Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.
Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности — обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
— логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
— увеличить скорость и гибкость мышления;
— выделять существенные признаки и закономерности предметов;
— сравнивать предметы, понятия;
— обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
— определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
— концентрировать, переключать своё внимание;
— развивать свою память;
— улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
— уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
— самостоятельно выполнить задания;
— осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
— решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
— находить несколько способов решения задач;
— работать в группе.
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты
Формы подведения итогов
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
— сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;
— поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
— косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
— отзывы учителей, родителей.
1.3. Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);
— методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);
Диагностика памяти:
— методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;
— методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).
Диагностика мышления:
— Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);
— методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);
— методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);
— исследование вербально-логического мышления
Диагностика зрительно-моторной координации:
— гештальт-тест Бендер
Тестирование
Май
Итоговая
Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года
Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.
Тестирование
Диагностическая таблица
К. И.
Низкий ур.
Низкий ур.
Низкий ур.
Средний ур.
Содержательный раздел
Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Формы организации занятий
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Кинезиологические упражнения
Релаксационные упражнения
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.
Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
3 класс
1.
Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа
Цель:
выявление уровня развития познавательных процессов,
— анализ психологических причин трудностей в обучении.
2.
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа
Цели:
— развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),
— развитие пространственных представлений.
3.
Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа
Цель:
— развитие зрительной памяти.
4.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа
Цель:
— развитие внимания, ассоциативной памяти
5.
Упражнения на развитие вербально — логического мышления – 3 часа
Цель:
— развитие вербально — логического мышления.
6.
Упражнения на развитие внимания – 2 часа
Цель:
— развитие внимания.
7.
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа
Цель:
— развитие способности к классификации и абстрагированию.
8.
Упражнения на установление связи между понятиями — 4 часа
Цель:
— развитие способности установливать связи между понятиями.
9.
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа
Цель:
— развитие концентрации и избирательности внимания.
10.
Упражнения на развитие логического мышления — 2 часа
Цель:
— развитие логического мышления.
11.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления — 6 часов
Цель:
— развитие памяти, внимания, мышления.
12.
Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час
Цель:
— развитие ассоциативного мышления.
13.
Исследование динамики развития психических процессов – 1 час
Цель:
— исследование динамики развития психических процессов.
Список литературы
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов — на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Источник
Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы
Индивидуальный план
коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Общие сведения о ребенке.
Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.
Пояснительная записка
План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.
В числе этих проблем:
• низкая познавательная и учебная мотивации;
• негативные тенденции личностного развития;
• коммуникативные проблемы;
• эмоциональные нарушения поведения;
Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Задачи:
Формировать интерес к занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.
Совершенствовать развитие мелкой моторики
Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.
Развивать коммуникативные навыки
Тема:Развитие словесно-логического мышления –
Задачи:
Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
1. Дидактические
игры:
«Назови одним ловом»,
«Чего не хватает?»,
«4й лишний»,
«Что сначала, что потом?»,
«Назови части?»,
«Что это?»
2. Использование загадок, логических задач
3. Чтение произведений
4. Работа в логических тетрадях
5. Экспериментальная деятельность
Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
2. Развитие зрительно-моторных координаций:
1. Упражнения для свободных движений руки
2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
3. Работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, обведение по контуру
4. Работа по зрительно-двигательным траекториям
5. Игры с малым мячом
Тема:Развитие слухового внимания и памяти
Задачи:
1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы
1.Игры:
«Что звучит?»
«Угадай кто ушел?»,
«Что ты слышишь?»,
«Что изменилось?»,
«Телефон»
2. Слушание аудиокассет
3. Заучивание стихов,песен.
Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания
Задачи:
1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.
Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:
1. Дидактические игры
«Подбери предмет по цвету»,
«Подбери предмет по форме»,
«Разложи,как я скажу»,
«Что пропало?»
2. Аппликация,рисование,конструирование
3. Развитие речи, ознакомление с окружающим
4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.
Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки
Задачи:
1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
2. Развитие умения работать по словесной инструкции
3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции
4. Развивать умения контролировать себя
1. Тест «Лесенка»
2. Беседы с ребенком
3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого
4. Графические диктанты.
5. дидактические игры «Сделай так»,
«Запомни и исполни»,
»Запрещенное Движение»,
«Запрещенное слово»,
6. Подвижные игры с правилами.
Тема:Развитие усидчивости
Задачи:
Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.
2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.
Тема:Развитие коммуникативности
1. Умение строить межличностные отношения с окружающими
Коммуникативные игры:
1. «Сиамские близнецы»
2.» Комплименты»
3. «Менялки»
Приложение
Дидактические игры:
Игры на развитие внимания и мышления
1. «Чего не хватает?»
Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.
Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.
Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.
2.«4й лишний»
Цель: Развитие внимания, мышления.
Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.
Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.
3.«Что сначала, что потом?»
Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому
Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
4. «Назови части»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: ребенок называет части предметов.
II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,
5.«Что это?»
Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.
Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.
Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.
6. «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
Игры на развитие слухового внимания:
1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
2.«Узнай по звуку».
Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.
3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
4., «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
5.»Японская печатная машинка»,
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)
6.»Испорченый телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игры на развитие самоконтроляя:
1.«Запрещенное движение»
Описание игры
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.
2., «Запомни и исполни».
Цель: Учить контролировать себя.
Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.
3.«Запрещенное слово»
Цель: развитие внимания.
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».
Коммуникативные игры:
1.Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.
2. «КОМПЛИМЕНТ»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми
3. «МЕНЯЛКИ»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
.
Источник