Индивидуальная программа развития навыков общения у ребенка

Индивидуальная программа развития навыков общения у ребенка thumbnail

Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения

Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

— Развитие внутренней активности ребенка.

Формирование социального доверия.

— Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Формирование адекватной самооценки.

— Развитие социальных эмоций.

— Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности:

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности:

Диагностическая

— наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

— беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

— обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

— подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

— подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

— встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки — матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты

В конце 1 этапа:

— ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

— проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Этапы работы с родителями.

Этапы работы Задачи Содержание деятельности

1.

Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

Читайте также:  Голова ребенка опережает развитие на неделю

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.

Источник

3. План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.

Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

— Развитие внутренней активности ребенка.

— Формирование социального доверия.

— Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

— Формирование адекватной самооценки.

— Развитие социальных эмоций.

— Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции:        коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции:         детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности: 

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности: 

Диагностическая

— наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

— беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

— обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

— подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

— подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

— встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками. 

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки — матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Читайте также:  Развитие сенсорных систем у ребенка

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т.п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии), включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т.п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты 

В конце 1 этапа:

— ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

— проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

— формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

— формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

— формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

                     Этапы работы с родителями.

Этапы работы

Задачи

Содержание деятельности

1.

Предварительный

Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста.

1. Информированность родителей об особенностях  развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3.  Выработка конкретных рекомендаций  по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в  программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный

Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье.

1. Организация встреч с родителями, где их  информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий

Подведение итогов  программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.

Источник

Актуальность работы заключена в
невероятной важности коммуникативных навыков в
жизни любого человека, тем более подростка.

Подростковый возраст — время, когда
закладывается фундамент будущей жизни в
обществе. От того насколько подростки 11-14 лет
успешно научатся выстраивать отношения с
родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их
удовлетворенность профессиональной и личной
жизнью в будущем.

Для того, чтобы выстраивать отношения с
другими, необходимо, прежде всего, научиться жить
в мире и согласии с самим собой, что также
является актуальной проблемой переходного
возраста.

Читайте также:  Зарастание родничка у ребенка влияет на развитие

Как быть более уверенным в себе, общаться тепло
и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои
интересы. Как правильно управлять своей
внутренней погодой, воспринимать себя и
окружающий мир ярче и объемнее, слышать и
чувствовать партнера по общению.

Как решать конфликтные ситуации, быть
уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить
нужные отношения. Вот основные темы,
рассматриваемые на тренинге коммуникативной
компетентности.

В современном образовании целью становится
общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.

Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность
и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской
идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие
освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные
), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями;
регулятивные действия, обеспечивающие
организацию учащимися своей учебной
деятельности.

Познавательные универсальные действия
включают общеучебные, логические, действия
постановки и решения проблем; коммуникативные
действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей,
партнера по общению или деятельности, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

Тема коммуникативной компетентности
достаточно хорошо изучена и широко
распространена в программах различных
психологических центров.

В представленной психологической программе новизна
заключается в использовании нового подхода к
развитию коммуникативных умений подростков.

Занятия, направленные на развитие
коммуникативных умений включают в себя задания и
упражнения с элементами познавательных и
регулятивных компонентов.

Цель программы: развитие коммуникативных
умений подростков, включающих в себя освоение
регулятивных и познавательных компонентов.

Задачи программы:

— расширение возможностей установления
контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей,
себя, а также взаимоотношений между людьми;

— активизация процесса самопознания и
самоактуализации;

— расширение диапазона творческих
способностей;

— формирование стремления к самопознанию,
погружения в свой внутренний мир и ориентация в
нем; — формирование умения управлять выражением
своих чувств и эмоциональных реакций; —
формирование навыков общения, умения слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к
компромиссному решению и пониманию других людей.
— формирование умения слушать, высказывать свою
точку зрения, умение аргументировать и
отстаивать свою позицию; — формирование у
подростков моделей поведения, приводящих к
компромиссному решению.

Сроки реализации программы, участники:

Программа рассчитана на подростков 11-14 лет и
включает в себя 20 занятий (приложение 1). Занятия
проводятся 2-3 раза в неделю в форме тренингов
продолжительностью 90 минут в свободное от
учебной деятельности время. Занятия проводятся
на базе школы. Оптимальное количество детей в
группе — 8-10 человек.

Этапы работы:

  1. Установочный этап – включающий в себя сбор
    диагностического материала.
  2. Коррекционно-развивающий этап.
  3. Заключительный этап:
    — этап работы с родителями и педагогами;
    — анализ и подведение итогов работы.

Формы и методы работы

  • групповая работа;
  • элементы индивидуальной работы;
  • групповая дискуссия (повышает мотивацию и
    вовлеченность участников в решение обсуждаемой
    проблемы);
  • психогимнастика;
  • наблюдение за коммуникативным поведением
    других (эффективный способ повышения
    собственной компетентности);
  • ролевые игры;
  • элементы индивидуальной и групповой
    релаксации;
  • подвижные игры.

Критерии эффективности. Ожидаемые результаты

  • усиление личностных ресурсов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • наличие навыков конструктивного поведения;
  • наличие навыков и умений снятия эмоционального
    напряжения и тревожности.

Технологии и диагностические процедуры,
позволяющие наиболее эффективно реализовать
программу:

Результативность, эффективность программы
можно выявить путем психодиагностического
обследования. На протяжения курса занятий
обследование проводится два раза: до проведения
коррекционно-развивающих занятий по данной
программе – входящая диагностика (по
результатам входящей диагностики формируются
группы) и после прохождения всего курса –
итоговая диагностика (по результатам итоговой
диагностики и на основе сравнительного анализа
результатов входящей и итоговой диагностики
делается вывод об эффективности произошедших
изменений у каждого ребенка). При проведении
психодиагностического обследования (как
входящей диагностики, так и итоговой)
используется следующий психодиагностический
инструментарий:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса
  2. Тест Томаса (определение стиля поведения в
    ситуациях разногласий и конфликтов)
  3. Методика определения самооценки
    (Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн)
  4. Социометрия
  5. Тест коммуникативных умений Михельсона
  6. Фигурный тест Е.Торренса

Приложение 1

Приложение 2

Источник