Игры на развитие внимания и памяти для ребенка 6 лет

Игры на развитие внимания и памяти для ребенка 6 лет thumbnail

Игры на развитие памяти для детей

6-7 лет

hello_html_3afe42e.jpg

КТО БОЛЬШЕ ЗЕМЕТИТ НЕБЫЛИЦ

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я…»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.

1. Рано утром, вечерком,

В полдень, на рассвете,

Ведьма ехала верхом, развалясь в карете.

2. А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Блюдо с пирогами.

3. Чепуха, чепуха –

Это просто враки!

Косят сено на печи

Молотками раки!

4. Муравей нашел медведя,

Сладко спящего в лесу.

«Как же я такую ношу

 В муравейник отнесу?»

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам(кочкам) – скок да скок!»
 

КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ

Цель: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.

Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. Количество профессий и орудий труда может быть разным.

hello_html_56e91556.jpg

НЕ ЗАБУДЬ КАРТИНКУ

Цель: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.

Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
— Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
— Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

НАРИСУЙ ПРАВИЛЬНУЮ СХЕМУ

Цель: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.

ПОМОЖЕМ МАМЕ

Цель: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

Читайте также:  8 месяцев ребенку развитие и питание по комаровскому

ГУЛЯЕМ ПО УЧАСТКУ ДЕТСКОГО САДА

Цель: Закреплять знания о своём участке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить участок.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по участку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, убирают.
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им интересно посмотреть что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить свой участок из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по участку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть там.

МАГАЗИН

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Цель: Развивать память детей.

Предлагается картинка с изображением 3 — 4 знакомых предметов и попросить их назвать. Затем картинка с 7 — 8 пред­метами и ребенок должен сказать, есть ли среди них те, которые были на пер­вой картинке.

Найти показанную фигуру среди 15 других. Вариантов этой игры может быть много: с предметами, игрушками, геоме­трическими фигурами, с цветными поло­сками.

НЕВИДИМКА

Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти.

В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий. Для игры требуется несколько цветных кругов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые круги, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждого цветного круга.

Правила и ход игры:

Воспитатель последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Затем просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает один из цветных кругов белым кругом Требуется определить, какой круг закрыт. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных кругов.

КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И ЗАПОМНИТ

Цель: Развитие внимания и памяти.

Детям предлагается следующее: пока ведущий считает до 20, нужно найти и запомнить в комнате все предметы одного цвета (например – коричневого). После того, как ведущий закончил считать – дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые запомнили. После того как все перечислили  что смогли, все открывают глаза и вместе считают и называют, какие и сколько пропущено предметов.  

РЫБА, ПТИЦА, ЗВЕРЬ

Цель: развивать способность к переключению внимания, памяти, мышления.

 Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока  и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…..»  Тот игрок, на котором останавливается считалка, должен быстро (ведущий считает до трех) назвать, в данном случае рыбу, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает дальше.  Если неверный, повторяющийся или задержка в ответе – игрок выбывает, оставляя свой фант ведущему (любую свою вещь). В итоге должен остаться один победитель и он с ведущим придумывает, что делать каждому фанту.

ЖИВОТНОЕ

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, называет другое животное и бросает мяч другому ребенку, тот тоже называет животное и бросает мяч следующему и т.д.

ЗАПОМНИ МЕСТО

Дети становятся в разных  углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок)  все встают в круг в центре комнаты и начинают водить хоровод. По второму сигналу ведущего (2 хлопка) все дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победит тот, кто не ошибся ни разу. (развитие памяти и внимания)

ЛАВИНА

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Ход игры: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто  не может назвать свое слово или пропустит сказанное слово, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остается последним или набрал больше фантов. Например: тема игры «рыбы»

             -окунь;              -окунь, карась;             -окунь, карась, щука и т.д.

Читайте также:  Высказывания педагогов о значении природы в развитии ребенка

СОБЕРЁМ УРОЖАЙ

Цель: 1. Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам.

          2. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», их дифференциация.

