Индивидуальная программа развития эмоциональной сферы ребенка

В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Эмоциональные проблемы, трудности волевого самоконтроля, различные соматические заболевания, психоневрологические проблемы являются ощутимой проблемой среди детей и взрослых. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе).
Занятия для развития эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной комнате создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психологических навыков. В условиях сенсорной комнаты посредствам арт — терапии можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. Она позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир обрести уверенность в себе. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Также занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипуляторной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координацией.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы посредством арт – терапии детей дошкольного возраста».
Целью программы: коррекция и развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников, адаптация к новым условиям жизни, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Объектом программы выступают дети 5–6 лет.
Предмет программы: эмоциональная-волевая и когнитивная сфера ребенка по средством арт – терапии старшего дошкольного возраста.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Объем программы рассчитан на 55 занятий с детьми от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю педагогом-психологом, продолжительность занятий составляет 20 минут. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная: проводятся с детьми, входящими в коррекционно-развивающие группы.
Структура занятий: все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Материальное оснащение: оборудование сенсорной комнаты, игрушки, карточки с изображением эмоций, игры на развитие эмоций.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка по средством арт-терапии. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:
Часть 3. Релаксация
Часть 4. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Программа состоит из четырех блоков.
Блок l. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.
Блок ll. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.
Блок lll. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.
Блок lV. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Границы применения. Данная коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» предназначена для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ специализированного и общеобразовательного видов.
п/п
Названия
занятий
Цель
Форма
проведения
Кол-во
занятий
1.
«Знакомство волшебной комнатой»
Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Индивидуальная
1
2 — 3.
«Цвета и настроение»
Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности.
Индивидуальная
2
4.
«Помощь друзей»
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, активизация тактильной чувствительности, развитие общей моторики. Создание положительного эмоционального настроя.
Индивидуальная
1
5.
«Дружба начинается с улыбки»
Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.
Индивидуальная
1
6 — 7.
«Комплименты»
Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.
Индивидуальная
2
8.
«Давайте представим»
Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.
Индивидуальная
1
9.
«Моя любимая игрушка»
Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Создание условий для релаксации и спокойного состояния. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
10.
«Будьте внимательны»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.
Индивидуальная
1
11.
«Назови себя»
Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений.
Индивидуальная
1
12.
«Прогулка по волшебному лесу»
Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитывание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.
Индивидуальная
1
13.
«Солнечный зайчик».
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Индивидуальная
1
14 — 15.
«У страха глаза велики»
продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;
— развитие у них смелость и уверенности в себе;
—
развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.
Индивидуальная
2
16.
«Перевоплощение»
учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Активизация внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.
Индивидуальная
1
17.
«Путешествие на необитаемый остров»
закрепление умение анализировать элементарную контурную схему «Лабиринт»;
формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической;
закрепление знаний о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;
Развитие пространственной ориентации, наблюдательности, зрительной памяти. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения.
Индивидуальная
1
18.
«Разноцветный букет»
Развитие двигательных навыков, целенаправленной деятельности. Развитие моторики, координации движений, пространственных представлений, точности и плавности движений. Профилактика скелетно-мышечных зажимов. Взаимодействие друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Индивидуальная
1
19.
«Зима»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения; формировать навык сотрудничества, взаимодействия.
Индивидуальная
1
20.
«Послушай и угадай»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мелкой моторики и двигательной координации. Развитие пространственных представлений, воображения, внимания. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности.
Индивидуальная
1
21 — 22.
«Передача чувств»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения подражать движениям взрослого, координация движений, развитие общей и мелкой моторики, снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.
Индивидуальная
2
23.
«Волшебники»
Развитие слухового внимания, фразовой речи при ответах на вопросы. Развитие наблюдательности и зрительной памяти, восприятия (по цвету). Развитие внимания, умения концентрироваться, умения передавать эмоции художественными средствами Совершенствование координации движений.
Индивидуальная
1
24.
