Игры на развитие речи с аутичным ребенком
Игры для развития речи аутичного ребенка
- Начальная имитация звуков
Когда ребенок спонтанно произносит звук, взрослый копирует его и налаживает «беседу» так, чтобы звук повторял¬я ими поочередно. Каждый раз после повторения звука малышом взрослый поглаживает его, чтобы сообщить, как он хорошо подражает. Время от времени взрослый повторяет различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом. Когда малыш начинает проявлять радость при подражании звукам, взрослый позволяет ему копировать только определенный из них, а затем переходит к другому простому звуку, чтобы выяснить, повторяет ли ребенок звуки взрослого.
2. Подражание звукам
Взрослый садится в кресло и усаживает ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая малыша, 4 раза подбрасывает его на коленях, повторяя при этом ритмично «бум-бум-бум-бум!». За¬тем, слегка наклонив малыша назад и сразу же вернув его в прежнюю позу, говорит «гуп». После нескольких таких повторений подбрасывания замедляются. Взрослый наблюдает за ребенком, произносит ли тот звук «гуп», чтобы возобновить игру. Если малыш ничего не говорит, то взрослый показывает, что он должен повторить этот звук, касаясь рукой его губ и указывая на губы взрослого. Если ребенок и на это не реагирует, взрослый продолжает свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа малыша. Ждать следует несколько секунд, а затем взрослый произносит звук сам, касаясь при этом губ ребенка и показывая, что он должен также произнести этот звук. Игра повторяется каждый день.
3. Первые звуки
Сесть с ребенком за стол. В центр поставить банку с мыльной пеной. Взрослый выдувает мыльные пузыри и при лопании каждого четко произносит «хлоп», наблюдая, проявляет ли ребенок интерес к пузырям и шуму. Если он охотно наблюдает за действиями взрослого, то целесообразно продолжать делать пузыри и даже взять палец ребенка и проткнуть им пузырь, чтобы тот лопнул. Взрослый подражает каждому звуку ребенка, а также повторяет «хлоп». Если малыша не интересуют эти действия, то нужно попытаться привлечь его внимание ко рту взрослого, показывая ему, как произносится звук. Затем помочь ребенку сложить губы так, чтобы получился аналогичный звук. Упражнение повторяется длительно и часто, пока ребенок сам не начнет произносить звук. Он поощряется после каждой удачи.
4. Восклицания
Во время игры с мячом, взрослый роняет его и восклицает: «О-о!» Повторяет много раз оба действия (роняет мяч и произносит: «О-о!»), добиваясь, чтобы малыш ему подражал. Если необходимо, то взрослый придает рту ребенка форму «О». Если тот вместе со взрослым начал восклицать «О-о!», то, бросив мяч, следует подождать, чтобы проверить, правильно ли ребенок издает восклицание самостоятельно. Следует хвалить его, если звук произносится правильно. Затем малыша обучают протяжному произношению «О-о-о-о!» для выражения удивления. Для этого ему показывают любимую игрушку или лакомство и удивленно произносят: «О-о-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем получит это. В течение дня создаются такие ситуации, в которых ребенок будет применять полученные знания. Если он издает другой звук, то взрослый, повторив его пару раз, снова возвращается к звуку «О-о-о-о!».
5. Первые слова
Мама усаживает ребенка на колени лицом к лицу и, указывая на себя, говорит: «Мама». Затем подносит руку ребенка к своему лицу и повторяет еще раз: «Мама». Каждую попытку ребенка повторить слово «мама» поощряют, добиваясь более четкого его произношения. Так же поступают со словами «баба», «папа». Затем более удобными являются слова «би-би» (машина), «ку-ка» (кукла). Называемые предметы всегда должны быть рядом, чтобы малыш мог соотнести слово с предметом. Обучая первым словам, взрослый выбирает лишь те, которые состоят из одного или двух слогов, звучащих идентично. Желательно, чтобы начальные звуки были простыми, легкими в произношении.
6. Отзовись на свое имя
Чтобы научить ребенка узнавать свое имя, нужно несколько раз в день называть его по имени громким, но спокойным голосом. Если при этом малыш смотрит на взрослого, то ему дают небольшое вознаграждение. Если же он не реагирует, то переходят в поле его зрения и снова повторяют имя. Хвалят малыша каждый раз, когда он повернет к взрослому голову. Если ребенок начинает реагировать на свое имя, то целесообразно разговаривать, постепенно увеличивая расстояние между ним и взрослым. Это упражнение рекомендуется выполнять постоянно, например при кормлении, в процессе игры и т. д.
