Игры на развитие лексики ребенка

Ирина Кузнецова
Картотека игр на развитие лексической стороны речи

Игры на развитие обобщающих понятий.

«Назови одним словом».

Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической группы.

Содержание игры: перед ребенком выкладывается несколько предметов одной лексической группы. Они называются, и, ребенку предлагается назвать все эти предметы одним словом.

«Четвертый лишний»

Цель: учить детей исключать из ряда предложенных на основе их принадлежности к разным лексическим группам.

Содержание игры: перед ребенком кладется картинка, где изображены несколько предметов из одной лексической группы, и один предмет из любой другой лексической группы. Ребенок на основе знания обобщения должен исключить лишний предмет из ряда предложенных.

«Разложи по кучкам»

Цель: учить детей навыку дифференциации двух и более лексических групп предметов.

Содержание игры: ребенку предлагается разложить по кучкам перемешанные предметы из двух (или более) лексических групп, в зависимости от их принадлежности.

«Найди домик»

Цель: учить детей дифференцировать предметы разных лексических групп на основе какого-то характерного признака.

Содержание игры: перед ребенком лежат два (или более) домиков, в которые он будет «селить» животных или птиц из разных лексических групп, выделяя их по существенному признаку (в один «домик» селим перелетных птиц, в другой домик- домашних птиц, в третий домик – диких птиц).

Игры на развитие синонимии и антонимии.

«Назови по-другому».

Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.

Содержание игры: логопед предлагает ребенку назвать «по-другому» слово, которое он скажет. (пилот-летчик, варежки-рукавички и т. д.)

«Найди пару»

Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.

Содержание игры: ребенку предлагаются два столбика слов. К словам из первого столбика нужно подобрать синонимы из второго столбика и соединить их линиями.

«Исключи лишнее слово»

Цель: учить детей навыку исключения слова, не относящегося к синонимичным.

Содержание игры: ребенку дается карточка на которой написан ряд слов. Три слова являются синонимами, а одно к таковым не относится. Ребенок должен найти это слово и исключить.

«Найди наоборот».

Цель: учить детей находить в пословицах антонимичные пары.

Содержание игры: дети читают пословицы и находят слова противоположные по значению. (Слово-серебро, молчание-золото. С малыми детками горе, с большими — и вдвое)

«Отгадай-ка»

Цель: учить детей отгадывать загадки, применяя в отгадках антонимичные слова.

Содержание игры: детям читается загадка, а они договаривают последнее слово-отгадку:

Я антоним к слову «зной».

Я в реке,в тени густой;

И в бутылках лимонада.

А зовут меня….(прохлада) и т. д.

Игры на развитие многозначности слов.

«Распределялка».

Цель: учить детей распределять слова по группам в зависимости от их значения.

Содержание игры: ребенку дается карточка с предложениями. Просим его распределить слова на две группы: те, что имеют несколько значений, и те, что имеют одно значение. В случае затруднения просим ребенка обратиться к толковому словарю.

«Что за значение?»

Цель: учить детей употреблять слова в их прямом и переносном значении.

Содержание игры: просим ребенка составить предложения из предложенных фрагментов, употребив приведенные слова в прямом и переносном значении.

Брякнуть: -сказать необдуманно

— издать стук при ударе

«Что слово означает»

Цель: учить детей составлять словосочетаниях с заданным словом, употребляя его в различных значениях.

Содержание игры: ребенку предлагается составить словосочетания с заданным многозначным словом, употребив его в заданных значениях.

(Например, употребить слово ЧИСТЫЙ в значениях: незагрязненный, правильный (о языке, не бывший в употреблении, тщательно и аккуратно сделанный)

«Будь внимателен»

Цель: учить детей находить многозначные слова в тексте, и объяснять их значение.

Содержание игры: детям предлагаются стихотворения с большим количеством многозначных слов, употребляемых в различных значениях. Дети читают стихи, и объясняют что значит многозначное слово в каждом конкретном случае.

Игры, направленные на работу над частями речи.

«Назови варенье»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Содержание игры: Называем варенье, а ребенок образует прилагательные6 варенье из слив-сливовое, варенье из яблок-яблочное.

«Пересчитай»

Цель: учить детей согласовывать порядковые числительные с существительными

Содержание игры: просим ребенка пересчитать предметы6 одно яблоко, второе яблоко, третье яблоко….

«Кто как разговаривает»

Цель: учить детей образовывать глаголы от звукоподражаний.

Содержание игры: просим ребенка покрякать, как уточка, и спрашиваем :что уточка делает? (крякает) и т. д.

«Подскажи словечко»

Цель: учить детей образовывать причастия от глаголов и согласовывать с существительными.

Содержание игры: Снег на солнышке искрится, значит он какой? (искристый, искрящийся) и т. д.

Читайте также:  Лучший сайт для развития ребенка

Источник

Татьяна Назарова
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Запомни и назови.

Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей.

Оборудование: стихи, небольшие рассказы.

Содержание: Педагог читает стихотворение (рассказ) – дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в произведении (например, продукты). Кто называет больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать внимание.

Найди подходящее слово.

Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи, воспитывать навыки взаимопомощи.

Оборудование: жетоны.

Содержание: Дети разбиваются на пары (группы). Педагог произносит часть предложения – дети должны закончить его, используя разные существительные (прилагательные или другие части речи). Например: Мама купила в подарок…платье, костюм, сумку, туфли и т. д. или: На клумбе растут красные…желтые, оранжевые, синие, белые цветы. Повторять слово товарища нельзя, но можно помочь подобрать слово товарищу в паре (группе). За правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитывается общее количество жетонов детей в паре (группе).

Отвечай быстро.

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала; быстро и правильно подбирать нужное слово.

Оборудование: мяч, фанты, фишки.

Содержание: Дети становятся в круг — педагог бросает мяч и произносит слово, например: зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета. Например: зеленый листок. Если ребенок промедлил с ответом, он платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

Вариант: педагог предлагает назвать предметы определенной формы (размера): круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру, называя растения сада, огорода, поля и т. д.

Кто подберет больше слов.

Дидактическая задача: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, обогащать словарь детей глагольными формами.

Оборудование: приз.

Содержание: Педагог называет предмет – дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Используя и глаголы в переносном значении. Например: Мяч прыгает…скачет, катится и т. д. или Солнце спит…встает, улыбается, прячется. Приз вручается тому, кто назвал больше слов.

Вариант: Педагог называет глагол — дети подбирают к нему подходящие по смыслу существительные, например: шить – платье, пальто, сапоги…; завязывать – шнурки, веревку, шарф…

Кому что нужно.

Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Оборудование: предметные картинки с изображением людей разных профессий (у педагога, раздаточные картинки с изображением орудий (инструментов) труда (у детей).

Содержание: Педагог показывает детям картинку, на которой изображен человек определенной профессии – дети откладывают на столах картинки с изображением предметов, с которыми работает этот человек. Например: педагог показывает картинку, на которой нарисован врач, дети откладывают соответствующие картинки и называют предметы: шприц, халат, вата и т. д. Игру можно проводить и без картинок. Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает; «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.

Вариант: Педагог показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов- дети должны назвать их и сказать, что ими делают, и кто их использует в работе.

Кто знает, пусть продолжает.

Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами.

Оборудование: звездочки.

Содержание: Педагог произносит определенное слово – дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий. Чтобы избежать механических слов, можно давать эти слова в сочетании с существительными. Например: узкая дорога широкая дорога. За правильный ответ ребенок получает звездочку.

Материал для игры:

I. Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный, простой – сложный и т. д.

II. Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай (конец!

Скажи по – другому. Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову; обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения.

Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цветов.

Содержание: Педагог называет слово – дети находят слова с одинаковым значением. Например: большой – крупный, огромный, громадный и т. д. победители награждаются цветными флажками. Игра проводится в быстром темпе.

Вариант: Педагог называет слово – дети образуют от него слово с оттенком ласкательности или увеличения. Например: глаза – глазки, глазоньки, глазищи.

Читайте также:  Образец заполнения карты речевого развития ребенка

Скажи в рифму.

Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

Содержание: Педагог предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее педагог называет слова, а дети подбирают к нему рифмы. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.

Источник

Наталья кротенко
Игры на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Известно словарь включает в себя два понятия – это активный и пассивный словари. А. М. Бородич и В. И. Яшина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре:

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,

развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Читайте также:  Ребенок 7 месяцев развитие и питание и режим дня таблица

Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает»?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

«День рождения Мишутки»

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи — белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … — Мишутка ждёт…

Морковь … — Мишутка ждёт…

Грибы … — Мишутка ждёт…

Зерно … — Мишутка ждёт…

Трава … — Мишутка ждёт…

Источник