«Моя любимая игрушка»
Развитие моторики, координации движений. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью развитие умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Снижение скелетно-мышечных зажимов.
Индивидуальная
1
25.
«Чувства»
Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.
Развитие слухового восприятия, внимания, умение дифференцировать звуки и соотносить их со звуками природы, воображения. Пространственных представлений, координации движений. Снижение скелетно-мышечного напряжения.
Индивидуальная
1
26.
«Путешествие к Радужке»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, развитие восприятия цвета, общей моторики, умение передавать эмоции художественными средствами.
Индивидуальная
1
27 — 28.
«Снежные снежинки»
Умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Преодоление упрямства и негативизма. Развитие общей и мелкой моторики, творческого воображения.
Индивидуальная
2
29.
«Отгадай, что в мешочке»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативизма. Развитие умения пользоваться художественными средствами.
Индивидуальная
1
30 — 31.
«Аквалампа»
Снижение психоэмоционального напряжения. Развития фантазии, умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Индивидуальная
2
32 -33.
«Путешествие к звездам»
Развитие мимики и пантомимики, плавности, точности, координации движений, воображения Развитие внимания, речи, образности слухового восприятия. Создание бодрого настроения, Умения отражать и отгадывать настроение.
Индивидуальная
2
34.
«У зеркала»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, общей и мелкой моторики, активизация внимания.
Индивидуальная
1
35 — 36.
«Отдых на море» (релаксация с использованием сенсорного оборудования)
Мышечное расслабление, снижение телесного и психоэмоционального напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры.
Индивидуальная
2
37.
«Волшебный клубочек».
Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, создание доверительных отношений, активизация внимания.
Индивидуальная
1
38.
«Полет птицы»
Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Развитие внимания, воображения. Снятие негативных эмоциональных состояний.
Индивидуальная
1
39.
«Три характера»
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие внимания, восприятия. Развитие умения подражать движениям взрослого.
Индивидуальная
1
40.
«Затейники»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности.
Индивидуальная
1
41.
«Тактильные шарики»
Развитие логики, внимание, память, восприятие. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.
Индивидуальная
1
42.
«Мы соскучились друг по другу»
Релаксация и развитие воображения. Развития эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальная
1
43.
«Доброе животное»
Развитие эмоционально-волевой сферы. Релаксация и развитие воображения. Развитие внимания, воображения.
Индивидуальная
44.
«Сказка об утенке»
формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Индивидуальная
1
45.
« Веселые игры»
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.
Индивидуальная
1
46 – 47.
«Волшебное путешествие»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развитие психических функций; способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения.
Индивидуальная
2
48.
«Найди друга»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения развитие умения пользоваться художественными средствами.
Индивидуальная
1
49.
«Черепашки»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения.
Индивидуальная
1
50.
«Тренируем эмоции»
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.
Индивидуальная
1
51.
Мини этюд «Солнце»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
52.
«Могучий лев»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.
Индивидуальная
1
53.
Мини-этюд «Ожерелье»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения. Взаимопомощь, эмпатия
Индивидуальная
1
54.
Мини-этюд «Грибочки»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
55.
Мини-этюд «Капельки»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Индивидуальная
1
ВСЕГО
55
Источник
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Педагог-психолог
МБОУ «ЦПМСС»
Хомякова Е.Е.
Пояснительная записка
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Под эмоциональными нарушениями понимается «аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности» (6).
Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения даже в ситуациях, не предполагающих необходимости в самозащите.
Дошкольники и младшие школьники могут испытывать противоборство разнонаправленных чувств и эмоций. Если негативные эмоции (тревожность, страхи, агрессия и пр.) становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации, влиять на успешность ребенка в познавательной, учебной деятельности, на отношения со сверстниками и взрослыми.
В норме эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам, трудностями эмоциональной саморегуляции;
5) эмоциогенными факторами для дошкольников и младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в познавательной деятельности, в обучении, а также оценка этих успехов родителями, воспитателями, учителями;
6) свои и чужие эмоции и чувства недостаточно хорошо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям детей; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей дошкольного и младшего школьного возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
Можно выделить несколько групп факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у дошкольников и младших школьников:
1. Биологические факторы. Эмоциональные нарушения очень часто встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды. Возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций способствует соматическая ослабленность вследствие частых простудных и хронических заболеваний. Наследственные факторы (в частности тип нервной системы) также играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка.
2. Социально-психологические факторы. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок приобретает опыт общения с взрослыми, сверстниками и особо значимой для них группой – семьей. Этот опыт не всегда является положительным, благоприятным:
— если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого (воспитателя, учителя), он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;
— при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;
— семейные конфликты, гиперопека, несогласованные, неадекватные возрасту и возможностям ребенка требования, непонимание, непринятие, игнорирование его особенностей, потребностей, интересов, выраженная дистанция в общении, сверхобязательность и пр. типы родительского отношения становятся источником негативных переживаний детей и оказывают неблагоприятное для эмоционального и личностного развития дошкольника и младшего школьника воздействие.
3. Психологические факторы, среди которых одним из ведущих является недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и эмоций, нарушение у ребенка адекватности реагирования на воздействия извне и др.
Поступление в дошкольное учреждение, школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов.
4. Организация предметно-развивающей среды, ее содержание (игрушки, компьютерные игры, телепередачи) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии. Предметная среда, стимулирующая агрессию, тревожность, страхи и другие негативные эмоции, может стать причиной сниженной эмоциональности, отсутствия сопереживания, стереотипности, импульсивности и ситуативности поведения, приводит к ослаблению интереса к занятиям, нарушениям речи (ее экспрессивной, выразительной стороны).
В МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Старый Оскол ежегодно обращаются родители дошкольников и младших школьников по поводу:
- конфликтных отношений детей со сверстниками и взрослыми (родителями, педагогами), негативизма, упрямства, неуступчивости отношениях с окружающими;
- отсутствия успехов в учебной и познавательной деятельности;
- неуравновешенности, возбудимости, чрезмерной импульсивности поведения, бурных аффективных реакций (гнев, истерический плач, демонстрация обиды и пр.);
- отсутствия или недостаточного развития самостоятельности, готовности преодолевать трудности;
- неуверенности детей в себе, неадекватной самооценки.
Психодиагностическое обследование, анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников и младших школьников таких нарушений в эмоционально-волевой сфере, как:
- страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
- болезненная чувствительность, впечатлительность;
- застревание на отрицательных эмоциях;
- устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
- эмоциональная холодность, отчуждение, недоверие к окружающим, жестокость;
- повышенная агрессивность, аутоагрессивность;
- снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
- отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции.
Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся в связи с эмоциональными нарушениями детей, выявляет наличие признаков дисгармонии родительско-детских отношений.
Таким образом, для преодоления нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей необходимо проводить психологическую (просветительскую, коррекционно-развивающую) работу, как с детьми, так и с родителями.
Цель программы: создание условий для коррекции и развития нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.
Задачи программы:
- Снижение эмоционального напряжения у детей.
- Уменьшение тревожности, агрессивности, страхов у ребенка.
- Развитие навыков понимания, выражения, и регулирования реальных чувств, эмоций, состояний.
- Развитие навыков позитивного восприятия себя и окружающих, воспитание уверенности в себе.
- Развитие произвольности поведения, повышение активности и самостоятельности детей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование у родителей позитивных установок в отношении поведения и деятельности детей, формирование навыков оказания психологической поддержки и помощи ребенку.
Структура программы
В структуре программы выделены следующие блоки:
- Коррекционно-развивающая работа с ребенком
- Психологическое просвещение родителей.
- Гармонизация родительско-детских отношений.
Формы и методы реализации программы
Программа включает в себя систему коррекционных занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников и неотъемлемой частью жизни младших школьников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры, игры с песком способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний.
К ведущим средствам коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе используются проективные рисуночные методы, в том числе рисование необычными способами (ладонями, стопами ног, пальцами и др.).
