Индивидуальная программа развития ребенка с легкой умственной отсталостью

Индивидуальная программа развития ребенка с легкой умственной отсталостью thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

— направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

— выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

— использование по назначению учебных материалов

— выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

— выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

— коррекция негативизма

— коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

— обращение по имени к собеседнику

— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

— выражение своих желаний («Дай»)

— выражение просьбы о помощи («Помоги»)

— выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

— выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

— прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

— понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

— понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

— понимание названий действий

— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

— употребление отдельных звуков (а, у и др.)

— употребление звукоподражаний животным

— употребление простых слов (дай и др.)

— называние своего имени

— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

— нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

— различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

— составление упорядоченного ряда из однородных предметов

— составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

— группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

— группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

— различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

— различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

— различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

— различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

— еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

— снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

— расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

— застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

— надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет

— пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

— чистка зубов

— полоскание полости рта

— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

— расчесывание волос

Представление о себе

— различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Читайте также:  Занятия с ребенком 5 лет развитие моторики

— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

— ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

— соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

— рисование точек

— соединение точек

— рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

— рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

— закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

— разминание материала

Деление на части

— отрывание куска материала от целого куска

— откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

— катание шарика

— катание колбаски

— выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

— сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

— сминание бумаги

— разрывание бумаги

Работа с клеем

— намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

— выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

— сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

— принятие основной стойки для построения и перестроения

— построение в колонну по одному

— размыкание на вытянутые руки в стороны

— ходьба в колонне по одному

— бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

— вдох и выдох через рот

— вдох и выдох через нос

— сжимание и разжимание кистей рук

— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

— круговые движения кистью

— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

— наклоны туловища вперед, назад, в стороны

— ходьба с высоким подниманием колен вверх

— полуприсед

— поднимание на носках в положении «стоя»

— ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

— прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

— ходьба по кругу, взявшись за руки

— ходьба в умеренном темпе

— спокойный бег с правильной координацией движений

— ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

— лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

— броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

— ловля мяча двумя руками

— передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

— передвижение санок за веревку

— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

— удержание равновесия при спуске санок с горы

— подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

— соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

— посадка на трехколесный велосипед

— управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Читайте также:  Задержка развития речи у ребенка чем лечить

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

— по подражанию или по образцу

по

— самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(вариант D)

Обучающегося

__________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(2 занятия в неделю, 68 занятий в год)

Ответственные за реализацию программы:

Учитель –дефектолог Мазунина К.В.

Учитель –логопед

Педагог – психолог

Оса, 2016 г.

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Статус: ______________________________________________________________________

Диагноз: умственная отсталость тяжёлая, ДЦП.

Заключение ПМПК: Создание специальных условий при обучении по адаптированной индивидуальной программе для глубоко умственно отсталых детей с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением опорно – двигательного аппарата.

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Контакт формальный, эмоционально реагирует на осмотр смехом. При взаимодействии со взрослым реагирует на эмоционально окрашенный голос (прислушивается), но на имя не реагирует. Взгляд на звучащем предмете, не фиксирует. На игрушку реагирует смехом, берёт в руки.

Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Обращённую речь не понимает, собственная речь отсутствует.

Не ориентируется в окружающем, помощь взрослого неэффективна.

Общая и мелкая моторика не развита.

Интерес к действиям взрослого не проявляет. Пассивен в принятии предлагаемого взрослым задания. Инструкции не выполняет.

Восприятие знакомых людей на основе тактильных ощущений, чувственных раздражителей.

Навыки самообслуживания не сформированы. Физиологические функции не контролирует, нуждается в подгузниках. Питание протертой пищей с ложки.

Настроение чаще всего ровное. Отсутствуют эмоциональные оттенки.

Двигательная функции: тонус мышц значительно снижен. Активные движения минимальные: может поднять ручки, ножки. Лежа на спинке снимает частично одежду – стягивает носочки с ног. Поворачивается на бок, голову держит неуверенно.

