Индивидуальная программа развития ребенка коррекционной школе 8 вида
Галина Захарова
Программа индивидуального развития учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида «Цветик-пятицветик»
Девиз программы: «Дети цветы – и пусть они растут в нашем саду!»
Цель программы: развитие креативных способностей учащихся младших классов коррекционной школы.
Эпиграф:
«Лети, лети лепесток!
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по – моему вели».
Актуальность: В коррекционной школе я уже работаю двадцать семь лет. Из них 19 лет классным руководителем в начальных классах. Все мы большое значение придаём классному коллективу. Мне кажется, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, надо обратить внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. И мне, как классному руководителю, надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь учащимся младших классов коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны. Поэтому мы с ребятами разработали программу «Цветик –пятицветик».
В нашем проекте на земле растут цветики – пятицветики. Их тринадцать, так как количество учащихся в классе 13. У каждого ученика свой цветик-пятицветик. Каждый лепесток обозначает определённое направление. Например:
здоровье – красный лепесток,
общение – жёлтый,
учёба – зелёный,
образ жизни – синий,
досуг – белый.
Лепестки могут быть любого цвета. ТРУД – это земля. Какой труд мы вложим в эту землю, такие будут цветики – пятицветики. Наш труд будет определён по пяти направлениям: пение; рисование, вышивание (шитьё, вязание, изготовление поделок (конструирование, оригами, аппликации, работы из солёного теста, природного материала и т. д.); танцы; спортивные игры (теннис, шашки, чтение. В этой программе мы выделили пять подпрограмм, в которых (или хотя бы в одной из них) может проявить себя каждый учащийся коррекционной школы.
Перечень подпрограмм:
1. «Чтение» (чтение чувашской литературы, чтение русской литературы, внеклассное чтение, пантомима, классный театр)
— конкурс стихов и сказок, исследовательская работа
2. «Рисование»(рисование, вышивание, поделки)
— конкурс рисунков, вышивок, поделок
3. «Пение» (чувашские песни и частушки; русские песни и частушки; инсценирование песен и частушек)
— конкурс песен, частушек
4. «Танцы» (чувашские народные танцы, русские народные танцы, спортивные танцы, современные танцы)
— конкурс танцев
5. «Спорт»(теннис, шашки, подвижные игры)
— соревнования по шашкам, теннису
Задачи программы:
1. Признать личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважать её уникальность и своеобразие.
2. Учитывать особенности учащихся, изучать и воспитывать индивидуально – личностные свойства школьника.
3. Использовать в программе национальные традиции народа, его культуру.
4. Организовать интересную жизнедеятельность.
5. Развивать уважительные отношения между педагогами и учащимися.
6. Вовлечь каждого ученика в деятельность (по всем пяти направлениям).
Перечень основных мероприятий:
1. Индивидуальная работа с каждым учащимся (по всем пяти направлениям).
2. Проведение соревнований.
3. Проведение конкурсов.
4. Проведение выставок.
5. Ведение исследовательской работы.
Для общения классного руководителя с обучаемыми подходит модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. В этом случае возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Индивидуальная работа.
В программе «Цветик – пятицветик» мы исходили из положения о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности. Следовательно, объектом коррекционной индивидуальной работы должна быть деятельность учащихся. Целью индивидуальной работы является повышение готовности учащихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.
Индивидуальная работа в коррекционной школе направлена на преодоление недостатков учащихся, обусловленных отставанием в интеллектуальном развитии. Поэтому деятельность учащихся я стараюсь организовать в соответствии с требованиями режима, соблюдение которых охраняет и укрепляет неполноценную нервную систему. В практической деятельности всегда опираюсь на наглядные образы предметов и явлений. Изучаю личность каждого учащегося. Для этого:
1) я ознакомилась с личными делами учащихся;
2) выяснила состояние здоровья каждого учащегося;
3) наблюдала за учащимися с момента его прихода в школу (отношение с родителями, товарищами и учителями, его роль в коллективе, развитие навыков поведения);
4) веду дневники наблюдения;
5) наблюдаю за особенностями моторики, речи, которые в первую очередь подлежат коррекции;
6) выявляю особенности характера каждого учащегося;
7) организую индивидуальные занятия – повседневно, последовательно, длительно;
8) провожу индивидуальные занятия со слабоуспевающими на уроках и во внеурочное время;
9) постоянно держу связь с родителями, родными учащихся, помогаю им в воспитании детей;
10) по итогам учебных четвертей провожу индивидуальные беседы, раскрывая способности и возможности каждого ученика;
11) провожу работу по выработке каллиграфии (проверка тетрадей, конкурсы)
12) веду карты развития ребёнка;
Работа с родителями.
1. Работу с родителями строю на основе глубокого и систематического изучения семьи.
