Индивидуальная карта развития ребенка с опфр

I описание результатов психологического обследования
Эмоциональное состояние
фон настроения:
повышен, снижен, нормальный, эйфоричный;настроение
неустойчивое:повышенная
(высокая) тревожность;уплощение эмоций;
скудность внешних
проявлений эмоции;незрелость
эмоциональной сферы;эмоциональные
реакции адекватны (не адекватны) в
ситуации обследования;острые аффективные
реакции (сопровождаются слезами, криками
и т. д.);недержание эмоций;
торпедность
эмоциональных проявлений;быстрая эмоциональная
возбудимость;болезненно
реагирует на смену привычной обстановки;не выраженные
эмоциональные состояния: удовольствия,
неудовольствия.заинтересованность;
волнение,
настороженность;возбуждение;
безразличие;
неадекватная
веселость, фамильярность с взрослыми;чрезмерное
возбуждение, иногда с агрессивными
проявлениями, плач, негативизм.
Восприятие
(целостность,
точность, дифференцированность)
Зрительное
затрудняется
в узнавании предметов в необычном
ракурсе (при развороте, по контуру);знает, называет
основные цвета (оттеночные), формы;соотносит по цвет)
и форме, но не называет;различает цвета
основного спектра и некоторые оттеночные;сформировано;
сформировано
(не сформирована прослеживающая функция
глаза, не сформировано цветоразличение,
цветовосприятие);не доступно
узнавание простейших изображений;сенсорные эталоны
сформированы;выделяет, различает,
сравнивает геометрические фигуры;формы различает,
но затрудняется в их словесном
обозначении;при
соотнесении предметов с учетом величины
наблюдается способ работы (хаотичный,
целенаправленный, путем примеривания,
путем зрительного соотнесения).
Слуховое
не нарушено;
тонкая и точная
дифференцировка слухового восприятия;соотносит звук с
предметом;воспринимает
неречевые звуки;
Тактильное
тактильная
чувствительность снижена (повышена);способ обследования
предметов: двуручный, одноручный;совмещает зрительный
и осязательный образ;узнает на ощупь
основные свойства предметов (величина,
форма…);узнает
на ощупь дополнительные свойства
предметов (колючий, гладкий, твердый,
теплый…)трудность
дифференциации поверхность на ощупь
Внимание
(произвольность,
устойчивость, объем, распределение,
переключаемость)
объем — сужен,
недостаточен;
концентрация —
нарушена, сформирована недостаточно;устойчивость —
снижена;распределяемость
— затруднена;переключаемость
— нарушена, затруднена;ослаблено
внимание, неполноценность тонких форм
зрительного, слухового, тактильного
внимания, нарушение пространственных
и временных синтеза и анализа,
недостаточность организации и исполнения
сложных двигательных программвнимание
достаточно устойчивое, длительность
сосредоточения и переключение внимания
удовлетворительныеотвлекаемость
наблюдается к концу заданияколебания внимания
отмечаются по мере столкновения с
трудностямивнимание недостаточно
устойчивое, поверхностное; быстро
истощается, либо вязкое, плохо
переключаемое, организующая помощь
эффективнаребенок плохо
сосредотачивается, с трудом удерживает
внимание на объекте (низкая концентрация
и неустойчивость внимания) на протяжении
всего исследования, либо ярко выраженная
ригидность, организующая помощь
малоэффективна
произвольность
способность к
длительному сосредоточению и переключению
вниманияспособность к
концентрации внимания проявляется не
стойкоконцентрация
внимания на короткий срокпроизвольное
внимание не сформировано
Источник
метки: Сформировать, Зрительный, Форма, Ощупь, Слово, Различать, Нарушить, Слуховой
I описание результатов психологического обследования
Эмоциональное состояние
- фон настроения: повышен, снижен, нормальный, эйфоричный;
- настроение неустойчивое:
- повышенная (высокая) тревожность;
- уплощение эмоций;
- скудность внешних проявлений эмоции;
- незрелость эмоциональной сферы;
- эмоциональные реакции адекватны (не адекватны) в ситуации обследования;
- острые аффективные реакции (сопровождаются слезами, криками и т. д.);
- недержание эмоций;
- торпедность эмоциональных проявлений;
- быстрая эмоциональная возбудимость;
- болезненно реагирует на смену привычной обстановки;
- не выраженные эмоциональные состояния: удовольствия, неудовольствия.