7. Кто это?
К двум годам малыш может научиться называть свое имя, некоторые предметы и действия. После этого его учат соотносить имя с самим собой. Подойдя с ребенком к зеркалу, показывают его отражение и многократно повторяют его имя. Когда ребенок покажет на себя и свое отражение, нужно сказать: «Кто это? — Это…» — и назвать лишь первый звук его имени. Если же малыш сделает попытку сам его произнести, назвать имя полностью, не забывая хвалить за каждую попытку. Научить ребенка называть свое имя будет намного легче, если создавать такие условия, в которых он имел бы возможность и необходимость делать это.
Например, члены семьи, сидящие за столом, называют по очереди свои имена и одновременно показывают на себя. Малыш, подражая взрослым, должен будет сделать так же. В случае необходимости, можно оказать ему в этом помощь.
8. Назови членов твоей семьи
Показать фотокарточку ребенку. Если он посмотрит на сфотографированного человека, сказать: «Мама. Это мама. Саша, кто это? Это…» (пусть ребенок сам скажет). Если ребенку трудно, указать ему на свои губы, медленно повторяя слово. Затем помочь малышу произнести это слово, составив рукой взрослого губы ребенка соответственно слову. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет слово минимум пять раз. Добавив вторую фотокарточку, действуют с ней аналогично. Затем показывают малышу то одну, то другую фотокарточку, добиваясь правильного называния не менее пяти раз. После этого показывают на реального человека и опять задают вопрос. Если ребенок усвоил имена двоих членов семьи, можно переходить к именам других членов семьи. Многократно спрашивают у ребенка имя того, кого он видит, и имя самого ребенка.
9. Назови лакомства
Расположить лакомства так, чтобы ребенок их видел, и спросить: «Коля, что можно есть?» Четко подчеркнуть слово «есть». Если малыш показывает нужное, сказать: «Хорошо, Коля, что это?» Несколько раз назвать продукт, а ребенок должен повторить название. Если ему трудно произнести все слово, пусть скажет неполное. Через некоторое время он будет говорить лучше. Если же ребенок найдет не все, привлечь его внимание к оставшимся лакомствам.
10. Назови действие
Сесть с ребенком за стол и показать ему картинку, на которой изображен человек, выполняющий хорошо различимое простое действие, например, бегущий или идущий. Обращаясь к малышу: «Смотри, Андрей, человек бежит!» — подчеркивать слово, выражающее действие, чтобы он понял и увидел, о чем идет речь. Важно повторять предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спросить: «Андрей, что делает человек?» Поощрять ребенка сразу же, как только он попытается сказать слово «бежит» или «бежать». Таким же образом следует проводить работу и с другими картинками, иллюстрирующими простые, четко различимые действия, например «сидеть, спать, бежать, прыгать». Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, стоит следить за четкостью проговаривания нужного слова, использовать любую возможность для его закрепления. Например, если ребенок бежит по комнате спросить его: «Что делает Андрей?» или «Андрей, тебе нравится бегать?» Если ребенок увидел человека, проходящего около дома, покажите на него и спроси¬те: «Что делает человек? — Идет!» Изучать рекомендуется не более двух-трех слов, постепенно доводя их количество до пяти, не забывая повторять все слова, которые изучались ранее. Так расширяется словарный запас ребенка.
Источник
- Виды развивающих игр для детей с аутизмом
- Развивающие игры для аутичных детей разных возрастов
- Сенсорные игры для аутистов
- Звуковые игры для детей с аутизмом
- Предметные игры для детей-аутистов
- Стереотипные игры ребенка как основа взаимодействия с ним
- Какие трудности могут возникнуть в ходе игр с аутичными детьми
- Как заинтересовать игрой аутичного ребенка
Психическое и интеллектуальное развитие детей во многом определяется их игровой деятельностью – особенно это касается дошкольного (от 2 лет) и раннего школьного возраста, когда нейротипичный ребенок с удовольствием вовлекается в сюжетно-ролевые игры.
