Игры на умственное развитие ребенка младшей группы
№
Раздел
Содержание
Возрастная группа
Источник
1
Игры и упражнения на развитие восприятия пространства
1)Упражнение «Сложи картинку»
Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.
Материал: Картинки — лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
Ход:
Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.
2)Игра — упражнение «Автомобиль»
Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].
Материалы: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход:
Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».
3 )Игра «Найди желтый листочек»
Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.
Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.
Ход игры:
В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок — желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.
2-3 года
2-3 года
2-3 года
Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
2
Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений
1)Игра «Соберем бусы для мамы».
Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
Ход игры:
Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается — педагог помогает им.
2)Упражнение Чудесный мешочек»
Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей.
Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
Ход:
Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.
3) Экологическая игра «Угадай на вкус»
Цель: Развитие вкусовых ощущений.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.
Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
2-4 года
2-4 года
2-3 года
Ребенок в детском саду 2007//№ 4
Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа
Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко
3
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти
1) Дидактическая игра «Какой игрушки
не хватает?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Материал: игрушки 4-5 штук.
Ход:
Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.
— Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
2) Игра «Запомни картинку»
Цель: Развитие зрительную память, восприятие.
Материалы: предметные картинки.
Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.
Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход:
Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики — игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.
2-4 года
3-4 года
2-3 года
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
4
Игры и упражнения на развитие воображения
1)Игра «Поможем художнику»
Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски.
В игре может принимать участие вся группа.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают.
Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.
Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.
После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п.
Игра «Что это такое?»
Цель: Развитие воображения на основе восприятия.
Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры:
В игре может участвовать вся группа.
Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Игра «Волшебная мозаика»
Цель: Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез.
Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.
Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры:
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п.
4-5 лет
2-3 года
3-4 года
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
5
6
Игры и упражнения на развитие внимания
Игры на развития мышления
1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
Цель: Развить слуховое внимание.
Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.
Ход игры:
Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2) Игра «Угадай кто это»
Цель: Воспитывать слуховое внимание.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.
3) Игра «Выполни задание»
Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.
Материал: Игрушки (зайка, кукла, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе, а так же на видных местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол и т.д.»
Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.
- 1) Игра «Покупка овощей»
- Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
- Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.д.
- Ход:
- 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). « Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них. По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.
2. Выбор тематических картинок «Овощи»
Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.
3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи — это то, что растет в огороде».
2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.
Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»
Ход игры:
1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.
2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш — щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.
Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.
3. Упражнение «Подбери пару»
Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.
Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.
Ход:
На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.
2-4года
3-4 года
2-4 года
2г 6 мес до 3 года 6 мес
2 до 2 лет 6 месяцев
3-4 года
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н.Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Источник
Ольга Мындарь
Картотека «Игры на развитие памяти детей младшей группы»
Картотека
«Игры на развитие памяти детей
младшей группы».
«Видимо-невидимо»
Задача: развивать зрительную память и внимание детей.
Оборудование: плакат с нарисованными разными цветами овощами (фруктами, посудой и многим другим).
Дети сидят на своих местах. Воспитатель показывает им плакат, на котором нарисованы разными цветами, большие и маленькие, вдоль и поперёк овощи (фрукты, посуда и многое другое) – 10-12 предметов на одну тему. Через минуту плакат убирается, и каждый ребёнок перечисляет предметы, которые он запомнил.
«День и ночь»
Задача: развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки.
На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!»– дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
«Чем отличаются?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти, сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения — другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
«Запомни цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать увиденные цифры в заданном порядке.
«Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек. Одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая — похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
«Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
«Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов,
Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
Ребенок постарше должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
«Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их В умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза — цветы, собака — ошейник, ключ -замок, тарелка — ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок, называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
«Запомни слова»
Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.
Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, затем абсолютно разные.
«Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх — вперед — в стороны — на пояс — присесть; руки вперед, присесть — руки вверх, встать — руки на поясе, прыжок.
«Посмотри — запомни — нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.
Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
«Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.
«Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
«Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
«Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
«Солнце, заборчик, камешки»
Задача: Игра на развитие слухового внимания. Воспитатель командует детям: «Солнце! Камешки! Заборчик!» И т. д. На команду «Солнышко!» дети поднимают руки и растопыривают пальцы. По команде «Заборчик!» ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. «Камешки!» — руки сжаты в кулаки. Темп команд постепенно увеличивается.
Используемая литература:
1. Е. Белякова «365 развивающих игр».
2. Э. Петлякова «Развиваем воображение и творческое мышление».
3. В. Букатов «Хрестоматия игровых приёмов обучения».
4. Ресурсы интернет.
Источник