- заинтересованность;
- волнение, настороженность;
- возбуждение;
- безразличие;
- неадекватная веселость, фамильярность с взрослыми;
- чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
Восприятие
(целостность, точность, дифференцированность)
Зрительное
- затрудняется в узнавании предметов в необычном ракурсе (при развороте, по контуру);
- знает, называет основные цвета (оттеночные), формы;
- соотносит по цвет) и форме, но не называет;
- различает цвета основного спектра и некоторые оттеночные;
- сформировано;
- сформировано (не сформирована прослеживающая функция глаза, не сформировано цветоразличение, цветовосприятие);
- не доступно узнавание простейших изображений;
- сенсорные эталоны сформированы;
- выделяет, различает, сравнивает геометрические фигуры;
- формы различает, но затрудняется в их словесном обозначении;
- при соотнесении предметов с учетом величины наблюдается способ работы (хаотичный, целенаправленный, путем примеривания, путем зрительного соотнесения).
Слуховое
- не нарушено;
- тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия;
- соотносит звук с предметом;
- воспринимает неречевые звуки;
Тактильное
- тактильная чувствительность снижена (повышена);
- способ обследования предметов: двуручный, одноручный;
- совмещает зрительный и осязательный образ;
- узнает на ощупь основные свойства предметов (величина, форма…);
- узнает на ощупь дополнительные свойства предметов (колючий, гладкий, твердый, теплый…)
- трудность дифференциации поверхность на ощупь
Внимание
(произвольность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость)
11 стр., 5018 слов
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
… предметы и действия предметов Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет … учащихся должны быть: сформированы практические представления о тексте … в каждой группе. Обследование учащихся проводится по методикам … домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши … внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) Развитие зрительной …
- объем — сужен, недостаточен;
- концентрация — нарушена, сформирована недостаточно;
- устойчивость — снижена;
- распределяемость — затруднена;
- переключаемость — нарушена, затруднена;
- ослаблено внимание, неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного внимания, нарушение пространственных и временных синтеза и анализа, недостаточность организации и исполнения сложных двигательных программ
- внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные
- отвлекаемость наблюдается к концу задания
- колебания внимания отмечаются по мере столкновения с трудностями
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, либо вязкое, плохо переключаемое, организующая помощь эффективна
- ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания) на протяжении всего исследования, либо ярко выраженная ригидность, организующая помощь малоэффективна
произвольность
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание
… культуры. У детей четырёх лет ещё не сформированы ни вокальные … способностей отводится педагогу, а правильно подобранные методы не только … несоответствие. 2) Выразительная импровизация. Озвучить рассказ. …….у нас сегодня самый настоящий … у детей ролевые действия в игре-драматизации, умение принимать воображаемую … музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями. Для развития ладо – мелодического …
- способность к длительному сосредоточению и переключению внимания
- способность к концентрации внимания проявляется не стойко
- концентрация внимания на короткий срок
- произвольное внимание не сформировано
Мышление
принятие задачи
- принимает неохотно;
- задачу понимает, принимает;
- принимает простую задачу;
- принимает задачу после многократного повторениязадачу не принимает;
- понимает отдельные речевые инструкции.
понимание инструкции
- инструкция понимается, сохраняется до конца задания;
- инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу), некоторые правила постигаются в процессе работы;
- инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции;
- принимается общая цель задания, элементы инструкции; ребенок не сохраняет до конца задания даже легкие правила;
- стихийная активность, инструкция не усвоена.