В свою очередь, дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами – они не «примеряют» на себя социальные роли и не склонны копировать в играх реальные жизненные ситуации (семья, работа и т. д.). Поэтому в терапевтической практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие) игры для детей с ранним детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий. Об основных разновидностях и правилах таких игр мы и поговорим в этой статье.
Виды развивающих игр для детей с аутизмом
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование аутичного человека в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры для детей-аутистов помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или специализированных).
В отличие от нейротипичных ровесников, аутята склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый предметом, его цвет и др.).
В таком отношении к предметам есть положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом. Цель таких игр – раскрыть перед малышом как можно более широкий спектр чувственных ощущений, поэтому сенсорные игры подразделяются на подвиды:
- напольные или настольные предметные (зрительные, тактильные, осязательные ощущения);
- звуковые (слух);
- подвижные (ощущение движения);
- обонятельные, вкусовые и др.
Отметим, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» маленьких аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло, присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий. Стереотипным игровым процессам будет посвящен отдельный раздел этой статьи.
Развивающие игры для аутичных детей разных возрастов
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, тераписты руководствуются целым рядом факторов, включая:
- личные предпочтения ребенка;
- доступность игры для него;
- польза и цели, которые планируется достичь при помощи игровых действий .
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет.
Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам, которую мы рассмотрим ниже.
Дошкольного возраста
Игры с аутичным ребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
- взаимодействие с сыпучими продуктами. Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребенок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль;
- выдувание пузырей. Если малыш пока еще не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырек с мыльным раствором и погружать в него колечко – так можно помочь ребенку осознать понятие «по очереди» и научиться действовать в паре с другим человеком;
- пальчиковое рисование. Аутичные дети не всегда любят «пачкать» ручки, но попытаться привить ребенку интерес к этой забаве все же стоит. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже.
По мере того, как аутический «туман» в душе ребенка рассеивается, он начинает проявлять интерес к субстанциям, которые до этого отказывался трогать – например, к пальчиковым краскам, песку, пластилину, пене для лепки Playfoam и др.
Дошкольника от 4 до 6 лет стоит попытаться заинтересовать ролевыми играми, поскольку абсолютное большинство детей с РАС демонстрируют задержку в развитии навыка “ролевок”. Играйте с ребенком:
- в динозавриков или медвежат, ревя друг на друга и отыскивая лакомства, спрятанные в траве или где-либо еще;
- в железную дорогу, загружая поезда грузами, сажая на них пассажиров и перевозя их в пункты назначения;
- в больничку Айболита, леча игрушечных зверей уколами, каплями в глазки, ушки и носики, перевязками лап, «приемом лекарств»;
- в школу или детский сад, где ребенок может быть как учителем/воспитателем, так и учеником – это хорошо тренирует коммуникативные навыки. Игру можно сделать групповой и играть в нее на сеансе ABA-терапии.
Сенсорные игры для аутистов дошкольного возраста могут включать в себя ритмичный стук по барабанам, музыкальные игрушки, раскачивание на качелях, кольцах или перекладине, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся кресле, катание на детском автомобильчике или велобеге (маленьком велосипеде без педалей) и др.
Школьного возраста
Игры для детей с диагнозом «аутизм», достигших школьного возраста, должны развивать:
- навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку интегрироваться в коллектив;
- проприоцептивные и моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных сверстников.
С аутичным ребенком младшего школьного возраста можно играть:
- в шпиона. Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его;
- в «нарисуй мое лицо». Нарисуйте на бумаге овал, а затем гипертрофированной мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость, грусть и т. д. Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию;
- в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.
«Отгораживание» аутиста от мира приводит к нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми, восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс логопедические элементы.
Прекрасной “развивашкой” для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Подросткового возраста
Занятия и игры для аутистов подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
- преодоление полосы препятствий. Препятствия можно создать из больших мячей, стульев и других предметов. Лучше играть парами, чтобы один из детей был ведущим, отдающим команды, а второй – ведомым, исполняющим эти команды;
- «углубленный» просмотр фильмов. Поскольку дети с РАС испытывают сложности с пониманием чужих эмоций и чувств, можно показывать им сцены из фильма, содержащие социально-коммуникативные моменты. Затем нужно обсудить эти сцены с детьми, чтобы выяснить, какие моменты они заметили и поняли, а какие «прошли мимо». Обнаруженные непонятные моменты нужно доступно объяснить, а затем включить видео еще раз. Используйте стоп-кадры и предлагайте зрителям описать эмоции, отраженные выражением лиц героев.
