Игры на развитие общей моторики ребенка

Елена Бородулина
Упражнения для развития общей моторики

Важной составной частью развития предметно-манипулятивной деятельности является обучение владению телом.Виды нарушения:

-слабость мышечной силы;

-плохо координированное равновесие;

-плохой контроль за скоростью и силой движений:

-неловкость движений при обхождении препятствия;

-трудности включения всего тела в процесс движения.

Интенсивные упражнения, направленные на устранение

указанных нарушений, способствуют совершенствованию моторики. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет. т. к. развитие общей моторики в это время происходит наиболее интенсивно. При выполнении упражнений по овладению телом используется сверхактивность некоторых детей с ранним детским аутизмом.

Предлагаемые упражнения можно проводить как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Общие двигательные упражнения.

Упражнения для рук

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук развивается специальными упражнениями. Это — начальный этап,

предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начинать следует с простых упражнений. Показав упражнение два раза, предложить ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

.1. Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составить с ними одну линию.

2. Руки вперед. Руки поднять до уровня плеч и параллельно одна другой.

3. Руки наверх. Руки поднять вертикально и приблизительно параллельно одна другой.

Обязательно следите затем, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, как «веревочки».

2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев.Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук. необходимо постепенно усложнять их. При этом ребенок выполняет различные «роли».

«Петрушка» — предложить детям слегка наклониться. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

«Маятник» — дети слегка наклоняются. Руки — внизу, перед собой; раскачиваются параллельно вправо-влево.

«Балерина» — и. и. стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмахнуть кистями рук.

«Дерево на ветру» — и. п. стоя, руки подняты. Раскачивать туловище параллельно вправо-влево.

«Кулачки» — сжать пальцы рук в кулачки, а затем встряхнуть кистями так, чтобы пальчики расправились.

«Олени» — скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые, как рога, а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища.

«Подъемный кран» — вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как будто резко сняли с них груз; уронить руки на «пуховые подушки».

«Резиновый мяч» — имитация сжимания и разжимания резинового мяча.

Упражнения для ног.

.«Загораем» — сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание, как на пляже под •солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.

«Ножницы» — сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.

«Пружинки» — пальцами ног- надавливать на воображаемые пружинки, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Повторить 8 раз.

«Журавль на болоте» — ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Повторить 8 раз.

Упражнения для туловища

«Стирка» — наклониться и выполнять движения, напоминающие полоскание белья, затем после распрямления выполнить движения, имитирующие развешивание белья на натянутую высоко веревку. Повторить 8 раз.

«Куклы»:

«Деревянный Буратино» — замирание в позе навытяжку и расслабление. Повторить 8 раз.

«Тряпичная кукла» — полное расслабление всего тела, «провисание». Повторить 8 раз.

«Спортсмен» — имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

В такой же последовательности поднимание гири одной, а затем другой рукой и перетягивание каната. Каждое движение повторить 8 раз.

«На параде» — предложить ребенку пройти по комнате, как на параде, — под барабан. Объяснить, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложить нормальный темп, быстрый, замедленный.

«Гимнаст» — положить на пол доску шириной 20 см, попросить ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце — мягкий соскок на пол.

Читайте также:  Развитие личности ребенка начальной школы

«По тропинке» — по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

«Акробат» — на полу — шнур, вытянутый по прямой линии. Пройти по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки — в стороны.

«Котенок» — на конце гибкого прутика — нитка длинной 0.5 м. К концу ее привязан бантик. Подпрыгнуть и пытаться достать бантик над головой.

«По камушкам» — продвинуться вперед на дух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Перепрыгнуть через них.

«Волчок» — подпрыгнуть и вращаться вокруг себя.

«Мишка на бревне» — по доске шириной 20 см нужно проползти туда и обратно.

«Ручеек» — перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«На бережок» — положить на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. «Впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.

Упражнения для шеи

Попеременное напряжение и расслабление мышц шеи (голова «на ниточке» упала на грудь, на левое плечо, на правое плечо). Повторить 8 раз.

«Любопытная Варвара».

1 вариант.

Любопытная Варвара смотрит влево (вытягивая шею с напряжением,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед.

Здесь немного отдохнет. (Шея не напряжена и расслаблена, голова прямо). Повторить 8 раз.

2вариант.

Любопытная Варвара смотрит вправо.