степень самостоятельности при выполнении задания, способы действия
- хаотическая просьба;
- целенаправленная проба;
- примеривание;
- соотнесение
операционная сторона
(анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание, результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок)
- мыслительные операции не сформированы;
классификация (т. Когана) — предметная, геометрическая
6 стр., 2612 слов
Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы самозащиты средствами физического воспитания
… . По нашему мнению, для оказания помощи в формировании дошкольником своей системы физиологической самозащиты ключевым … : требуется накопить опыт, прежде чем они сформируют знание и уверенность, которые позволили бы им … существах социальных, думающих, и они принимают определённые важные решения о своих личных … что начальная “пассивность” ребёнка во многих заданиях по решению проблем, его неудачи в …
- выполняет самостоятельно по 2-м признакам (одному признаку), вербализация затруднена
- выполняет правильно (с помощью, с ошибками)
- при выполнении нуждается в постоянной направляющей помощи
- выполняет правильно после обучающей помощи
- геометрическая классификация табличным способом
обобщающие понятия
- не сформированы (сформированы)
- основные сформированы в пассиве
- сформированы на бытовом уровне
- обобщает на вербальном уровне
- обобщает по внешним (несущественным) признакам
- обобщение на основе ситуативной близости
- по функциональному признаку
динамика мыслительной деятельности
- инертность
- ригидность
- соскальзывание
- темп замедлен, нормальный, быстрый
- торпидность
- стереотипность, застревание
- тутоподвижность
сюжетный ряд
- выложил самостоятельно (с помощью)
- рассказ адекватный, соответствует сюжету, изображенную ситуацию понимает правильно
- рассказ логичный, соответствует порядку (в случае неправильного расклада)
- рассказ по наводящим вопросам
- ребенок учитывает, что события происходят в логической последовательности (если правильно подобрал ряд картинок)
- не объединяет серию в один сюжет. Рассказ о каждой картинке отдельно.
- выделяет сюжетное содержание в серии картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но затруднения вызывает логическая последовательность
- воспринимает события на серии картинок как единое целое, может составить последовательный рассказ.
установление сходств и различий
7 стр., 3057 слов
Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому оцениванию
… Тема Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому … на нескольких уровнях: ситуативном и надситуативном. Ситуативный уровень обнаружения проблемности … необходимо насытить учебную деятельность средствами, с помощью которых ученик может объективировать … поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности …
- устанавливает (не устанавливает)
- устанавливает по внешним (несущественным) признакам
пространственный анализ и синтез
- разрезную картинку из _ _ частей складывает самостоятельно (с помощью)
- методом подбора
- зрительное соотнесение
- недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, что затрудняет пространственную организацию движений (ДЦП)
операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственных зависимостей
- затрудняется в установлении причинно-следственных связей
- трудности установления логических связей
- суждения примитивны, на бытовом уровне
- выстраивает сложные логические цепочки при формировании умозаключений
- страдает словесно-логическое мышление
- логические построения не доступны
- доступны простейшие умозаключения и выводы
форма мышления
- наглядно-действенное
- преобладает наглядно-образное
- с элементами словесно-логического
- на уровне базальных потребностей
результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок принятие различных видов помощи
- использует все виды помощи
- помощь не принимает
- нуждается в постоянной помощи: направляющей, обучающей, стимулирующей, массированной, организующей
- требует массированной помощи при организации поведения за столом
- не заинтересован в результате деятельности
- критичность снижена, высокая, некритичен
Личностные характеристики
характерологические особенности (только психолог):
11 стр., 5168 слов
Самооценка, уровень притязаний и социальные статусы в структуре личности младшего школьника
… между свойствами личности младшего школьника, самооценкой, уровнем притязаний и его социальным статусом. … разнообразием используемых слов, но и осмысленностью того, о чём идёт речь. Младший школьный … период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с … личных отношений. Если судить по анализу характеристик, которые педагоги дают детям …
- повышенный уровень экстраверсии;
- интроверт;
- экстраверт;
- наблюдается формирование истероидно-демонстративных черт;
- формирование личности по тревожному типу;
- формирование личности по эпилептоидному типу;
- формирование личности по шизоидному типу;
- развиты коммуникативные способности;
- наблюдаются патохарактерологические реакции;
- формирование личности протекает благоприятно.