Сенсорные игры для аутистов
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают им:
- войти в контакт со взрослым, начать доверять;
- получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;
- избавиться от напряжения;
- привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх), получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр, как:
- «Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
- «Угощение для кукол». Куклы и прочие игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение»: стаканы с водой определенного цвета (красный – для имитации вишневого сока, белый – молока, или же можно использовать настоящие напитки). В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе), учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д.;
- «Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
У «зрительных» аутистов самый чувствительный сенсор – это глаза. Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы (включая специальные компьютерные программы), выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.
Звуковые игры для детей с аутизмом
Аутичный ребенок как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры, например:
- «Что шумит?». Выбираются предметы, издающие негромкие звуки – колокольчики с нежным звоном, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д. Ребенок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы будете отворачиваться и «шуметь» ими по очереди, предложив малышу угадать, какой именно предмет сейчас звучал;
- «Высокий – низкий». Используется игрушечное или настоящее пианино либо металлофон. Обучите ребенка понятиям высоких и низких звуков, ассоциируя их с разными ситуациями – дождиком (ребенок поднимает ручки вверх к тучкам), «тяжелыми» шагами медведя (ребенок топает, как мишка) и т. д. Затем проигрывайте звуки, поощряя малыша выполнять нужные движения;
- «Лечебная классика». В эту игру играют при помощи небольших аудио-фрагментов из классических музыкальных произведений по мотивам сказок («Снегурочка», «Щелкунчик», «Черевички», «Спящая красавица» и др.) и карточек с соответствующими изображениями. Описывайте вслух картинки под музыку, а потом включайте фрагменты и предлагайте малышу показать картинку, подходящую к музыке.
Правильно подобранные звуковые игры развивают интерес ребенка к различным звукам и способность воспринимать информацию на слух. Эти навыки крайне важны для аутистов, ведь большинство из них от природы являются «убежденными» визуалами.
Предметные игры для детей-аутистов
Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе. Примеры предметных игр:
- «Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
- «Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;
- «Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.
Стереотипные игры ребенка как основа взаимодействия с ним
Практически у каждого маленького аутиста есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игры называются стереотипными и отличаются:
- однообразием;
- длительностью (играть одним и тем же образом ребенок может на протяжении многих лет);
- наличием лишь одного игрока – самого ребенка.
Окружающие зачастую не понимают цели и логики игры, смысла действий, производимых малышом. Но несмотря на это, в стереотипных играх есть и положительные моменты:
- играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
- при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.
Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с малышом. Постарайтесь вникнуть в игровую структуру, а затем внедряйтесь в нее – например, ненавязчиво подавая ему нужный предмет, помогая выполнить действие или повторяя слова, которые ребенок приговаривает, играя. Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры (с красками, водой, ватой, песком, пластилином и т. д.).
Поскольку стереотипные игры выполняют роль «успокоительного» – позволяйте ребенку периодически возвращаться к ним во время развивающих игр, чтобы нейтрализовать накопившееся напряжение.
Какие трудности могут возникнуть в ходе игр с аутичными детьми
Самое распространенное затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если малыш не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также могут возникнуть и другие проблемы – например, когда ребенок:
- пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»;
- требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
- не понимает сюжета игры. Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов маленький аутист может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты. Быстро генерировать разнообразные сценарии для «развивашек» помогут дистанционные курсы ава терапии, уделяющие особое внимание именно игровой деятельности аутичных детей.
Как заинтересовать игрой аутичного ребенка
Крайне важно, особенно на первом этапе обучения развивающим играм, ориентироваться на собственные желания ребенка. Благодаря постоянному учету личных пристрастий и особенностей аутиста, вы сможете внести в его мир новые положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и тренера, а также поощрять малыша даже за минимальные успехи.
Полезная информация, которую предоставляют дистанционные курсы ава для родителей поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, чтобы заинтересовать его не только развивающими играми, но и различными другими проявлениями окружающего мира.
Источник