Индивидуальная программа развития ребенка с комплексными нарушениями

Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития! Выполнила: Петрова Анна Сергеевна
2 слайд
Описание слайда:
В настоящее время общепризнанным является положение о том, что каждый ребенок имеет право и возможность на свой темп работы, особые сроки освоения программы, специфические способы овладения учебным материалом, то есть права на свой образовательный маршрут, что позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения и воспитания
3 слайд
Описание слайда:
Дети с комплексными нарушениями развития – дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. К числу таких детей относятся: дети с нарушениями восприятия (нарушения зрения и слуха), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и сложными недостатками в развитии.
4 слайд
Описание слайда:
Согласно п.1 ст.9 закона РФ № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа является документом, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности» Образовательная программа представляет собой документ, определяющий цель, содержание и качество образования, ориентированных на определенный уровень образования и разработанных в соответствии с возрастом обучающегося, а также регламентирующий тип и способы построения педагогического процесса в тех или иных условиях.
5 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса Индивидуальная образовательная программа – средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются специальные условия для детей с комплексными нарушениями развития и направлена на достижение ребенком целей и результатов.
6 слайд
Описание слайда:
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: Логопед, Дефектолог, Сурдопедагог, Тифлопедагог, Педагог-психолог, Социальный педагог, Медицинский работник.
7 слайд
Описание слайда:
Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
8 слайд
Описание слайда:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Программа направлена на создание условий для ранней коррекции отклонений в развитии и формирования основ личности и познавательной активности ребенка. При этом, как отмечает Ю. А. Разенкова, такая программа должна, с одной стороны, способствовать устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка. Структура обозначенных нами программ едина и состоит из следующих разделов: наименование программы; выписка из истории развития ребенка; данные анамнеза; данные психолого-педагогического обследования; заключение; собственно индивидуальная программа, содержащая в себе направления работы с ребенком.
9 слайд
Описание слайда:
В научно-методической литературе представлены варианты индивидуальных программ для детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, которые включают в себя следующие разделы, согласующиеся с разделами программы дошкольного воспитания данной категории детей: Здоровье. Социальное развитие. Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Физическое развитие и физическое воспитание. Формирование предметно-игровой деятельности. Познавательное развитие. Формирование наглядно-действенного мышления. Ознакомление с окружающим. Развитие речи и навыков общения. Формирование продуктивных видов деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, воспитателем, психологом и сурдопедагогом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребёнка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
11 слайд
Описание слайда:
Список литературы. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М. В. Жигорева И.Ю Левченко Серия «Специальной Психологии» Дети с комплексными нарушениями развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Составители: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СПб «Питер», 2006г.
12 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-492275
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Максимова И.В.
Коррекционно — педагогическое обучение детей с комплексными нарушениями развития превращается в социально значимый механизм адаптации детей данной категории к условиям жизни. Образовательные результаты конкретного ребёнка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется обучение .
В каждом конкретном случае рассматривается сущность сложного нарушения, его первопричинность, оцениваются последствия дефекта. При проектировании коррекционно-педагогических программ в первую очередь учитываются результаты клинико-психолого-педагогического изучения ребёнка, зафиксированного при первичном обследовании, где отражён исходный уровень развития ребёнка.
Путь построения модели индивидуальной программы является процессом органического соединения определённых противоположностей:
— всеобщего и специфического
— стандартного и творческого
— нормативного и гибкого
Т.О. индивидуальная коррекционная программа — это интегрированная модель коррекционно – образовательной программы
Основными задачами на этапе проектирования модели инд. Программы будут:
— изучение категории ребёнка с комплексным нарушением с целью выявления индивидуально-психологических, клинических особенностей детей, квалифицировать вид нарушения и определить структуру дефекта
— отобрать определённый набор дисциплин, инвариативно распределить содержание их и рационально сбалансировать между составляющими частями.
