Индивидуальная программа развития ребенка инвалида в школе
«УТВЕЖДЕНО»
на заседании педсовета_________2018 года
Протокол №____________________________
Председатель педсовета: Н.А.Юрьева__________
Секретарь педсовета: Н.А.Балабанова___________
Индивидуальная программа развития
(ИПР)
Гуров Кирилл Максимович
Ф.И.О. ребёнка
ученик 2 -Б класса
МОУ «Старобешевская школа №1»
Название школы
на 2018-2019учебный год
Наименование учреждения: МОУ «Старобешевская школа №1
Назначение программы: Психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающего с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Общие сведения
ФИО ребенка Гуров Кирилл Максимович
Дата рождения 29 августа 2010 года
Родители (мать ) Гурова Галина Сергеевна
Телефон (066) 814-29-90, 071-343-64-98
Старобешево, ул.Победы,112
Пояснительная записка : индивидуальная программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
(данные по заключению ПМПК на 04.09.2018г.)
Диагноз: G80
Семья полная, социальное окружение гармоничное, интересы разнонаправленные познавательные.
У ребёнка наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков.
При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.
Гуров Кирилл спокойный, доброжелательный, коммуникабельный ребенок, но в случае конфликта готов за себя постоять. Любит общаться со сверстниками, подельчив, адекватно реагирует на замечания учителя. Мать уделяет внимание обучению и воспитанию сына. Домашние задания выполняются регулярно. Мама охотно идет на сотрудничество с учителем.
У Кирилла неустойчивое внимание, он легко отвлекается. По причине основного заболевания плохо развита мелкая моторика рук, с трудностями дается написание букв и цифр. Память кратковременная. Мышление наглядно-образное. Не до конца сформирован навык синтеза, анализа, обобщения.
Словарный запас сформирован на уровне ниже возрастной нормы, отмечаются деффекты звукопроизношения. Самоконтроль и самооценка формируются с трудом: учащийся не в состоянии адекватно оценить результаты своей деятельности. Мотивационно-волевая сфера сформирована недостаточно: не стремится довести работу до конца, не проявляет настойчивость в преодолении трудностей. На уроках малоактивен, характерна незрелость эмоций, слабость воли, поэтому задания может выполнять только под постоянным контролем учителя. Программный материал 1 класса усвоил на среднем уровне.
В общении с педагогами контактен: отвечает на вопросы, охотно выполняет трудовые поручения. Любит дежурить по классу. Общителен, охотно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение общеобразовательной программой, развитие и совершенствование навыков общения, навыков самообслуживания, индивидуальная коррекция звукопроизношения, развитие моторики, развитие речи (речевого внимания, фонетического слуха, развитие словарного запаса) и не речевых процессов памяти внимания и мышления. Профилактика и коррекция дисграфии.
Ожидание родителей: Социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение общеобразовательной программой, коррекция звукопроизношения, развитие моторики и речи (устной и письменной).
Цель программы: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
— выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ;
-выявить личностные особенности ребенка (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
-изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
— совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения не только ребенка с ОВЗ, но и учащихся класса (школы);
— развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
-обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Предполагаемый результат:
— социальная адаптация ребенка;
-создание благоприятной среды для его развития;
— эффективная помощь педагогам, классному руководителю при работе с детьми с ОВЗ;
-реализация родителями знаний о социально-психолого-педагогическом развития и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи;
— реализация различных видов социальной помощи, предусмотренной законодательством ДНР.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Условия реализации программы:
— Ключевые позиции в реализации программы принадлежат педагогу — психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.
— Обязательным является участие родителей.
— Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Способы изучения результативности программы.
— Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
— Динамическая диагностика (мониторинг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
— Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
— Самоанализ
— Адаптация ребенка в социуме.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Гуров Кирилл спокойный, доброжелательный, коммуникабельный ребенок, но в случае конфликта готов за себя постоять. Любит общаться со сверстниками, подельчив, адекватно реагирует на замечания учителя. Мать уделяет внимание обучению и воспитанию сына. Домашние задания выполняются регулярно. Мама охотно идет на сотрудничество с учителем.
У Кирилла неустойчивое внимание, он легко отвлекается. По причине основного заболевания плохо развита мелкая моторика рук, с трудностями дается написание букв и цифр. Память кратковременная. Мышление наглядно-образное. Не до конца сформирован навык синтеза, анализа, обобщения.
Словарный запас сформирован на уровне ниже возрастной нормы, отмечаются деффекты звукопроизношения. Самоконтроль и самооценка формируются с трудом: учащийся не в состоянии адекватно оценить результаты своей деятельности. Мотивационно-волевая сфера сформирована недостаточно: не стремится довести работу до конца, не проявляет настойчивость в преодолении трудностей. На уроках малоактивен, характерна незрелость эмоций, слабость воли, поэтому задания может выполнять только под постоянным контролем учителя. Программный материал 1 класса усвоил на среднем уровне.
В общении с педагогами контактен: отвечает на вопросы, охотно выполняет трудовые поручения. Любит дежурить по классу.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЬ И П Р
Развитие всех видов восприятия, обогащение знаний и представлений об окружающем мире; развитие учебной мотивации; формирование умения ставить перед собой цель и адекватно оценивать собственные результаты. Развивать мелкую мотрику рук, внимание, память, устную и письменную речь, логическое и абстрактное мышление.
Способы изучения результативности программы.