2. Внимание родителей направляю на формирование у детей трудовых навыков, привычек культурного поведения.
3. Держу тесную связь с родителями учащихся путём личного контакта.
4. По окончании каждой четверти сообщаю родителям об успехах и труде ребёнка.
5. Провожу индивидуальные беседы с родителями, родными о режиме школьников, гигиене школьников на морально – эстетические и психологические темы.
6. Особое внимание обращаю на работу с родителями, родными «трудных» детей. Трудновоспитуемых вовлекаю в работу кружков.
7. Провожу консультации с родителями по охране здоровья детей.
Исследовательская работа.
Итогом всей работы по этому проекту является исследовательская работа всей нашей классной семьи (учитель, родители, учащиеся) по темам:
1)развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,
2)развитие мелкой моторики ног учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,
3)развитие артикуляционного аппарата учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,
4)что раньше: яйцо или курица?
5)русская народная сказка «Колобок»,
6)русская народная сказка «Теремок»,
7)мини – проект клумба «Лебеди»,
8)проект ««Нет войне!»,
9)навстречу 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне,
10)проект «Зелёный класс»,
11)мини — проект «Комнатные растения».
Результаты:
1. Участие в общешкольных, сельских, районных, республиканских, Российских, международных выставках, конкурсах, соревнованиях.
2. Достижения личных результатов учащихся в мероприятиях разного
уровня.
3. Положительная динамика успеваемости учащихся.
4. Положительная динамика техники чтения учащихся.
5. По итогам учебного года класс победил в номинации «Самый зелёный класс».
6. На школьных олимпиадах учащиеся занимали призовые места.
Предполагаемый риск:
1. Смена классного руководителя.
2. Несогласованность педагогического коллектива.
В нашем проекте нет солнца. Я стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими, добрыми поступками, согревать окружающих своим теплом и радоваться жизни.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Россошанская основная общеобразовательная школа
Принято Утверждено
Директор
Педагогическим советом МБОУ Россошанской ООШ
Протокол _________ Ордынский А. Н.
от 30.06.2017 г № 11 Приказ от 30.06.2017 г № 77
Индивидуальный учебный план
Борисенко Я., VIII класс, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе (коррекционной, VIII вид) основного общего образования в МБОУ Россошанской ООШ
на 2017-2018 учебный год
Х. Севостьянов
2017 г.
Пояснительная записка
Индивидуальный учебный план – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану.
Индивидуальный учебный план Борисенко Яна, обучающегося VIII класса, представляет собой организационный компонент реализации адаптированной основной образовательной программы (коррекционной, VIII вид) основного общего образования МБОУ Россошанской ООШ, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования.
Индивидуальный учебный план Борисенко Л., обучающейся VIII класса МБОУ Россошанской ООШ, на 2017 – 2018 уч. и пояснительная записка к нему составлены на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 года).
СанПиН 2.4.5.2409.08, раздел 2.9: «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (№45 от 23.04.08г.)
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (приказ МО и ПОРО от 10.07.2002 г. № 1277).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.02.2015 г., регистрационный № 35847).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.02.2015 г., регистрационный № 35850).
Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
Областной закон от 14.11.3013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.112008 № 1662-р.
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год» от 30.094.2014 № 263.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства РФ.
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 №158 « о внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №596».
Постановление №5 от 30.07.2015 года о внесение изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 года №1
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;
Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012. №1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего. Основного общего и среднего общего образования».
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №15.07-р « План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») « Изменения в отраслях социальной сферы, направленные повышение эффективности образования и науки».
Устав МБОУ Россошанской ООШ
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПРОТОКОЛ ПЕДСОВЕТА ОТ 30.08.2015 г. № 1 в редакции протокола от 15.08.2017 г. № 1).
Особенности индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ (ЗПР и нарушения интеллекта):
1. Обучающиеся по специальной (коррекционной) программе 8 вида осуществляют образование в общеобразовательном учреждении в объеме основного общего образования.
2. Продолжительность обучения — 5 лет. Обучающиеся занимаются в обычных классах, предусмотренных для основной общеобразовательной школы, из-за малочисленности детей данного вида.
3. В целях более успешного продвижения в общем развитии обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные индивидуальные занятия.
4. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) предусматривается возможность их перевода в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект.
5. Индивидуальный учебный план по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида, VIII класс, составлен на основе Регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант)
В структуре учебного плана VIII класса выделены инвариантная часть (обязательная нагрузка обучающихся, включающая коррекционную подготовку) и вариативная часть (факультативные занятия), формируемая участниками образовательного процесса.
