Игры на развитие словарного запаса у ребенка 3 лет

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игра «Чудесный мешочек» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме «Посуда»): рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнаёт её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её и показать всем детям. Если ответ верный, ребёнок берёт предмет себе. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество игрушек.

Игра «Что бывает?» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, лёгким, колючим)?». Дети поочерёдно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остаётся в игре последним (даёт большее количество ответов).

Игра «Найди и отложи» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование. Набор предметов (картинок) по изучаемой лексической теме и один или два набора предметов (картинок) других категорий.

Содержание. Взрослый предлагает детям найти и отложить предметы (картинки) одной лексической категории, к примеру: «Найди и отложи только посуду (картинки, на которых изображена посуда)». Предлагается ряд предметов (картинок) двух или более категорий (посуда, одежда, мебель).

Игра «Волшебное дерево» (от 3лет)

Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведением К.Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но многие другие предметы.

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображённых на картинке. Ребёнок, правильно назвавший отгадку, ищет соответствующее изображение  и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Игра «Почта» (от 3лет)

Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например «Животные»), письма с заданиями, двойной комплект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).

Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конверте – письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом), изображения которых, время от времени меняются, например, названия различных фруктов, цветов или деревьев (апельсин, василёк или сосна и т.п.). Среди подгруппы выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, указывает картинку («У кого апельсин?») и отдаёт  письмо по адресу. Ребёнок, на спинке стула которого наклеен апельсин, открывает конверт, достаёт предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено. При использовании картинок медведь, белка, лиса, волк можно напомнить детям, где живут эти животные: медвежья берлога, беличье дупло, лисья нора, волчье логово.

   В письмах могут содержаться различные задания, выполнение которых составляет ход всего задания. Например (тема «Домашние птицы»): 1. «Дети потерялись». Курица просит ребят помочь домашним птицам отыскать своих птенцов. Игроки находят и называют изображения взрослых птиц и их птенцов. 2. «Весёлая математика». Гусь придумал смешную игру: он показывает цифры от 1 до 3, детям нужно столько же раз прогоготать, крякнуть, пропищать, кукарекнуть или прокудахтать. 3. «Уткины вопросы». Утка спрашивает ребят, кто из них сможет лучше показать домашних птиц и изобразить их повадки.

Игра «Укрась ёлку» (от 3лет)

                Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. Ёлка, изготовленная из картона, с кармашками для «новогодних шаров»; комплект кружков (новогодних шаров), на которых изображены предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. На столах лежат кружки («новогодние шары»), перевёрнутые изнаночной стороной. Игроки по очереди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на ёлку.

Игра «Тематическое лото» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительное внимание.

Оборудование. «Тематическое лото» (большие карты с изображениями предметов (животных) по теме, маленькие карточки с этими же изображениями).

Содержание.(на примере темы «Овощи»)

Перед каждым ребёнком лежит большая карта. Взрослый задаёт вопрос: «У кого кабачок? У кого свекла?». Ребёнок находит соответствующее изображение и повторяет слова: «У меня кабачок». Взрослый демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это свекла. У кого она есть?». Ребёнок: «У меня свекла». Выигрывает тот, кто скорее соберёт все изображения предметов на карте. Если ребёнок не узнал изображение предмета и его наименование, картинка откладывается в сторону.

Таким образом, ребёнок лишь вспоминает слово на слух, ищет изображение предмета, дважды пассивно повторяет слово.

Читайте также:  Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка

Игра «Чего не стало» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Набор предметных картинок по теме.

Содержание. Взрослый выкладывает  на наборном полотне 3 – 4 картинки, называя изображённые на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль самолёт). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует:  «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Игра «Кто больше?» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Предметы (их изображения) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность, так и без неё. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочерёдно называют признак названного взрослым предмета «Арбуз – зелёный, большой, ароматный, тяжёлый, гладкий сочный». Тот игрок, который прервёт цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким образом, ребёнок, оставшийся в игре последним, становится победителем.