Филология
Русский язык и литература:
Осуществлять операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения;
Совершенствовать навыки выразительного и грамотного чтения;
Совершенствовать навыки устной и письменной речи, обогащать словарный запас;
Тестирование Аудирование
Диктант
Наблюдение
Контрольные листы
Работа с карточками
Образцы работ
Выучивание наизусть
Работа с дидактическим материалом.
2
Математика:
— Развивать математические знания, вычислительные навыки в рамках программы.
— Корректировать аналитическое мышление, память, внимание
Работа с карточками
Изучение наизусть Работа с дидактическим материалом.
Контрольные работы
Тесты
3
Окружающий мир, Уроки гражданственности Донбасса:
— Обогащать знания о своем родном крае, его обычаях, культуре, менталитете.
— Обогащать знания об особенностях географического положения родного края, района, области, населенного пункта;
— Формирование знаний об истории своего края;
— Развивать понимание Родины, родного дома, семьи.
— Формировать систему представлений и элементарных понятий об объектах неживой и живой природы рыдного края;
-формировать Практические умения и навыки поведения в природе и социальной среде.
-Обеспечить первичными ценностными ориентациями относительно природы, природоохранной деятельности, культурного наследия региона, семьи.
Тестирование
Работа с дидактическим материалом.
Наблюдение
Диалог
Практическая работа
Пересказ
Наблюдение
4
Искусство (изобразительное искусство и музыка):
— Обогащать знаниями об искусстве — живопись, литературу, кино, музыку.
— Развивать чувство прекрасного, познавая произведения художников, наблюдая природу или просто труд людей-художников.
Демонстрация собственных работ (конкурс);
Работа с дидактическим материалом, карточками
Раскраски
5
Технологии (трудовое обучение):
— Закреплять умение пользоваться ножницами, сельскохозяйственным орудием.
— Закреплять умение работать с бумагой, картоном, тканями, мулине.
— Учить плести крючком и спицами.
— Учить конструировать различными видами конструкторов.
Наблюдение
Образцы работ
Тестирование
Анализировать результаты работы
6
Здоровье и физическая культура:
— Учить вести здоровый образ жизни:
— Делать утреннюю гимнастику, участвовать в летних и зимних видах спорта.
— Закалюватись, занимаясь различными видами спорта и купанием.
Наблюдение
Сдача нормативов
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
О — ученик овладел умением, достиг поставленной цели;
СП — наблюдается существенный прогресс;
НП- наблюдается незначительный прогресс;
ПН прогресса в достижении конкретной цели нет
ПЕРЕЧЕНЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
/ МОДИФИКАЦИЯ КЛАССНОЙ СРЕДЫ/
Стиль обучения МНОГОСЕНСОРНЫЙ
Частая, неотложная реакция со стороны учителя
Индивидуальный подход учителя на уроках Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
Желателен текст с иллюстрациями.
Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
Разделять текст на небольшие смысловые части.
В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
Планирование работы в классе
Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
Предусмотреть работу в парах, в группах.
Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
Предлагать четкие алгоритмы для работы.
Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
Обязательное использование наглядных средств.
В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
Указания
Использовать в основном устные указания
Привлекать внимание ученика моделированием, конструированием
Многократное повторение, демонстрация наглядных пособий Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
Побуждение ребенка к повторению задания.
Задание можно формулировать в несколько этапов.
При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Коррекция поведения
Частые перерывы
Предоставление возможности подвигаться
Ближний непосредственный контроль
Размещение ребенка в удобном месте
Дидактический материал и оборудование
Поэлементная инструкция.
Повтор инструкции.
Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
Речевой образец.
Демонстрация действий.
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
Опора на рифму.
Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
Подбор по аналогии.
Подбор по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
Совместные или имитационные действия.
Сопряженная или отраженная речь.
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
Многократное усиление функции.
Создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
Обращение к товарищу с вопросами.
Работа со словарями на время.
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
Найди ошибку.
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
Группировка по общности признаков.
Исключение лишнего.
Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
Сенсорные потребности
Следить, правильно ли ученик пользуется дополнительными технологическими принадлежностями
Сенсомоторная стимуляция персептронных (восприятие, узнавание) потребностей и возможностей
Системный подход в обучении, с сохранением структуры времени, места, способа и языка
Оценка
Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
ПРИСУТСТВУЮЩИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И П Р
Я СОГЛАСЕН (СОГЛАСНА) с содержанием И П Р
Я имела возможность участвовать в разработке этой программы.
____________ _______________
(дата) (подпись матери)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Психологическое сопровождение
Примеры используемых методик и упражнений
Фамилия учителя, специалиста
Подпись
Сентябрь
Входная диагностика
уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
«10 слов»,
«4-й лишний»,
«Последовательные
картинки» и др.
Октябрь
Диагностика уровня школьной мотивации
Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»
Октябрь
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации
Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).
Ноябрь
Развитие познавательных процессов. Развитие наглядно-образной памяти, произвольного внимания.
Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)
Декабрь
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений
«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д.
Январь
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы
«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.
Февраль
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики
«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геометрического материала, из элементов конструктора
Март
Развитие познавательных процессов.
Кубики Коса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.
Апрель
Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения
Настольные и ролевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.
Май
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
«10 слов», «Перепутанные линии»,
«4-й лишний»,
«Последовательные картинки» и др.
Педагогическое сопровождение
Работа с родителями
Совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
Октябрь
Методические рекомендации по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
Октябрь
Информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
Ноябрь
Проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;
Декабрь
Рекомендации по использованию методической литературы и Интернет-источников
Январь
Проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
Февраль
Методические рекомендации по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
Март
Информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;
Апрель
Май
Сопровождение других специалистов
Источник