Инвариантная часть обеспечивает формирование личностных качеств учащихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создает единое образовательное пространство.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение обучающимися обязательным минимумом образования, обеспечивающий возможность освоения образовательных программ в полном объеме, включает функционально полный и в то же время минимизированный выбор образовательных областей, направленных на образовательную и трудовую подготовку обучающихся по образовательным областям:
Образовательная область «Филология» представлена учебными дисциплинами «Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи» в объёме, соответствующем Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант)
Образовательная область «Математика» представлена учебной дисциплиной «Математика» в необходимом объёме, 1 час из уроков математики отводится на изучение элементов геометрии.
Образовательная область «Обществознание» представлена учебными дисциплинами «История» и «Обществознание» в объёме, соответствующем Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант)
Образовательная область «Естествознание» представлена учебными дисциплинами «Биология» и «География» в объёме, соответствующем Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант)
Образовательная область «Искусство» представлена учебной дисциплиной «Музыка» в необходимом объёме, соответствующем Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант)
Образовательная область «Физическая культура» представлена учебной дисциплиной «Физическая культура» в объёме 2 ч. в неделю, согласно Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант).
Образовательная область «Технология» представлена учебными дисциплиной «Профессионально-трудовое обучение» в объёме 12 часов, соответствующем Региональному базисному учебному плану общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости (I вариант). Предусмотрена летняя трудовая практика в объёме 20 рабочих дней.
«Коррекционная подготовка» представлена обязательным коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка» в объёме 2 часа в неделю.
В учебном плане для VIII класса не предусмотрены занятия с логопедом, ЛФК, Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Коррекционные курсы учебного плана основного общего образования учащихся с нарушением интеллекта составлены с учетом решения двух основных задач:
— продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися общеобразовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);
— отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.
В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся, воспитанников VIII класса (Борисенко Я.), ликвидации пробелов в знаниях учителями-предметниками проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. На индивидуальных, групповых занятиях развивающей направленности главное внимание уделяется восполнению пробелов в знаниях по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы.
Часы факультативных занятий отводятся на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который относится региональному компоненту, и «Прикладное искусство», который относится к компоненту ОУ. Обучение в условиях общеобразовательного класса проходит по индивидуальному учебному плану и расписанию.
Информация о режиме образовательного процесса
Учебный план для VIII класса ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Продолжительность учебного года:
VIII класс — 35 учебных недель
Продолжительность учебной недели: 6 дней
Продолжительность урока: 45 минут
Режим работы:
учебные занятия в I смену;
шестидневная рабочая неделя.
Максимально допустимая учебная нагрузка: 38 часов в неделю.
Таблица. Индивидуальный учебный план (недельный)
Борисенко Я., VIII класс, обучающегося
по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида
Всего
Филология
Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной печи
Русский язык как государственный*
3
4
—
—
3
4
—
—
Математика
Математика
5
5
Обществознание
История
Обществознание
2
1
2
1
Естествознание
Природоведение
Биология
География
—
2
2
2
2
Искусство
Изобразительное искусство
Музыка
—
1
—
1
Физическая культура
Физическая культура
2
2
Технология
Трудовое обучение
Профессионально-трудовое обучение
Трудовая практика
( в днях)**
—
12
(20)
—
12
(20)
Коррекционная подготовка
а) коррекционные курсы
1.Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
2.Социально-бытовая ориентировка (СБО)
3.Ритмика
—
2
—
—
2
—
б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия***
Обязательные занятия по выбору
—
—
Обязательная нагрузка обучающегося
36
36
Факультативные занятия
2
2
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
1
1
Прикладное искусство
1
1
Максимальная нагрузка обучающегося при шестидневной неделе
38
38
Логопедические занятия****
2
2
ЛФК
—
—
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
—
—
Формы промежуточной аттестации
на уровне основного общего образования в рамках реализации индивидуального учебного плана в МБОУ Россошанской ООШ по коррекционным программа VIII вида программам
Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными актами, в том числе Положением об индивидуальном учебном плане МБОУ Россошанской ООШ, п.5. Промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется через домашние задания, проверочные и самостоятельные работы в классе, проектную и исследовательскую деятельность. Результаты контроля отражаются в отдельном журнале, который ведут учителя-предметники. Темы для самостоятельного изучения образовательной программы записываются в данный журнал.
Для объективной оценки знаний учащихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится промежуточная аттестация:
по итогам учебной четверти;
по итогам учебного года — на основании четвертных оценок .
Обучающиеся по индивидуальным учебным планам аттестуются только по предметам, включенным в этот план.
Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам определяются на основании Положения о формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Россошанской ООШ.
Индивидуальный учебный план Борисенко Яна, ученика VIII класса, обучающегося по индивидуальному учебному плану, согласован с родителями.
С индивидуальным учебным планом ознакомлен(а) и согласн(а).
Дата: _________
________ /__________________________/
(подпись родителей/ (расшифровка подписи)
законных представителей)
11
Источник