Индивидуальная программа развития ребенка с овз дефектолога

Слайд 1

Индивидуальная коррекционная программа учителя – дефектолога для ребёнка с ОВЗ. Разработала учитель – дефектолог Балаклеец В. Н.

Слайд 2

По итогам междисциплинарного обследования воспитанников подготовительной к школе группы на начало учебного года был выявлен ребёнок группы риска, нуждающийся в составлении индивидуальной коррекционной программы развития. У данного ребёнка недостаточно развиты познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм). Частично сформированы элементарные математические представления: счёт до 10, обратного счёта нет; временные понятия и ориентировка в пространстве. Недостаточно сформированы знания об окружающем мире.

Слайд 3

Цели и задачи коррекционной программы Цель программы : коррекция недостатков и развитие познавательных процессов, расширение и уточнение знаний об окружающем мире. Задачи программы : Сенсорное развитие: освоение эталонов цвета, формы, величины; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Обучение умению понимать отношения между предметами (временные, пространственные, количественные); Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; Развитие мелкой моторики

Слайд 4

Р езультат работы учителя-дефектолога определяется по итогам сравнительного анализа данных дефектологического обследования состояния познавательных процессов на начало и конец учебного года. Предполагаемый результат развития познавательной деятельности ребёнка на конец учебного года: Различать и называть основные цвета и их оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); Уметь разбивать геометрические фигуры на части и составлять из частей заданную фигуру; конструировать из счётных палочек, фигур; Уметь сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, толщине; Ориентироваться от себя, от других объектов, на плоскости, на листе бумаги в клетку; Знать последовательность дней недели, времён года, ориентироваться в них, находить взаимосвязи; Составлять группы предметов на основании одного признака (цвет, форма, размер), существенных признаков, по аналогии, по обобщающим понятиям; Знать диких и домашних животных, птиц, насекомых, рыб. Знать фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, сезонные изменения. Знать названия и назначение предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, бытовой техники; Называть свои ФИО и своих родителей, имена ближайших родственников, знать их профессии.

Слайд 5

Содержание коррекционно-развивающей работы Тема Игры, упражнения, задания Источник Цвет, форма; сравнение предметов; классификация, обобщение по заданному признаку; величина, сравнение по размеру; дифференциация. «Цветное лото», «Разложи предметы по цвету», «Подбери пару», «Какой по цвету, форме», «Сравни предметы», «Найди одинаковые (разные) картинки», «Подбери по размеру», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Геометрическое лото», «Составь целое из частей», «Нарисуй фигуру, какую скажу», «Блоки Дьенеша », « Танграм » Т. В Башаева , «Развитие восприятия у детей»; М. Н. Петрова, «Дидактические игры и упражнения по математике»; Д. Тайлер , «Размеры»; Д. Альтхауз «Цвет, форма, величина»; «Блоки Дьенеша », « Танграм », «Кубики Никитина»; «Папки дошкольника»; Игровой комплект « Пертра »

Слайд 6

Формирование элементарных математических представлений. «Найди карточки с одним (до 10) предметом», «Найди все цифры», «Расставь цифры по порядку», « Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра», «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом)-узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра; «Какая цифра потерялась?», «Реши задачу по картинке», «Задачи в стихах», «Чего больше, чего меньше», «Сделай поровну», «На сколько больше, на сколько меньше» К. В. Шевелев «Прописи по математике»; Е. В. Колесникова «Я составляю числа», «Числа и цифры»; Г. Е. Сычёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»; В. С. Волина «Задачи в стихах» ; Игровой комплект « Пертра »

Слайд 7

Развитие ориентировки в пространстве. Беседы по картинкам (части суток; времена года); «Назови по порядку» (части суток, времена года, дни недели); «Что пропущено?»; «Исправь ошибки»; «Что перед, что после»; «Угадай время года, часть суток, день недели по описанию»; «Покажи правую, левую руку, ногу, ухо и т. д.»; «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?»; «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.»; «Волшебные клеточки»; «Графические диктанты» «Папки дошкольника» (ориентировка в пространстве, времена года); К.В. Шевелев «Графические диктанты»; Игровой комплект « Пертра »

Слайд 8

Животные (домашние, дикие) «Кто живёт в лесу, кто живёт на ферме?»; «Лото»; «Сходства и отличия»; «Узнай по описанию»; «Помоги малышам»; «Четвёртый лишний»; «Что неправильно»; загадки по теме А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме

Слайд 9

Птицы (домашние, дикие-перелётные, зимующие) «Кто живёт в лесу, кто живёт на ферме?»; «Лото»; «Сходства и отличия»; «Узнай по описанию»; «Помоги малышам»; «Четвёртый лишний»; «Что неправильно»; «Кого много зимой в городе»; загадки по теме А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме

Слайд 10

Насекомые. Рыбы. «Кто где живёт?»; «Лото»; «Отгадай загадку»; «Кто лишний?»; «Сходства и отличия»; «Что перепутал художник?»; загадки по теме А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме

Слайд 11

Овощи. Фрукты. Ягоды. «Лото»; «Что растёт на огороде, что растёт в саду?»; «Сходства и отличия»; «Узнай по описанию»; «Времена года»; загадки по теме А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме

Слайд 12

Деревья. Цветы. Грибы. «Лото»; «Узнай по описанию», «Назови с какого дерева лист»; «Садовник»; загадки по теме А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме

Слайд 13

Семья. Дом и его части. Мебель. Посуда. Электроприборы. Одежда. Обувь. Головные уборы. Профессии. Транспорт. «Кто старше, кто младше?»; «Семья»; «Комната для куклы»; «Из чего сделано?»; «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Такая разная посуда»; «Оденем Таню и Ваню»; «Магазин»; «Что для чего?»; «Назови одним словом» А. А. Вахрушев «Здравствуй мир»; А.В. Дорофеева «Логическое мышление»; Е. Л. Нефедова «Готовимся к школе»; Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Дидактические игры по теме; Т. А. Ткаченко «Логические упражнения»

Слайд 14

Развитие осязания и мелкой моторики Графические диктанты, рисование по клеточкам, штриховка, обводка, дорисовка и раскрашивание рисунка, обводка по трафаретам предметов по лексическим темам, выкладывание букв, цифр, геометрических фигур из счётных палочек, ниток, пластилина «Папки дошкольника»; К. А. Игнатова «Графические диктанты»; Игровой комплект « Пертра »

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Источник

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

Родитель____________                                                  Заведующий МАДОУ______

Дата________________                                                  Дата ____________________

ф.и.о. ребенка

г. Нижневартовск, 2015г.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

Адресат:  Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.

Мальчик  с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.

Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.

Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.

Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;

4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные  занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):

№занятия

Тема

Основное содержание занятия

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

— Вместе с мамой.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

— Про бабку.

Развитие координации движений

— Моя семья.

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

— Листья полетели.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

— Боровичок.

Развитие координации движений

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

— Лепим ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Волшебный мешочек.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

— Подбери фигуру.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

— Волшебный мешочек.

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Фрукты, овощи, ягоды.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

— Лепим фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Фрукты и овощи.

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

— Лепим ромашку

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Запомни слова.

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

— Шуршащие листья.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Найди фигурке место

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Старая утка.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

— Царапка – гимнастика для пальцев.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

— Лепим снежный ком.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Лошадки.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Мозаика на пластилине.

Развитие тактильного восприятия.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

— Потопаем, похлопаем.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

— Слушай бубен.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

— Два барана.

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Четыре стихии.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

— У оленя.

Развитие координации движений, памяти.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№33-34

Сутки.

— Что сначала?

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

— Лепим ёлочные игрушки.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

— Слушай бубен!

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

— День рождения куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

— Указочка.

Развитие координации движений.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

— Одеваем куклу в гости.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

— Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

— Ухо-нос.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

— Лепим тарелку и чашку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Чашки и блюдца.

Развитие зрительного восприятия, внимания.

— Накроем стол

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

— Конструктор.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Замок.

Развитие координации движений, памяти.

— Уютный дом куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

— Игры «Самолёт летит».

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Два медведя.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Прокати по дорожке.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Кто летает?

Развитие внимания.

— Сорока-белобока.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Мишка косолапый.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Сравни животных.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

— Рисуем нитью по клеточкам

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

— Школьный звонок.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

— Что в классе?

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Три медведя.

Развитие координации движений.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Зайка и ёжик.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Божья коровка.

Развитие координации движений, памяти.

— Жук.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Лепим бабочку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

— Посадим овощи.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

— Улитка.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах

Филичева Т.Б.,   Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

        Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. — М.: Просвещение, 1990.

        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.

Источник