Индивидуальная программа развития ребенка с онр 3 уровня 5 лет

Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая

Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

2014 – 2015 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

I

II

III

Нарушение звукопроизношения (звуки  Л-Ль, Р-Рь).

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти  звуковой ряд из 3, 4 элементов.  Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять  элементы ритмического рисунка.  Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации  звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Учить узнавать заданный  звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Развивать умение выделять  ударный гласный звук  в начале слова.

Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Учить определять  наличия или отсутствия согласных п,                                                                                                                                                           б,в,ф,т,д,к,г,л в слове.  Выделять  их в начале слова.

Тренировать умение придумывать  слов с заданным звуком.

Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)

Упражнять в определении  места заданного звука в слове.

Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога

Читайте также:  Упражнения для физическое развитие для ребенка в 1 год

Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать  полученные новые  речевые  навыки  в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

Развивать  навыки  самоконтроля качества своей речи.

 Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Зрительное восприятие

Работа по предупреждению дисграфии.

Развивать пространственную  ориентировку: учить ориентировать  в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять  в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.

Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное  употребление прилагательных. Смешение глаголов.

Обогащать и уточнять словарный запас.

Пополнять  словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями  природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы».

Формировать обобщающие понятия

Расширять  словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».

Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.

Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.

Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.

Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки  при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных.  Допускает ошибки  при образовании слов с помощью суффиксов –оньк,  -еньк, Путает приставки  при образовании новых глаголов приставочным способом.

Формирование  навыков словообразования и словоизменения.

Учить различать в пассивной  речи  формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Дать представления  о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний  -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения  мой, моя, моё, мои  с существительными.

Учить произносить  в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык  правильного  произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:

-родительный  падеж существительных мужского рода мн. числа;

-дательный падеж 2-го склонения;

-творительный падеж 1-го склонения;

-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство  с предлогам и их значением  НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.

Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные  и относительные прилагательные. Уточнить значение  личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.

Формировать умение правильно согласовывать числительные  с существительными.

Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.

Состояние связной речи.  Не составляет рассказа описание.

Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь  к перечислению событий, изображенных на картине.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка в период раннего возраста

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения  с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять предложения   по картинке.

Составлять  рассказа-описания по схеме, плану.

Формировать навык составления предложений с предлогами.

Учить составлять  рассказ-описание  по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Развивать умение зрительно восприятия.

Формировать целостность  зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,

Формировать представление  целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить  сходства и различия в предметах, изображениях.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.

Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.

Работать  с цветными матрицами Равенна.

Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.

Развивать  способность  концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты,  орнаменты по образцу.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки

Развивать  мелкую  моторику  кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развивать  зрительно-моторную  координацию:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Развивать мелкую  моторику  кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание

Развивать  мелкую  моторику кисти и пальцев руки:  то же с усложнением

-обведение по контуру

Развивать  мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение, увеличение объема заданий.

Развивать   мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение материала

Развитие словесно-логического мышления.

Развивать словесно – логическое мышление.

—    Формирование умений понимать и задавать вопрос

—    Развитие способности обобщать

—    Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

—    Умение устанавливать закономерности и логические связи

—    Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

—    Умение логически выстраивать высказывания

—    Уметь понимать причинно-следственные связи

—    Развитие логического запоминания

Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Развивать навыки самоконтроля.

Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

—    Развитие умения работать по словесной инструкции

—    Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции

—    Совершенствовать умение планировать свою деятельность

—    Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь

Источник

 год рождения ребёнка

Логопедическое заключение

ОНР 3 уровень

Актуальная проблема

 Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Читайте также:  Развитие ребенка на седьмой неделе

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание

 В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной  образовательнаой программой для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Н.В. Нищевой

(указать пособия используемые в работе и методики)

Содержание работы

1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

«Су-Джок» гимнастика.

Использование  кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.

2. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.

Определение первого согласного звука в слове.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

  • Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек  с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
  • упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,

Артикуляционные упражнения для языка:

— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);

— Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);

-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);

— Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);

— Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);

— Часики, (тянуться к ушам, на счёт);

— Качели, (движение вверх-вниз);

— Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
  • Автоматизация звуков.
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж]

5. Развитие импрессивной речи.

Исправление семантической ошибки в предложении.

Понимание значения пространственных наречий.

Выполнение 3-х действий по одной инструкции.

Узнавание предмета по описанию.

Использование, чудесного мешочка,

6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,

Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.

 Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.

Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).

Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь ______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________

Май _______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

Источник