Дальше всех и дольше всех.

(поворот головы, шея напряжена).

Возвращается обратно,

‘ Расслабление приятно.

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, все дальше вверх! (голову поднять вверх).

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена И расслаблена.

А теперь посмотрит вниз —

‘Мышцы шеи напряглись! (Голову опустить вниз.)

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена И расслаблена.

«Зайчики». Дети-зайчики прыгают на двух ножках па одном месте.Учитель: «Скачут зайки на полянке: прыг-скок, прыг-скок».

«Лягушки». Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Лягушки-подружки долго гуляли, домой опоздали» дети-лягушки прыгают в свои ямки (на стульчики).

«Лягушки и медведь». На полу вычерчивается круг-лужайка. Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Вот идет Мишка, лягушек «давишка» лягушки прыгают в разные стороны, стараясь выпрыгнуть из круга. Медведь идет вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую и поочередно выставляя вперед руки-лапы. Если медведь успевает коснуться лягушки, та застывает на месте.

Рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с РДА.

Все дети в разной степени нуждаются в руководстве и организации их самостоятельной двигательной активности. Педагог, организуя подвижные игры с детьми, должен уметь дифференцированно помочь каждому ребенку.

Для гармоничного физического развития детей следует максимально поощрять, а также специально организовывать игры с мячами, обручами и другими игрушками.

Педагог подключается к игре ребенка, помогает ему добиваться положительных результатов от совместных действий с другими детьми.

Тренировка движений на природе обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию силы, выносливости, тренирует пространственные представления, развивает волевые качества личности. На природе создаются оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в различных вариантах, что способствует автоматизации движений.

Источник

Игры и упражнения для развития общей моторики

      Упражнения с элементами основных движений:

 ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.       

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:       

  • бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;       
  • ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;       
  • подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;       
  • пройти по начерченной на полу линии;      
  • попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;       
  • попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;       
  • повернуться туловищем направо и налево;       
  • подлезть под натянутой веревочкой;       

 «бег» на коленках (четвереньках);       

  •  игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Формообразующие движения 

Игры:

«Оркестр»— одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники»— дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

Читайте также:  Развитие у ребенка элементарных естественнонаучных представлений

«Поймай рыбку»— ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

Имитационные упражнения:

 Бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.  

Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

Игры на восприятие предметов в движении:

  • игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.);
  • передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.);
  • рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Двигательные упражнения: 

Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.

Игры на восприятие команды в движении:

  • «Стоп-сигнал»— остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.
  • «Противоположное действие» —  на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.
  • «Запретный номер» —  педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.

Сохранение позы требует от детей специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения:

  • присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.;
  • более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.

«Сделай по рисунку и замри»:

  • Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.
  • Варианты: показ поз другим ребенком, взрослым.       

Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.  Примеры игр:

«Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);

«Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);

«Качели» (имитация качания на качелях);

«Подвески» (кукла-марионетка);

«Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);

«Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились);

«Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);

«Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);

«Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции. Упражнения на смену положения туловища:  (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.),  помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.

Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений:

  • «Пешеходы идут» Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
  • «Выразительные движения»

—  поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;       — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;       

—  нести в руках легкий пакет;       

—  показать движениями, что на улице жарко и др.

  • «Зоопарк» Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как- будто в клетке).       

Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:      

 —  дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;       

— на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);       

— мимические и пантомимические упражнения.

  • «Иностранец» В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свою группу, игрушки, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.
  • «Через стекло» Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.

Игры на восприятие роли в движении:

  • «Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
  • Ситуации в движении: «Назойливая муха»— упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.       Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.  Проблема, обозначенная нами в данной работе, к сожалению, недостаточно полно разработана в отечественной психологической науке. Но практика показывает, что коррекционно-образовательный процесс, построенный на взаимосвязи двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей, более всего отвечает естественному развитию ребенка.
Читайте также:  Индивидуальная программа психолога развития ребенка с овз в доу

Литература:

Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ.

Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Источник

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

игры с картинками:

«Найди то, что я попрошу» — различные карточки разложены по всей группе, а ребенок должен собрать, н-р, только фрукты.

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса. «Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает. 

Ушки слушают, ручки делают

Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).

Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый).

Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

Игра «Комарики»

Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Примеры загадок «Доскажи словечко»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Игра «Это пальчик»

Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

Источник