Данная категория детей, попадая в образовательное учреждение, имеют не только различный возраст и имеют определённый уровень развития. По мнению многих современных исследователей и нашего опыта дети дошкольного возраста имеют практически нулевую ступень развития (ДЦП и УО, ДЦП и нарушение слуха , зрения и т.д.). Другие дети систематически лечились получали консультации специалистов и обладают определёнными умениями в области самообслуживания, имеют определённый уровень речевого развития, положительно оцениваются в динамике общей моторики
В разработке образовательного маршрута таких детей за основу нужно брать потребности ребёнка. Изучив программы дошкольного образования для детей с имеющимися нарушениями (ДЦП, УО, нарушения слуха и т.д.), мы считаем что в индивидуальной программе очень трудно стандартно прогнозировать содержание обучения по годам обучения, придерживаяст той или иной программы. По мнению Жигоревой М.В. можно предложитбь два варианта индивидуальных программ:
— 1 вариант рассматривается как первоначальная ступень образования
— 2 вариант – как основная (усложнённая) ступень.
Все пункты содержания 2 вариантов программ располагаются параллельно согласно основным разделам.
Алгоритм индивидуальной коррекционной программы основывается :
— на профессиональных знаниях педагогов законов развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов развития психических процессов
— на знании механизмов формирования навыков и умений
— на глубоком изучении основных составляющих сложной структуры развития ребёнка, имеющего различные сочетания
— на необходимости обеспечения общего всестороннего развития дошкольника с максимальной адаптацией к окружающей действительности
— на основе деятельностного подхода и воспитания, т.е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов деятельности
— на основе междисциплинарного подхода, где скоординировано объединены практически все направления коррекционной педагогики и специальной психологии
По нашей практике программа состоит из 9 разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям. Содержание разделов группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. В 1 варианте – элементарный уровень, имеет пропедевтический характер, а во 2 варианте – несколько усложнён.
Разделы:
Труд
Игра
Изобразительная деятельность и конструирования
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи
Развитие слухового восприятия (с нарушением слуха), зрительного ( с нарушением зрения)
Обучение устно речи
Формирование элементарных математических представлений
Музыкальное воспитание
Физическая культура
В данной программе необходимо принимать во внимание следующие критерии:
Дифференцированный подход – ориентация на индивидуальные возможности, возможно осуществление доминирующих видов деятельности, доступных для выполнения
Творческое преобразование – содержание программы не может сохраняться, тт.к изменения в обществе и изменения в технологиях воздействия на ребёнка.
Ориентация на тематическую взаимосвязь
Связь ситуации и деятельности (часто это бывает спонтанно)
Дозированность и постепенность поджачи материала
Опора на сохранные анализаторы.
Методы обучения – комбинированные – Смирнова Г.И – картинный словарь
Оснащение процесса – специальное оборудование, пособия , ИКТ
Эта модель индивидуальной программы уже апробирована в учреждениях г. Москвы и Санкт – Петербурга. Мы пробовали её и на своих детях. Результаты работы по данной модели ещё единичны , но мы надеемся на успех.
Источник
Методическая разработка
Цель разработки:
Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.
Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ
Задачи:
Разработать индивидуальную комплексную программу, базирующуюся на личном практическом опыте участников.
Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО
«Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»
Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий
Условия реализации программы:
Ключевые позиции в реализации программы принадлежат психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.
Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.
Обязательным является участие родителей.
Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.
Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики
Интегрированная совместная деятельность с детьми
Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний
Взаимопосещение, консультативный диалог
Совместная стендовая информация
Способы изучения результативности программы.
Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов
Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
Открытые занятия, практические показы
Видеосъемка, аудиозапись
Самоанализ
Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.
Адаптация детей в социуме
Вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:
Оптимизирует коррекционный процесс
Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ
Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) ВОСПИТАННИКА
Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___
Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)
С
К
Учитель-логопед
Коррекция произносительной стороны речи:
Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.
Искажает звук «С», заменяет «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Щ» на «СЬ».