Для снятия эмоционального напряжения и тренировки навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в работе с детьми применяются методы релаксации.
Занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме.
Параллельно проводится консультационная и просветительская работа с родителями.
Коррекция родительско-детских отношений осуществляется в процессе совместной работы пары «родитель-ребенок» с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
Структура коррекционно-развивающего занятия с ребенком
— мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
— разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
— основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
— релаксация (снижение эмоционального напряжения, нормализации мышечного тонуса, дыхания.);
— рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин)
Длительность занятия — 35-45 минут 1-2 раза в неделю.
Тематический план
№ п/п | Темы | Задачи | Кол-во часов |
Первый блок «Коррекционно-развивающая работа с ребенком» | |||
«Уходи, злость, уходи!» | Коррекция тревожности, агрессивности, страхов | 3 | |
«Удивляюсь, злюсь, боюсь…» | Развитие навыков понимания и выражения эмоций | 3 | |
«Учусь владеть собой» | Тренировка навыков саморегуляции эмоционального состояния | 3 | |
«Я-хороший! Ты-хороший!» | Развитие навыков позитивного восприятия себя (самооценка) и окружающих | 3 | |
«Да и нет не говорите!» | Развитие произвольности поведения | 2 | |
Второй блок «Психологическое просвещение родителей» | |||
«Эмоциональ- ный мир ребенка» | Развитие представлений родителей о психологических особенностях дошкольников (мл.шк.) | 1 | |
«Стили родительского поведения» | Анализ результатов диагностического обследования родителей | 1 | |
Третий блок «Гармонизация РДО» | |||
«Делай вместе!» | Развитие навыков взаимодействия | 2 | |
«Учимся договариваться!» | Развитие навыков взаимодействия в спорной, конфликтной ситуации | 2 | |
«Я рядом, я с тобой!» | Развитие навыков оказания эмоциональной поддержки | 2 | |
Всего занятий | 22 |
Количество занятий с ребенком и его родителями может варьироваться в зависимости от характера и динамики проработки проблемы.
Прогнозируемые результаты реализации программы
и критерии оценки эффективности программы
Оценка эффективности работы по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников основывается:
— на сравнении данных диагностических обследований ребенка в начале и в конце работы по программе;
— на анализе (в том числе самоанализе) эмоционального состояния до и после каждого занятия;
— на основе устных отчетов родителей о поведенческих и эмоциональных реакциях ребенка (дома и вне семьи в промежутках между занятиями) и собственных эмоциональных переживаниях в ответ на эмоциональные проявления ребенка.
Прогнозируемые результаты реализации индивидуально-ориентированной программы:
- Ослабление эмоционального напряжения и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на поведение и деятельность ребенка.
- Наличие у детей представлений об основных эмоциях, умений распознавать, объяснять и адекватно проявлять собственное эмоциональное состояние;
- Способность саморегуляции эмоциональных состояний и поведения.
- Наличие у ребенка позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, адекватное восприятие ребенком окружающих и МЛО.
- Наличие у детей навыков произвольного, самостоятельного поведения.
- Адекватность и обоснованность представлений родителей об индивидуальных и возрастных особенностях своего ребенка.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:
Показатели эффективности | Диагностический инструментарий |
Ослабление и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на эмоциональное состояние детей | Проективные рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Свободный рисунок» и пр.), анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.). |
Снижение эмоционального напряжения, позитивное актуальное ПЭС | Метод цветовых выборов (модифицированный цветовой тест М.Люшера, Л.Н.Собчик) |
Позитивная «Я — концепция», адекватная самооценка | Методика изучения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо – С. Я. Рубинштейн, модификация В.Г. Щур) |
Использование в повседневной жизни навыков саморегуляции эмоциональных состояний и поведения | Экспертный опрос родителей, детей |
Произвольность и самостоятельность детей | Экспертный опрос родителей, динамическое наблюдение в процессе работы с ребенком |
Адекватность родительс |