Общая оценка развития и поведения ребёнка: данные экспериментального обследования свидетельствуют о глубоком стойком нарушении физического развития и познавательной деятельности.

Подпись специалистов___________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D)».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант D) . Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Ребенок нуждается в постоянном присмотре во всех видах помощи.

Приоритетные предметные области:

1.Ознакомление с окружающим миром

2.Формирование предметно – практической деятельности

3.Сенсорное развитие

4.Коммуникация и развитие речи

5.Двигательно – моторная сфера

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел специальной индивидуальной образовательной программы

Количество занятий

1

Ознакомление с окружающим миром

17

2

Формирование предметно-практической деятельности

17

3

Сенсорное развитие

17

4

Коммуникация и развитие речи

11

5

Двигательно – моторная сфера

6

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем 2 раза в неделю по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

  2. Формирование учебного поведения:

    • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

    • Умение выполнять инструкции педагога ( «посмотри на меня», «покажи»; «возьми»);

    • Использование по назначению учебных материалов;

    • Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.

  1. Формирование умения выполнять задание:

    • В течение определенного периода времени;

    • От начала до конца;

    • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения с помощью и самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит, как на подгрупповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

Материально-техническое оснащение предмета: альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами; дидактические материалы: изображения (картинки, фото, пиктограммы), для демонстрации обучающимся; звучащие игрушки; аудио, видеоматериалы; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений об окружающем.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

Учить выполнять предметно-игровые действия: играть с воздушными шариками; махать ленточкой, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Читайте также:  Ребенку в 2 года ставят задержку речевого развития

Развивать мелкую моторику: обучать манипулятивным действиям с предметами. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

Материально – техническое оснащение предмета: игрушки, ленты разного цвета и длины, салфетки, платочки, коробки, кубики, конструктор, воздушные шары.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

Материально – техническое оснащение предмета: погремушки различного звучания, игрушки, пиктограммы, кубики; дидактический материал: изображения, предметные картинки; Монтессори – материал; аудио, видеоматериалы.

ДВИГАТЕЛЬНО — МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Обучение навыкам переворачивания (со спины на бок, с живота на бок, со спины на живот, с помощью и самостоятельно) и присаживания (сидеть с поддержкой); выполнение действий руками и ногами, контроль за положением головы (лёжа на животе приподнимать голову и удерживать её). Захват предметов руками в разных положениях (лёжа на спине, животе, боку).

Материально – техническое оснащение кабинета: сухой бассейн, маты, мячи и мячики, массажное оборудование, игрушки разные по текстуре и размеру.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕРЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;

Материально – техническое оснащение предмета: графические средства для альтернативной коммуникации: картинки с изображением объектов, людей, действий (фото, пиктограммы, символы); сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мячики – ежики, мячи «Су – Джок», зонды для логопедического массажа; технические средства для альтернативной коммуникации; обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериалы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Обучение манипулятивным действиям с игрушками.

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Стимулировать реакцию на зрительный раздражитель.

4

Тема 2

Стимулировать реакцию на звук

3

Тема 3

Стимулировать реакцию на тактильные ощущения

3

Тема 4

Стимулировать реакцию на запах

3

Тема 5

Стимулировать реакцию на вкус

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

2

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

2

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

2

Тема 4

Развивать органы артикуляции

4

6.Двигательно – моторная сфера

Тема 1

Переворачивание и присаживание

2

Тема 2

Выполнение действий руками и ногами

2

Тема 3

Контроль за положением головы (лёжа на спине, поднимает голову и удерживает её)

2

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

  2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом

  3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:

* узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;

* выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;

* определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);

*различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);

*знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;

*показывать на себе части тела и лица;

*выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;

  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  • понимать и выполнять действия с игрушкой;

  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________ Подпись родителя ____________

Подпись специалистов:

Учитель – дефектолог: ______________________________ Мазунина К.В

Учитель – логопед: _______________________________

Педагог – психолог: ______________________________

Заявление родителей (законных представителей)

на реализацию Специальной Индивидуальной Программы Развития (СИПР)

Я,

____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных ?