Индивидуальная итоговая таблица мониторинга речевого развития ребенка
Татьяна Красовских
Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения
Аналитическая справка
по результатам мониторинга динамики речевого развития
воспитанников за 3 года обучения
(2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)
сентябрь 2013 г.
Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ №572 структурного подразделения: Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР, посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР, посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.
Задачами мониторинга было:
— определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;
— корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;
— определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения.
За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития:
— фонематические процессы;
— звукопроизношение;
— словарь;
— грамматический строй речи;
— связная речь;
— обучение грамоте.
За основу диагностики (начало и конец учебного года) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции.Обследование проводилось по следующим параметрам:
— фонематический слух;
— фонематическое восприятие;
— звукопроизношение;
— грамматический строй речи;
— слоговая структура слова;
— обучение грамоте.
При проведении были изучены результаты диагностики за три года. Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения» (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6).
В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года. При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года. В результате в подготовительной группе воспитанниковс ОНР были получены следующие данные:
— в формировании фонематических представлений:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0%; средний уровень в начале года – 64%, в конце года – 9%;высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 91%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании навыков звукопроизношения:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале уч. года- 55%, в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36%, в конце года – 100%;
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.
-в формировании словаря:
— в 2009/2010 уч.году: на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался; средний уровень в начале года – 72%, средний уровень в конце года – 19%; высокий уровень в начале года – 28%, в конце года –81%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников.
-в формировании грамматического строя речи:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0%; средний уровень на начало года- 64%,конец года – 19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.
— в формировании навыков связной речи:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года- 55%, в конце года-19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.
Вывод: у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.
— в обучении грамоте:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 28%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 72%;
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.
В результате мониторинга в группе воспитанниковс ЗПР были получены следующие данные:
— в формировании фонематических слуха:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 50%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 79%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 86%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании фонематического восприятия:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 79%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании навыков звукопроизношения:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 29%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 21%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 79%;
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.
-в формировании грамматического строя речи:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15%; высокий уровень в начале года – 15%, в конце года – 50 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года — 79%, в конце — 21%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 79%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.
— в формировании слоговой структуры слова:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 35%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;
Вывод: в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.
— в обучении грамоте:
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 28%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года –0%, в конце года – 86%;
Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.
Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100%детей усвоили программу подготовительной группы: у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.
Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития.
Источник
Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей логопедической группы № 2 ГБОУ № 687 Санкт-Петербурга «Центр реабилитации ребёнка» за 2011-2014 учебные годы
(до 01.01.2014 года ГБДОУ д/с № 10 Центрального р-на СПб)
Мониторинг проводился учителем-логопедом Капустиной Т.В. с целью выявления промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года (от средней до подготовительной группы).
Мониторинг проводился на основе методической разработки логопеда Капустиной Т.В. «Мониторинг динамики речевого развития детей с ОНР. Электронное приложение к речевой карте», утвержденной на педагогическом совете ДОУ. Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel. Данный мониторинг позволяет наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования в любой период времени обучения ребёнка.
Для подведения итогов обследования выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции по каждому виду деятельности вводятся баллы от 0 до 5. Максимально набранное количество баллов по всем разделам составляет 65 баллов, что означает 100% сформированность обследуемой функции.
Обследование речи детей проводилось по следующим разделам:
- Неречевые психические функции.
- Мелкая моторика.
- Атрикуляционная моторика.
- Общие речевые навыки.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура и звуконаполняемсть слов.
- Фонематический слух, языковой анализ и синтез.
- Импрессивная речь.
- Активный словарь.
- Обобщающие понятия.
- Словоизменение.
- Словообразование.
- Связная речь.
Система оценки | |||
Уровень | Баллы | Критерии оценки (кроме звукопроизношения) | |
Низкий | 0 – 1 | 0 – не может выполнить задания или отказывается отвечать на вопросы (речевой негативизм). | |
1 – выполняет задания с серьёзными многочисленными ошибками, помощь логопеда не использует. | |||
Средний | 2 – 4 | 2 – задания выполняет только с помощью логопеда, допускает многочисленные ошибки. | |
3 – задания выполняет с незначительной помощью, допускает ошибки. | |||
4 – задания выполняет самостоятельно, допускает отдельные незначительные ошибки. | |||
Степень сформированности обследуемой функции в пределах возрастной нормы. | |||
Высокий | 5 | 5 – отлично справляется с заданиями, выполняет их самостоятельно и правильно. | |
Степень сформированности обследуемой функции соответствует возрастной норме. | |||
Система оценки звукопроизношения | |||
Уровень | Баллы | Критерии оценки | |
Низкий | 0 – 1 | 0 – звук отсутствует, искажён, либо заменяется другим звуком. | |
1 – проводится подготовительный этап постановки звука. | |||
Средний | 2 – 4 | 2 – сформирован нормальный артикуляционный уклад звука, звук автоматизирован в слогах. | |
3 – звук автоматизирован в словах и фразах. | |||
4 – звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах. | |||
Высокий | 5 | 5 – звук введён в свободную речь, коммуникативные навыки сформированы. |
Итог трёхлетнего мониторинга наглядно демонстрирует диаграмма, в которой представлены результаты речевого развития детей за период с 2011 по 2014 год. Каждый год обучения представлен в сравнении на начало учебного года (сентябрь) и конец учебного года (июнь).
За 100% приняты максимально набранные 65 баллов по итогам логопедического обследования.
Диаграмма 1.
На диаграмме наглядно представлена выраженная положительная динамика речевого развития детей за три года.
Далее представлена индивидуальная динамика речевого развития ребёнка АВ с диагнозом ОНР (1 уровень речевого развития), выход из моторной алалии. Ребёнок посещал логопедическую группу с 3-х до 7-ми лет.
За 100% приняты максимально набранные 65 баллов по всем разделам логопедического обследования, которые соответствуют возрастной норме речевого развития ребёнка.
Диаграмма 2.
Таким образом, результаты мониторинга динамики речевого развития детей логопедической группы № 2 ГБОУ № 687 за 3 года, представленные на диаграммах № 1 и № 2, наглядно демонстрируют выраженную положительную динамику в коррекции речи у детей с ОВЗ.
Источник