Звуки «Л», «Р», «РЬ» — отсутствуют.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,
Не образовывает правильно притяжательные прилагательные.
Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
Частые ошибки в употреблении формы Р.п мн. числа
Не согласует числительные «2», «5» с существительными.
Употребляет односложные предложения, простые фразы.
Развитие самостоятельной связной речи.
Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
Не определяет количество и порядок слов в предложении;
Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);
звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).
Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.
Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.
Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.
Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей разных профессий. Активизировать глагольный словарь.
Развивать умение образовывать правильную форму образования притяжательных прилагательных.
Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.
Развивать умение употреблять правильную форму образования числительных с существительными.
Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.
Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»
«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,
«Громко-тихо»
«Назови ласково»,
«Четвёртый лишний», «Магазин»,
«Чего много
в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Чей хвост . чья морда?»
«Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,
«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный
мешочек», «Сосчитай»,
«Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»
«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».
«Построй предложение»,
«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»
«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,
«Подружи буквы» Цепочка слов
Закрепление
поставленных звуков;
развитие внимания и памяти.
контроль произношения;
выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;
грамматиче-ского строя речи,
связной речи;
выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя,
связной речи;
развитие словесно-логического мышления.
совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Воспита-
тели
Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Не знает цифры.
3.Не владеет счётом в пределах 5.
4.Не знает геометрические фигуры.
5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.
6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.
7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
8.Не умеет вырезать из бумаги.
9.Не владеет элементарными приёмами лепки.
10.Не умеет рисовать кистью и красками.
11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Формировать представления о числах от 1 до 5.
3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.
4.Формировать представления о геометрических фигурах.
5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.
6.Формировать умение классифицировать предметы.
7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.
9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
10.Формировать умение рисовать кистью и красками.
11.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».
«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».
«Назови фигуру», «Какая форма».
«Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»
«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».
«Трафареты», «Раскраски».
«Фрукты», «Овощи», «Грибы».
«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».
«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».
«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять представления о числах от 1 до 5.
Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять умение сравнивать предметы.
Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.
Поощрять аккуратность, стремление помочь.
Закреплять умение рисовать кистью и красками.
Закреплять навыки самообслуживания.
Педагог-психолог
Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.
Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
Возникают трудности при выполнении мыслительных операций
Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
Развивать способность концентрировать произвольное внимание
Повышать объем произвольной памяти
Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»
«Где ошибка?»;
«Как пройти к зайке?»;
«Небылицы»;
«Съедобное — несъедобное»
«Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
«Живое – не живое»
«Отгадай предмет по описанию»;
«Да, нет»;
«Чей домик?»
«Четвертый лишний»;
«Что сначала, что потом?»
«Загадки»
релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии
Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное — несъедобное», «Найди отличия», лабиринты
Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;
«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Инструктор по Физ.
Разновидность плоскостопия (косолапие), ярко выражена сколиотическая осанка, мышечная недостаточность.
Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
В беге на скорость — шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.
Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.
Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;
Музыкальный руководитель
Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
«Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
Слушать дома спокойную классическую музыку
Специалисты: учитель-логопед____________/ФИО/
педагог-психолог___________/ФИО/
воспитатели________________/ФИО/
________________/ФИО/
муз. руководитель___________/ФИО/
инструктор по ФК ___________/ФИО/
Родители: _______________/ФИО/ _______________/ФИО/
Рекомендации для родителей:
Родители: _______________/ФИО/
_______________/ФИО/
ПРИМЕЧАНИЕ:
Красный. Этим знаком обозначаются значительные трудности при выполнении задания.
Синий. Этот знак означает, что ребенок выполняет
задания с помощью.
Зеленый. Этот знак означает, что ребенок выполняет
задания самостоятельно, правильно
Литература.
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов — на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. — № 1. – с.108-121
Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.
Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, — 368 с.
Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной. — СПб, Речь, 2003.- 240с.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.
«Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика. / Автор-составитель Р.А.Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.
Источник