Игры на развитии дикции у ребенка

Игры на развитии дикции у ребенка thumbnail

Улучшаем дикцию ребенкаЗачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Нужно быстро изменять положение языка во ртуГлавная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

Лошадка«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

Обитатели фермы«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Читайте также:  Внешние показатели физического развития ребенка

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

  • Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте с детьми книгиЧитайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Источник

             Игры на развитие дикции и закрепления звуков

«Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.

«Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки», — стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы, быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

Произношение глухих взрывных согласных в сочетании с гласными

Ту-ту-ту — гудит паровоз.

Ко-ко-ко — квохчет курица.

Ку-ку-ку — кричит кукушка.

Пи-пи-пи — пищит мышка.

Та-та-та — звучит барабан. (Слоги пропеваются на трех музыкальных звуках «соль» — «ми» — «до».)

     Произношение звонких взрывных согласных в сочетании с гласными

Ду-ДУДУ — играет дудочка. Га-га-га — гогочет гусь. Бу-бу-бу — бубнит тетерев. Би-би-би — гудит автомобиль. (Слоги пропеваются на одном звуке «соль».)

Упражнения для развития артикуляции, вызывания гласных и согласных звуков

Используется подражание звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.

«У» — гудит пароход, паровоз, гудок.

«А»!, «о»!, «ах»!, «ох»! — произносится с интонацией удивления, огорчения, восхищения, испуга.

«Ау» — эхо в лесу; «уа» — плач младенца.

«Иа» — крик ослика.

«С» — звук бегущей воды, ручья.

«3» — писк комара.

«Ж» — жужжание пчелы, жука, шмеля.

«Ш» — шипение гуся, шелест леса, шуршание листьев.

Указанные и подобные звукоподражания произносятся под музыку, ритмично (до 5 звуков на одном выдохе).

       Подражание звукам птиц

«Тук-тук-тук» —дятел; «чик-чирик» —воробей; «гули-гули» — голубь; «сви-сви» — синица; «кар-кар» — ворона.

Звукоподражание используется для вызывания звука или закрепления правильного звукопроизношения.

Игры на развитие голоса

«Ay, ay».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Читайте также:  Роль сказок в развитии ребенка

Я скажу тебе: «Ау!»

Угадай, где я стою.

Ты найди меня, найди!

Здесь я, где-то на пути.

Где я, где — реши скорей!

Иль левее, иль правей.

Повнимательнее будь.

Все облазить не забудь.

«Курочки и петушок».

1. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.

При повторении игры выбирается другой «петушок».

2. «Курочки»:

Как у наших у ворот,

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюёт,

К себе курочек зовет.

«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки,

Вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех.

Разделю орех на всех:

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игра проводится с музыкальным сопровождением. ( Как у наших у ворот. Рус.н.м.)

«Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог (или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем- то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: В лесу вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

«Швейная машина».

Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

«Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5— 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

«Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая у детей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

 Артикуляционная гимнастика.

В  артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

  • Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
  5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
  6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
  7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное  выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
  11. Совершать предыдущие  два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
  12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
  13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
  14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  16. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
  17. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.
  18. Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).
  19. Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).
  20. Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.
  21. Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.

Игры- упражнения на артикуляцию

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Читайте также:  Центр развития ребенка светлана николаевна

«Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Ночной лес».

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами».

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов — руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

Речевые  пальчиковые игры

1.Кот на праздник собирался,

Брюки на нос надевал,

У него кафтан порвался,

Он метелкой зашивал.

2.«Дрова».

Мы сейчас дрова распилим.

Раз-два, раз-два.

Будут на зиму дрова,

Раз-два, раз-два.

3. Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал,

Подошел и лапкой хлоп,

И у кошки шарик хлоп.

4.Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки.

Ква-ква-ква — 2 раза.

Вот из лужицы на кочку,

Да за мошкой, да вприскочку.

Ква-ква-ква — 2 раза.

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

Ква-ква-ква — 2 раза

5.Ладушки-ладошки

К бабушке в окошко

Постучали: «тук да тук».

Это внучка, это внук.

«Заходите на порог,

будем печь колобок».

Маша сшила для мартышки
  Шубу, шапку и штанишки.

6.Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Мама, мама?

Что, что, что?

Гости едут.

Ну и что.

Здрасьте, здрасьте. (Пальчики «целуются».)

7.Мы не пишем, не читаем,

А на дудочке играем,

Приходите в гости к нам,

Мы еще попляшем вам.

8 Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь,

Тише, тише, не шуметь

9.(Образная игра.)

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась — а вода

Неподвижна и тверда.

Козочка рогатая,

Козочка бодатая.

Забежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками топ-топ,

Рожками хлоп-хлоп.

Бе-е-е-е

Источник