3. Развивать внимание, память, наблюдательность.

Материал: три стола, картинки, изображающие две разные корзинки или ящик и корзинку, картинки, изображающие овощи и фрукты. Ход игры: на большом центральном столе беспорядочно разложены картинки, изображающие овощи и фрукты. Слева – ящик, справа – корзина. Дети делятся на две команды. Выбирается ведущий – сторож.  Команде предлагается собрать овощи в ящик, команде садоводов – фрукты в корзину. Причем, собирать нужно, не называя ведущему – сторожу сам предмет, а лишь описывая его качества. Например, ребенок подходит к картинкам и говорит: «Я сорву овощ круглый, сочный, красный, гладкий, сладкий». Ведущий угадывает и снимает картинку с изображением помидора, огородник помещает помидор в ящик. Выигрывает команда, которая лучше справится с заданием.

hello_html_m6b8db965.jpg

ТОПНЕМ-ХЛОПНЕМ

— Давай поиграем в игру. Я буду говорить фразу, если она правильная — ты хлопнешь в ладоши, а если неправильная — топнешь ногой.

— На деревьях есть листья — ХЛОП.
— По траве гуляют облака — ТОП.
— Девочки заплетают косички — ХЛОП.
— Кошка лает на прохожих — ТОП.

ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

Игра-беседа «Вчера, сегодня, завтра» знакомит ребенка с понятием «время». Вспомните вместе с ребенком, что вы делали вчера, что — сегодня, а что планируете делать завтра. Например: «Вчера мы гуляли в парке, сегодня лепили из пластилина, а завтра поедем в гости к бабушке».

ШАГИ

«Давай поиграем в игру, кто быстрее доберется до (стола, дивана, двери…), говоря на каждый шаг слова. Например, говорим имена». Воспитатель показывает, как это происходит, медленно шагая и говоря: «Таня (шаг), Петя (шаг), Оля (шаг), Дима (шаг), Марина (шаг)…». Еще раз объясняет, что шаг сделать можно, лишь назвав какое-нибудь слово. Потом придумываем новую тему для шагов. Это могут быть темы: «Вежливые слова», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Цветы», «Деревья».

КТО ОТКУДА

Вы называет ребенку животное, птицу, насекомое или рыбу, а он должен соответственно назвать место, где этот представитель животного мира живет: небо, море, земля, вода, трава. Получается быстро и интересно:

Кузнечик — трава
Дельфин — море
Ласточка — небо
Медведь — земля и т. д.

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Называем короткое слово, например ДОМ. На каждую букву придумываем слово, чтобы получилась предложение: Дима обедал морковкой.

Сколько человек играют, столько предложений может получиться. Каждый раз выбирайте победителя, пусть им становится тот, у кого интереснее фраза.

hello_html_m3a60a768.jpg

hello_html_m3bfd932f.jpg

Источник

Млада Сидорова
Картотека игр для развития внимания и памяти

Картотека игр на развитие внимания и памяти

Картотека игр для развития внимания и памяти

Игры на развитие внимания

Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.

1. Что слышно?

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

2. Будь внимателен!

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

3. Слушай звуки!

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра — дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

4. Слушай хлопки!

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

5. Канон

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

6. Канон для малышей

Цель игры. Та же.

Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Читайте также:  Особенности развития ребенка второго года жизни развитие моторики

7. Зеваки

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

8. «Пишущая машинка»

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

9. Четыре стихии

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игры на развитие памяти

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти.

1. Повтори за мной

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

2. Запомни движения

Цель игры. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

3. Запомни свое место

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

4. Запомни свою позу

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

5. Слушай и исполняй!

Цель игры. Развивать внимание и память.

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

6. Вот так позы!

Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

7. Запомни порядок!

Цель игры. Та же.

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

8. Кто что делал?

Цель игры. Та же.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

9. Художник

Цель игры. Та же.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

10. Тень

Цель игры. Та же.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

11. В магазине зеркал

Цель игры. Та же.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

12. Разведчики

Цель игры. Та же.

1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

Источник