Игра «Собираемся в путешествие» (от 3лет)

                Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы.

Оборудование.Картинки, изображающие сходные по назначению и похожие внешние предметы (апельсин – грейпфрут; кабачок – огурец;  дыня – тыква;  красная смородина – брусника; куртка – пальто;  рубашка – блузка; кофта – блузка; комбинезон – костюм; комбинезон – брюки; панама – шапка; ботинки – туфли; босоножки – сандалии; кувшин – ваза; корабль – лодка; грузовик — экскаватор).

Содержание. Каждому игроку выдаётся несколько картинок, изображающих сходные по значению и похожие внешне предметы.

Взрослый: «Мы собираемся в путешествие, и нам понадобятся многие вещи. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будте внимательны – многие вещи очень похожи». Взрослый называет один предмет из пары (например, кувшин). Если ребёнок ошибается (предъявляет вазу), картинка остаётся у него. Выигрывает тот, кто раньше «упакует все свои вещи», у кого не останется на руках картинок.

Игра «Магазин» (от 3лет)

                Цели. Расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы или их изображения (игрушки, посуда, овощи, др.).

Содержание. В воображаемом магазине «продаются» игрушки, посуда, овощи. Предметы наглядно представлены для всех игроков. Ребёнок-«покупатель» описывает предмет, не называя его, остальные дети узнают предмет по описанию.

Читайте также:  Центр развития ребенка управления делами президента

Игра «Пантомима» (от 4лет)

Цели. Расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики.

Содержание. В ходе изучения определённой лексической темы взрослый предлагает детям изобразить жестами и мимикой животных, предметы (действия с предметами). Примерные задания: чашка, чайник, сковорода; машина, самолёт, лодка; медведь, лиса, заяц; умывание, расчёсывание волос, чистка зубов; рисование, плавание, прыжки через скакалку. Взрослый даёт образцы выполнения задания, показывая, какими средствами можно передать характер, действия предмета (с предметом). Игрок изображает жестами, мимикой какой либо предмет, остальные дети отгадывают. Тот, кто даст верный ответ, следующим «загадывает» предмет.

Игра «Дополни ряд предметов» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование. 2 – 3 предмета (картинки) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить ряд предметов (их изображений): «Какой посуды не хватает на столе (на картинке)?». Дети называют существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, ложки, чайника и т.д.».

Игра «Один, два, три» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование.Наборы картинок по изучаемым темам (курица, лисица, лошадь, стрекоза; гусь, волк, коза, пчела; индюк, заяц, овца, комар; утка, ёж, корова, кузнечик).

Содержание. Детям выдаются картинки по изучаемым темам. После предварительного рассматривания и называния детьми изображённых на картинках предметов и объектов взрослый произносит слова, имеющие обобщающие значения: «Птицы» («Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» или др.). Под счёт «один, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (курица, гусь, индюк, утка).

Игра «Закрой картинку» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование. Лото с изображениями предметов разных лексических категорий; разноцветные фишки.

Содержание. Перед детьми – карточки лото. Дети рассматривают изображения, имеющиеся на карте лото у каждого, и называют их. Взрослый  предлагает закрыть все картинки с изображением животных зелёными кружочками, одежды – синими, посуды – красными, игрушек – жёлтыми.

Игра «Чудесный мешочек» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, относящиеся к разным лексическим группам («Животные», «Мебель», «Посуда», и др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками  (рассматривают, называют, выделяют их качества). Взрослый даёт задание каждому игроку: один ребёнок будет находить в мешочке животных, другой – мебель, третий – посуду. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает игрушку, относящуюся к нужной категории («Животные»), называет её: «У меня лиса». После этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её и показать всем детям. Если ответ верный, ребёнок берёт предмет себе. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы заданной лексической группы.  В случае затруднений игрок сначала достает игрушку, затем называет её и определяет принадлежность к родовой группе. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество игрушек.