контактность
- уходит от контакта;
- избегает контакта глаз при общении;
- протестная реакция на установление контакта;
- настороженно, в контакте, ожидает угрозы;
- наблюдается постепенное вхождение в контакт;
- трудности установления контакта;
- контакт легкий, поверхностный;
- не соблюдает дистанцию при общении с взрослым;
- проявляет инициативу в общении, обращается с вопросами;
- требует постоянного внимания к себе;
- в речевой контакт не вступает, взаимодействует невербально;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется;
- в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудности, низкой работоспособности);
- контакт устанавливается легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
- в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
Самооценка и уровень притязаний:
3 стр., 1428 слов
Самооценка уровня интеллекта
… — Провести эмпирическое исследование самооценки уровня интеллекта. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что самооценка уровня интеллекта зависит от самоотношения. … Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); … В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 13. Столин В.В. Самосознание …
- адекватная самооценка;
- завышенная (высокая) самооценка;
- заниженная (низкая) самооценка;
- адекватный уровень притязаний;
- высокий (низкий) уровень притязаний;
- неустойчивая самооценка;
- самооценка как устойчивое личностное образование не сформирована;
- эмоционально завышенная самооценка;
- неустойчивый уровень притязаний;
- высокая значимость внешней оценки действий;
- несформированность «Л — образа», невыраженность притязаний.
Особенности поведения:
- двигательно беспокоен;
- двигательно расторможен, не организуется за столом;
- импульсивность действий;
- поведение организованное;
- двигательно скован, напряжен, мало подвижен;
- наблюдаются навязчивые движения;
- наблюдаются тикоидные гиперкинезы;
- вялая, пассивная;
- негативизм;
- доброжелательная;
- благодушная;
- спокойная;
- негативизм;
- принимает закрытые позы;
- нет контакта глаз, голова опущена;
- агрессивное поведение;
- реакции аутоагрессии;
- полевое поведение;
- реакции негативизма;
- немотивированные поступки;
- демонстративное поведение, манерность, кривляние, привлечение к себе внимания громким голосом, обильная жестикуляция;
- поведение вычурное, неадекватное ситуации обследования;
- торпидность поведенческих реакций;
- аутичиные реакции,
- конфликтное поведение.
Общая осведомленность
- знает свое имя, родителей, возраст, адрес
- ориентируется в родственных отношениях
- знает профессию, место работы родителей
- недостаточно социально адаптирован в силу замкнутости социально-бытового пространства
уровень сформированности временных представлений.
- Обобщенный
- Элементарный
- Фрагментарный
- Отсутствие представлений.
