Игры по развитию словаря ребенка в средней группе

Игры по развитию словаря дошкольников:

  1. Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры:

Низкий уровень сложности — взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности — взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности — количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

  1.  Игра «Назови сок, варенье».

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Ход игры: Взрослый объясняет, что  если из яблока сделать сок, то это будет яблочный сок; а если сделать варенье из яблок – то оно будет яблочное; потом каждый из детей по очереди образовывает относительные прилагательные: сок из груши — …; варенье из груши — …; сок из апельсина — апельсиновый, варенье из апельсина — …. и т.д.

  1. Игра «Кто больше действий назовёт».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

  1. Игра «Чего не хватает?»

Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.
Оборудование: изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый предъявляет детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

  1. Игра «Качества предметов».

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы по лексической теме «Фрукты» (если нет предметов, то можно заменить их картинками).

Ход игры: Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно красное с жёлтым. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

  1. Игра “Кто чем занимается?”

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:  

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель — учит …

  1. Игра «В зоопарке».

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Ход игры: Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

  1. Игра “Кто может совершать эти движения?”

Цель: расширение глагольного словаря и словаря существительных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед говорит стихотворение:

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Потом кидает каждому ребёнку мяч и говорит слово «Идёт – …(человек), ребёнок должен поймать мячик и сказать существительное, которое подходит к данному глаголу (животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога);

Бежит – (человек, животное, ручей, время …)

Летит – (птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …)

Использованная литература:

https://wiki.iteach.ru/index.php

Источник

Инзиля Дусбоева
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.

Сборник предназначен для воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Содержание

1. Игры на обогащение словаря новыми словами.

2. Игры на активизацию словаря.

3. Игры на закрепление и уточнение словаря.

Игры на обогащение словаря новыми словами

Тема: «Птицы»

Д/и «Кто как голос подает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задача: развивать память и речь детей.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Игровые правила:

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря:

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей — поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

Тема: «Овощи»

Д/и «Овощи»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.

Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Игровой материал: кукла Маша.

Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок;

Помидор – помидоры – много помидоров.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Угадай игрушку»

Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Тема: «Профессии»

Д/и «Кто, что делает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря:

Врач — лечит. Учитель — учит.

Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает.

Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.

Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

Тема: «Осень»

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача: узнать плоды деревьев.

Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.

Слова для обогащения словаря: ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.

Игры на активизацию словаря

Тема: «Птицы»

Д/и «Скажи одним словом»

Дидактическая задача: активизировать словарь по теме, учить детей определять и называть обобщенное слово.

Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к сверстникам.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы одним словом (обобщающим, вернуть мяч.

Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации словаря:

Волк, заяц, корова.

Воробей, курица, соловей.

Курица, орел, гусь.

Олень, слон, белка.

Индюк, утка, голубь.

Собака, ворона, сорока.

Тема: «Овощи»

Д/и «Скажи ласково»

Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.

Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).

Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.

Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»

Слова для активизации словаря:

Огурец – огурчик;

Помидор – помидорчик;

Картошка – картошечка;

Тыква – тыковка;

Перец – перчик;

Капуста – капустка;

Морковь – морковка.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Скажи какой»

Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.

Игровая задача: развивать уважительное отношение.

Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы, резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.

Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана, сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка? Если игрушка сделана из дерева, она какая? — … (деревянная).

Слова для активизации словаря:

Из пластмассы — … (пластмассовая);

Из резины — … (резиновая);

Из плюша — … (плюшевая);

Из металла — … (металлическая);

Из глины — … (глиняная);

Из стекла — … (стеклянная);

Из бумаги — (бумажная);

Из картона — … (картонная);

Из кожи — (кожаная).

Тема: «Профессии»

Д/и «Закончи предложение»

Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме «Профессии».

Игровая задача: помощь закончить предложения.

Игровой материал: картинки на тему «Профессии».

Игровые правила: послушать и закончить предложение.

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть картину, послушать начало предложения и закончить его».

Слова для активизации словаря:

Повар чистит ножом ….

Столяр строгает рубанком ….

Маляр красит кистью ….

Фермер косит косой ….

Парикмахер укладывает феном ….

Портной кроит ножницами ….

Лесоруб рубит топором … .

Тема: «Осень»

Д/и «Осенние слова»

Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

Игровая задача: помощь узнать слова осени.

Игровой материал: красные и желтые листья

Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек, фишки получают правильно поднявшие листья.

Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит, улетают, пасмурная, ветреная, холодная.

Игры на закрепление и уточнение словаря

Тема: «Птицы»

Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Игровая задача: развивать умение работать в подгруппе.

Игровые правила: детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

— С первым снегом,

Тут как тут!

(Снегирь)

Воспитатель: «О ком говорится в загадке? Какие птицы бывают? На столе расположены птицы. Ваша задача расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

А как вы помогаете птицам перенести холодную зиму? (Мы можем сделать кормушки и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.)

Слова для закрепления и уточнения словаря: снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

Тема: «Овощи»

Д/и «Вершки и корешки»

Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на стебле.

Игровой материал: картинки с овощами и фанты.

Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и ответить «вершки» это или «корешки».

Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох, бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Зачем нужны игрушки»

Дидактическая задача: закреплять словарь детей

в употреблении в речи глаголов, сочетать их с

существительными.

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

Игровой материал: игрушки.

Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно делать с этим предметом.

Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».

Слова для закрепления и уточнения словаря:

Воспитатель Дети

Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол…;

Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;

Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…;

Пирамидка Собирать, разбирать;

Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;

Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске, в саночках…

Тема: «Профессии»

Д/и «Что кому нужно?»

Дидактическая задача: закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к профессиям.

Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.

Игровые правила: узнать предметы ответить на вопросы: «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»

Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:

«Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).

Чем врач делает уколы? (шприцом).

На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).

Слова для закрепления и уточнения словаря: повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.

Тема: «Осень»

Д/и «Найди и назови дерево»

Дидактическая задача: закреплять и уточнять названия деревьев на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Игровая задача: помощь найти деревья.

Игровой материал: деревья на уличной площадке.

Игровые правила: узнать дерево, подойти сказать например: «Это береза».

Игровые действия: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Слова для закрепления и уточнения словаря: береза, клен, рябина, сирень, ель, сосна.

Источник