Индикаторы развития ребенка в детском саду

Индикаторы развития ребенка в детском саду thumbnail

Образовательную деятельность дошкольной организации невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка. Для этого и применяются индикаторы в детском саду.

Читайте также эту статью на казахском языке

Диагностика развития ребенка

Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем мониторинга получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы и по образовательным областям в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования дошкольного воспитания и обучения, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от 1 до 6 лет.

Если раньше диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по таким основным разделам образовательной программы как развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т. д., то теперь в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями.

★ ПРОВЕРКИ ★

Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности детского сада

Увольнение работников – пошаговая инструкция

Н. Д. Козарезова,

старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, г. Петропавловск

Качеству тех или иных процессов в дошкольной организации всегда уделяется большое внимание, поэтому закономерно, что дошкольные организации, в которых правильно, качественно и валидно организован мониторинг, занимают ведущие места в рейтингах. Использование мониторинга позволяет поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольной организации. В электронной версии журнала – e.rukdo.mcfr.kz – можно скачать: положение о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности; план-график текущего мониторинга заведующего; план-график должностного мониторинга методиста; план-график должностного внутреннего мониторинга заведующего хозяйственной частью; план-график должностного внутреннего мониторинга медицинского работника.

Компетентностное развитие ребенка

Основу процесса управления комплексным сопровождением ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории. Целевыми ориентирами мониторинга при этом являются показатели компетентностного развития (далее – ПКР) ребенка по 5 образовательным областям, а отметкой уровня – система индикаторов.

ПКР ребенка заложены в ГОСО в разделе дошкольное воспитание и обучение в 5 образовательных областях:

  • здоровьесберегающей (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, развитие сенсорно-двигательных функций);
  • коммуникативно-языковой (развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром);
  • познавательной (наличие определенных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте);
  • творческой (развитие духовных качеств – интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала);
  • социальной (умение ориентироваться в социуме, налаживать контакты и взаимодействия в окружающем мире: в семье, среди сверстников, со взрослыми).

В содержании «Индикаторов» прописаны ПКР детей по всем образовательным областям и разделам.

Система индикаторов компетентностного развития детей имеет следующую структуру:

  • показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;
  • образовательная область – категория, определяющая содержание образования;
  • подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;
  • стандарт – как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие 3 уровней развития компетентности:

  • ребенок воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по образцу (1 балл, недостаточно компетентный);
  • ребенок понимает то, что он делает, владеет определенным запасом знаний, но самостоятельно не действует (2 балла, достаточно компетентный);
  • ребенок применяет то, что он знает и умеет делать самостоятельно, без помощи взрослого, творчески и в нестандартных ситуациях (3 балла, компетентный).

Работа с показателями компетентностного развития дошкольников и индикаторами

1-й этап. ПКР и индикаторы – это категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории. Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 2–3 лет, не повторяются для ребенка в возрасте 3–4 лет, так как он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ.

Читайте также:  Современные формы помощи семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально 3 раза в год: в начале, в середине и в конце года (сентябрь – стартовый контроль, январь – промежуточный и май – итоговый), а результаты записывать выставлением баллов в «Листы наблюдений».

Если к концу года ребенок применяет до 80 % показателей, то его компетенции можно считать достаточными.

Педагоги на основании показателей в «Листах наблюдений» должны обработать результаты по каждому ребенку индивидуально, по всей группе детей и внести в сводные ведомости (таблицы).

2-й этап. На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка с учетом «зоны ближайшего развития ребенка». Под «зоной ближайшего развития» следует понимать разницу между уже освоенным ребенком способом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым.

Чем больше этот разрыв, т. е. чем более трудную задачу может решить ребенок вместе с педагогом, тем больше перспектив развития этого ребенка. Воспитателем заполняются таблицы и графики для всей группы детей с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.

Методистом заполняются диагностические таблицы качества дошкольного образования в разрезе всех групп дошкольной организации (далее – ДО) и график динамики показателей качества дошкольного образования по образовательным областям в рамках всей ДО.

3-й этап.«Карта» и «Лист» наблюдения (индивидуальной траектории) позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

Методистом заполняется итоговая таблица качества дошкольного образования, окончательно оформляется график динамики показателей качества ДО, подводятся итоги диагностической работы, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень компетенции.

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Источник

Блок 1. Ресурсы и условия ОУ

Критерии

Индикаторы

Баллы для оценки

Периодичность

Ответственные

в ОУ

Формы отчётности

Ответственный

1. Нормативно-правовая база

Ø  Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности

10 баллов

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ

Копия документа

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие свидетельства об аккредитации на осуществление образовательной деятельности

10 баллов

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ

Копия документа

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие организационно-распорядительных документов в соответствии с Уставом ДОУ

минус 1 балл

за каждое несоответствие

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ, заместители

Перечень документов

Отдел дошкольного образования

Управления образования

Ø  Наличие всех необходимых правоустанавливающих документов, оформленных в установленном порядке на все объекты недвижимости и земельные участки учреждения

минус 1 балл

за каждое несоответствие

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ, заместители

Перечень документов

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ОУ в сети Интернет и допуск к ресурсам сети

1 балл

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ, заместители

Перечень документов

Отдел ресурсного и информационного обеспечения

Управления образования

Ø  Программа развития учреждения:

*  наличие;

*  соответствие требованиям к составлению программ /структура/;

*  планирование работы ДОУ в соответствии с заявленными в Программе целями;

*  наличие системы мониторинга Программы;

До 4 баллов

(по 1 баллу за каждый пункт)

1 раз в год

(сентябрь)

Руководитель ДОУ, заместители

Справка по результатам проверки

МБУ ГЦОКО

2. Кадровый потенциал

Ø  Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами:

наличие /отсутствие вакансий.

Отсутствие вакансий – 5 баллов,

минус 1 балл за каждую вакансию

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ,

Отчет по форме

РИК 83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие эффективных механизмов развития кадрового потенциала ОУ:

*  программа (подпрограмма, проект) работы с кадрами;

*  локальные акты о материальном и моральном стимулировании работников.

До 2 баллов

(по 1 баллу за каждый пункт)

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие в ДОУ специалистов:

— педагога-психолога;

— социального педагога;

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от 0 до 3 лет скачать

— учителя-логопеда.

— педагог-организатор

1 балл за специалиста

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по форме

РИК 83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие молодых специалистов, продолжающих работать в ДОУ в течение последних 3 лет /количество/

Сохранение контингента –

5 баллов

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по форме

РИК 83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование /в %/

50-75% — 1 балл;

75-100% — 2 балла

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по форме

РИК 83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие педагогов, имеющих учёные степени (количество)

1 балл за каждого педагога

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ

Отчет по форме

РИК83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории /в %/

50 – 60 % — 1 балл

60-70% — 2 балла

70 % и более – 3 балла

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет

по дополнительной форме

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Доля не аттестованных педагогов (за исключением молодых специалистов со стажем работы до 3 лет) /в %/

До 5 % — минус 1 балл;

5-10% — минус 2 балла;

свыше 10 % — минус 3 балла.

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет

по дополнительной форме

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Доля педагогов, повысивших квалификацию за 5 лет (в % от общего числа)

(имеют подтверждающий документ)

100 % — 3 балла;

80 – 100% — 2 балла

50-80% — 1 балл

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие педагогов, имеющих отраслевые награды:

*  регионального уровня;

*  федерального уровня.

2 балла за каждого

3 балла

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ,

Отчет по форме

РИК 83

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Диссеминация опыта педагогов (подтвержденная документами) на:

*  институциональном уровне;

*  муниципальном уровне;

*  региональном уровне;

*  федеральном уровне.

1 балл за каждого;

2 балла;

3 балла;

4 балла.

1 раз в год

(ноябрь)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие педагогов, принявших участие в конкурсном движении:

*  муниципального уровня;

*  регионального уровня;

*  федерального уровня;

*  международного уровня.

0.5 балла за каждого

1 балл

3 балла

5 баллов

1 раз в год

(май)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие педагогов, ставших победителями и призёрами в конкурсном движении:

*  муниципального уровня;

*  регионального уровня;

*  федерального уровня;

*  международного уровня.

1 балл за каждого

3 балла

5 баллов

7 баллов

1 раз в год

(май)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчет по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

3. Материально-техническая база

Ø  Наличие инфраструктуры, поддерживающей здоровье в соответствии с нормативными требованиями:

*  наличие медицинского блока;

*  наличие спортивного зала;

*  наличие спортивной площадки;

*  наличие бассейна;

*  наличие дополнительных помещений для занятий физической культурой и спортом

0,1 балла за каждый пункт

1 раз в год

(август)

Руководитель ДОУ, заместитель заведующего по АХР

Отчёт

по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие инфраструктуры для развития детей

*  наличие комнаты интеллектуального развития детей;

*  наличие комнаты художественно-эстетического развития детей;

*  наличие комнаты экологического развития детей и др.

0,1 балла за каждый пункт

1 раз в год

(август)

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Отчёт

по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие кабинетов специалистов, соответствующих современным требованиям:

*  кабинет психолога

*  кабинет социального педагога

*  кабинет логопеда

*  кабинет педагога-организатора

1 балл за каждый кабинет

(август)

Руководитель ДОУ, заместитель заведующего по АХР

Отчёт

по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

4. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса

Ø  Использование в работе ОУ сайта:

*  актуальность размещаемой информации;

*  оперативность размещения информации;

*  разнообразие форм представления информации;

*  объём (полнота, степень, целостность) отражения деятельности ОУ;

*  популярность в среде участников образовательного процесса.

1 балл за каждый пункт

(до 5 баллов)

декабрь

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Внешний контроль

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие распоряжения по регламенту работы с e — mail

1 балл

декабрь

Руководитель ДОУ, старший воспитатель

Читайте также:  Сензитивные периоды психического развития ребенка

Внешний контроль

МБУ ГЦОКО

Ø  Доля кабинетов, обеспеченных информационно-коммуникационными средствами

/в %/

До 25 % — 1 балл;

25-50% — 2 балла;

50-75% — 3 балла;

75-100% — 4 балла.

(сентябрь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

5. Управление образовательным процессом

Ø  Доля административных работников ДОУ (включая заведующего), имеющих высшую квалификационную категорию /в %/

50 – 75% — 1 балл;

Свыше 75%- 2 балла

1 раз в год

(октябрь)

Руководитель ДОУ

Отчёт

по дополнительной форме

Отдел кадрового обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие действующих органов общественно-государственного управления ДОУ (согласно зарегистрированному Уставу):

*  Родительский комитет;

*  Совет ДОУ (Попечительский совет; Управляющий совет и др.)

1 балл за каждый пункт

(сентябрь)

Руководитель ДОУ

Отчёт

по дополнительной форме

Отдел дошкольного образования

Управления образования

Ø  Использование мониторинговых исследований для организации системы управления ДОУ /наличие электронных баз данных/

5 баллов

(апрель)

Руководитель ДОУ

Отчёт

по дополнительной форме

МБУ ГЦОКО

Ø  Наличие практики публичной отчётности ДОУ:

*  анализ на педагогическом совете ДОУ;

*  публичный отчёт на родительском собрании;

*  представление публичного отчёта на сайте (Интернет-представительстве) ДОУ;

*  представление публичного отчёта перед общественностью города (в СМИ и др.)

0,5 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

(август)

Руководитель ДОУ

Копия отчёта с указанием формы и ссылкой на место публикации (протокол педагогического совета, родительского собрания, выпуск журнала /газеты, адрес сайта)

МБУ ГЦОКО

6. Создание безопасных условий пребывания участников образовательного процесса

Ø  Соответствие условий требованиям СаНПиН:

*  соблюдение требований к участку общеобразовательных учреждений;

*  соблюдение требований к зданию;

*  соблюдение требований к помещениям и оборудованию ДОУ;

*  соблюдение требований к естественному и искусственному освещению;

*  соблюдение требований к спортивным помещениям;

*  соблюдение гигиенических требований к расписанию занятий

3 балла за каждый пункт

(август)

Руководитель ДОУ, инженер по охране труда

Внешний контроль

Акт по результатам приёмки ОУ к работе в новом учебном году

Отдел ресурсного и информационного обеспечения

Управление образования

Ø  Наличие случаев детского травматизма в ДОУ

минус 1 балл за каждый случай

март

Руководитель ДОУ, инженер по охране труда

Отчёт по установленной форме

Отдел ресурсного и информационного обеспечения

Управления образования

Ø  Наличие случаев взрослого травматизма в ДОУ

минус 1 балл за каждый случай

март

Руководитель ДОУ, инженер по охране труда

Отчёт по установленной форме

Отдел ресурсного и информационного обеспечения

Управления образования

Ø  Готовность ДОУ к образовательной деятельности:

*  без замечаний по результатам приёмки

*  с замечаниями

10 баллов

минус 1 балл за каждое

(август)

Руководитель ДОУ

Акт по результатам приёмки ОУ к работе в новом учебном году

Отдел ресурсного и информационного обеспечения

Управления образования

Ø  Выполнение натуральных и денежных норм по питанию (основные продукты) в процентах на одного ребенка.

Выше среднего по городу – 5 баллов

январь

Руководитель ДОУ

Постоянно действующий мониторинг

Отдел дошкольного образования

Управления образования

Ø  Доля детодней, пропущенных по болезни (за исключением ветряной оспы)

5 баллов

август

Руководитель ДОУ, старшая медсестра

Отчёт по установленной форме

Отдел дошкольного образования

Управления образования

Ø  Индекс здоровья детей

10 баллов

(август)

Руководитель ДОУ, старшая медсестра

Отчёт по установленной форме

Отдел дошкольного образования

Управления образования

7. Финансово-экономическая деятельность ОУ

Ø  Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогов

Выше средней по городу – 10 баллов

Средняя по городу – 5 баллов

Ниже средней по городу – 0 баллов

(январь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

Зам. начальника Управления образования

Ø  Численность воспитанников приходящихся на одного воспитателя:

Ø  преддошкольный возраст

Ø  дошкольный возраст

Норма – 1 балл

Более нормы – 5 баллов

Менее нормы — 0 баллов

(январь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

Зам. начальника Управления образования

Ø  Средняя наполняемость групп

Дошк. группы:

20 детей в группе – 1 балл

Менее 20 детей — минус 1 балл

Преддошк. группы:

15 детей в группе – 1 балл

Менее 15 детей – минус 1 балл

(январь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

Отдел дошкольного образования

Управления образования

Ø  Наличие фактов нецелевого использования средств (по результатам специальных проверок)

Минус 5 баллов

1 раз в год

(январь)

Руководитель ДОУ

Отчёт по дополнительной форме

Зам. начальника Управления образования

Источник