отношение к школе, учебе:
- сформирована мотивация достижения в учебной деятельности;
- наблюдается мотивация избегания неудач в учебной деятельности;
- требует постоянной стимуляции учебной деятельности;
- наблюдается стойкое негативное отношение к школе (процессу обучения, учителям), с реакцией избегания;
- фрустрирована потребность в успешности обучения;
- зациклен;
- испытывает страх ситуации проверки знаний (страх ответов у доски, с места, страх сделать ошибку);
- ждет прихода учителя, к занятиям относится с интересом;
- учебная деятельность осуществляется только на фоне внешней стимуляции;
Описание результатов логопедического обследования
фонематический анализ и синтез
- не сформирован, формируется
- может выделить первый звук в слове (последний)
- недоступен анализ
- может составить слово из 3-х названных звуков
- синтез недоступен
- подбирает слова на заданный звук
- выделяет заданный звук в звуковом потоке
- определяет место звука в слове
- образует слово из заданных звуков
- не может произвести морфологический разбор слова,
- не может выделить корень слова, суффикс
- не может произвести синтаксический разбор слова
- не может выделить главные члены предложения, подлежащее, сказуемое…
- не может произвести фонетический разбор слова
- не может выделить звонкие, глухие, гласные, согласные
языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез)
- затрудняется (допускает ошибки) при морфологическом разборе предложения
словарный запас, состояние фразовой речи
словарь:
- в пределах возрастной нормы
- беден, преобладает предметный
- преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики
- ограничен качественный словарь
- ограничен словарь слов-признаков
- не употребляет наречий
- не употребляет приставочных глаголов
- затрудняется в подборе синонимов, антонимов
- не использует изобразительные средства языка
- страдает описательная сторона речи
- правильно называет окружающие предметы и явления,
- владеет достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий,
- заменяет наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник — рубашка),
- замена видовых понятий родовыми (автобус, троллейбус — это машины),
- отсутствует пассивный словарный запас (из-за отказа от контактов на вербальном уровне),
- автономные звукосочетания, возникающие спонтанно или отраженно при благоприятном расположении ребенка,
- обрывки общеупотребительных существительных и глаголов.
- в речи отдельные звукоподражания, вокализации.
- бедность и инертность словарного запаса
связная речь
- фраза простая нераспространенная
- малораспространенная
- аграмматичная
- пользуется сложноподчиненными, сложносочиненными предложениями.
- нарушено строение предложно-падежных конструкций
- нарушено управление и согласование
- бедность и однообразие синтаксических конструкций, грамматических конструкций
- неумение распространить предложение однородными членами
- речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, их грамматическое оформление неполноценно;
- речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, безцельными манипулированиями, излишней детализацией.
- характеризуется звукокомштексами, словосочетаниями и отрывками отдельных фраз.
- в речи много неологизмов.
- мутизм как отсутствие мотивации к речевому общению.
- частичный мутизм (необращенность речи к окружающим).
- бедность и однообразие синтаксических конструкций: в речи в основном простые предложения.
- ограничивается перечислением предметов или действий.
- владеет развернутой фразой.
- ведет длительную монологическую речь без обращения к окружающим.
- в речи отдельные вокализации, слова-звукоподражания., примитивные слова
- преобладает монологическая речь на аффективно-значимые темы
- в диалоге не способен к длительному речевому общению, взаимодействию с окружающими
- речь чаще всего не связывается с непосредственными действиями
- речевое развитие значительно опережает праксис
слоговая структура слова
- нарушена, грубо нарушена
- не нарушена (не искажает)
- искажает в словах со сложной слоговой структурой (усечения, перестановки слогов).
- искажает в словах со стечением согласных
- контур (абрис) слова удерживает
- нарушено в словах 3−4-х слоговой структуры
- сокращение количества слогов, чаще — при стечении согласных в слове (атос — автобус),
- добавление лишних звуков и слогов (лимонт, глазики — глазки),
- пропуск звуков (тол — стол, вок — волк),
- перестановка звуков и слогов,
- меняющаяся структура одного и того же слова с увеличением количества повторений слова,
грамматический строй
- допускает ошибки при согласовании числительных с существительными
- допускает ошибки в падежных окончаниях
- допускает ошибки при изменении существительных по числам
- не согласует существительных в роде, числе, падеже.
- правильно согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже
- правильно употребляет все простые предлоги (у. в, на, под, с, из, за, по, после), свободно пользуется ими в высказываниях,
- образует существительные в уменьшительно-ласкательной форме,
- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе,
- изменяет единственное число существительных во множественное,
- изменяет форму родительного падежа единственного и множественного числа.
- недостаточно использует различные части речи
- допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций
- гиперкинезы (насильственные движения мимической мускулатуры),
- синкенезии (содружественные движения мимической мускулатуры и пальцев рук),
- нарушения голосообразования (сдавленность, фальзет, немодулированный голос)
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник