающие технологии;
  • личностно ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • игровые технологии;
  • ИКТ — технологии.                        

Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы  определяется на основе данных диагностики.  В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы  с обучающимися..

Формы промежуточного контроля  результатов обучения:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • поурочный контроль.

      Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой  диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный  слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • правописание предлогов и приставок;
  • названия частей речи, их значение.

Учащиеся должны уметь:

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
  • различать предлоги и приставки;
  • различать части речи;
  • определять тему рассказа, основную мысль текста;
  • составлять план связного высказывания;
  • конструировать повествовательное сообщение;
  • образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

           Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем — систематическое недоразвитие речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.

Содержание программы

       Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся (4 ч.).

       Повторение изученного (11 ч.): развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа  и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.

          Грамматика (28 ч.). Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

         Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.

         Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.

         Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.

          Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

          Связная речь (25 ч.). Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность предложений.

         Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

       Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

       Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

       Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

       Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.

      Восстановление деформированного текста по серии картинок.

      Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

      Деление текста на части. Работа над планом.

      Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

       Логопедическое обследование устной и письменной речи (4 ч.).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

2

2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

3.3

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

6

Раздел 1.Логопедическое обследование устной и письменной речи.

Раздел 2. Фонетика.

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

Дифференциация мягких и твердых согласных

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Раздел 3. Лексика.

Однозначные и многозначные слова.

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

Раздел 4. Грамматика.

Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слово. Родственные слова. Однокоренные слова.

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов.

Сложные слова. Сложение двух основ.

Итоговое занятие по теме «Словообразование».

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного.

Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода.

Формирование падежных конструкций существительных.

Общее понятие об имени прилагательном.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Падежные окончания имен прилагательных.

Глагол. Общее понятие.

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде.

Изменение глаголов по временам.

Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени.

Раздел 5. Связная речь.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Смысловая и интонационная законченность предложений.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Деление текста на части. Работа над планом

Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Итоговое занятие по теме: «Связная речь».

Раздел 6. Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи.

2

6

2

2

2

5

1

2

2

28

2

2

2

2

            2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Источник