Игра «На что похоже?» (от 4лет)

            Цели. Приучать детей к осмысленному употреблению слов в речи; учить подбирать синонимы, сравнения, подводить к пониманию образных выражений в загадках.

Оборудование. Предметные картинки

Содержание. Предварительная работа: наблюдения в живой и неживой природе, рассматривание картинок, сравнения и описания предметов, работа по лексическим темам. Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой на зрительное восприятие (картинки).

                        Белый снег похож на (что?)…

                        Снежинки похожи на (что?)…

                        Синий лед похож на (что?)…

                        Пушистый зайчонок похож на (что?)…

Читайте также:  Бесплатный сайт для развития ребенка

Игра «Кого можно гладить»(от 5лет)

Цели. Познакомить детей с многозначным глаголом гладить.

Оборудование. Сюжетные картинки.

Содержание. Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя гладить? А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка). А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку). Как одним словом все это назвать? (Одежда).

            Проведение игры — имитации движений под рифмовку:

                        Глажу платье утюгом, а кота и кошку,

                        Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.

  Рассматривание сюжетных картинок по теме, доступных зрительному восприятию детей. -Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких — спинка? У собаки — …, у дивана — …; у человека — спина, а у стула — спинка.

Игра «Что вы видите вокруг?» (от 3лет)

Цели. уточнить представления детей о названии предметов. 

Оборудование. Предметы, имеющие разные лексические значения. Книжка со стихотворением И. А. Токмаковой «Плим».

Содержание. Назовите предметы, которые вы видите вокруг. (Называние предметов проводится  параллельно с играми «Чудесный мешочек», «Найди по плану спрятанный предмет», «Веселый счет», обследованием предметов). Как мы отличаем один предмет от другого? Например — стол от стула? (По внешнему виду, по назначению — за столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят). Перед вами две девочки (показ картинок, доступных зрительному восприятию). Сравните их. (Дети сравнивают и приходят к выводу, что они одинаковые). Как их различают? (По именам). Следующему упражнению предшествует подробное рассматривание предметов, их изображений, действия с ними. — Что значит слово…(мяч, кукла, ручка?) У мня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут). У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет? (Педагог показывает авторучку)? (Ею пишут). А что обозначает слово ручка здесь? (Педагог показывает на дверную ручку). (Ею открывают и закрывают дверь). -Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. А. Токмаковой «Плим».

            Ложка — это ложка,                                      А я придумал слово,

            Ложкой суп едят.                                         Смешное слово — плим.

            Кошка — это кошка,                                       Я повторяю снова —

            У кошки семь котят.                                     Плим, плим, плим.

            Тряпка- это тряпка,                                      Вот прыгает и скачет —

            Тряпкой вытру стол.                                               Плим, плим, плим.

            Шапка — это шапка,                                      И ничего не значит —

            Оделся и пошел.                                          Плим, плим, плим.

Игра «Сравни наоборот»(от 4лет)

Цели. Активизировать в речи детей слова-антонимы при сравнении предметов.

Оборудование. Предметные картинки

Содержание. Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие. Проводится с привлечением наглядности.

            Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?

            Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже?

            Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

            Заяц и черепаха. Кто двигается быстрее? Кто — медленнее?

Игра «Скажи наоборот»(от 4лет)

Цели. Учить детей подбирать антонимы к словам — действиям, активизировать глагольный словарь.

Оборудование. Мяч

Содержание. Игра проводится после предыдущих упражнений, наблюдений за действиями людей, работа по обогащению и уточнению глагольного словаря.

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, придумывает слово, противоположное по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно логопеду.

            Одеть — (раздеть),

            Поднять — (опустить),

            Бросить — (поймать),

            Спрятать — (найти),

            Положить — (убрать),

            Дать — (взять)

            Купить — (продать),

            Налить — (вылить).

Источник