Игры на физическое развитие ребенка

Игры на физическое развитие ребенка thumbnail

YOGA scorpion pose

— Физическое развитие:
1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается). 
2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.
3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.
4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.
5. Изображать движения животных по показу мамы.
6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.
7. Прыгать, как зайка.
8. Изображать птичку – махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».
9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.
10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).
11. Бегать быстро, медленно, на носочках.
12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».
13. Перекатываться по полу, как колобок.
14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.
15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).
16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.
17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).
18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.
19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).
20. Ходьба по массажным поверхностям.
21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.
22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.
23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развитие координации.
24. Подлезание под натянутой веревочкой.
25. Игра «Поймай солнечного зайчика» – играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.
26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в «догонялки», «волк и зайчата» и т.п.
27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.
28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.
29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.
30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).
31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).
32. Игры на фитболе.
33. Игра «Улиточка и домик». Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки — пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).
34. Ходьба на руках.

— Гимнастика и развитие координации:

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Кидать мячики.
7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
8. Бить по мячу ногой.
9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей Улыбаюсь), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
23. Учиться катать машинку через «тоннель».
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.

Источник

Галина Афанасьева
Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, физической подготовленности и гармонического физического развития. Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Читайте также:  Нет речевого развития ребенку 7 лет

Актуальность данной темы в том, что она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Решение этой проблемы вижу в создании совокупности социально — педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, и др., при планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Правильное физическое развитие детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Главной целью своей деятельности считаю — создание совокупности социально — педагогических условий для сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Для достижения этой цели ставлю такие задачи:

1. Пробуждать интерес и способность к творческой активности.

2. Удовлетворять естественную — биологическую потребность в движении.

3. Совершенствовать основные виды движений.

Чтобы решать цели и задачи стараюсь создавать условия для обеспечения качества образования, при этом постоянно укрепляя материальную базу в физкультурном зале, мини-стадионе, где имеется необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное, организую образовательный процесс без вреда для здоровья.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Проанализировав методики В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак «Методика физического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» я пришла к выводу, что игры соревновательного характера могут быть эффективным средством физического развития ребенка.

Игры — эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например в эстафете «Кенгуру» — прыжки и бег; «тоннель» — лазание и бег; «Полоса препятствий» — разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, дети совершенствуют, закрепляют его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более четко, быстрее и естественно. При проведении игр — эстафет у детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому эстафеты подбираю с учетом сложности выполнения, предусматриваю смену движений, обеспечиваю их чередование с кратковременным отдыхом.

На протяжении всей игры поддерживаю интерес детей к игре, внимательно слежу за их действиями и выполнением правил, поощряю самостоятельность, инициативу, активность.

Именно игры — эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Перед началом игры выразительно объясняю правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительные — цвет флажка, ленточки; слуховые — слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д.)

Особое внимание уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе, где дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Игры-эстафеты провожу в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости от задач подбираю упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяю способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного развития двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для развития таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка с рождения до года

Для проведения большинства игр использую яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь легкий, удобный по объему, соответствует физическим возможностям детей. Для игр пользуюсь мячами разного размера и цвета.

Игры с мячом особенно любимы детьми. И чтобы научить правильно владеть мячом, я организовала в детском саду своеобразную школу мяча. Повышаю интерес к игровым упражнениям с помощью мячей разного диаметра и цвета,

одновременно обучаю их простейшим элементами баскетбола, футбола, волейбола поэтапно формирую игровые умения.

Таким образом, созданная мною предметно – развивающая среда, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач моей работы в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.

Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ показывает положительную динамику, что так же говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.

Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики (З. М. Богуславская, В. М. Григорьев, Ю. Ф. Змановский и др.) Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов нашего отечества.

Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М. В. Лейкина, М. М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И. Я. Герд, С. Т. Шацкий и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическое развитие детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на развлечениях, которые проводятся 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня.

Создана картотека народных подвижных игр для каждого возраста отдельно.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Считаю, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

При отборе игр учитываю многие факторы:

Возраст дошкольников. Место для проведения игр. Количество участников игры. Наличие инвентаря для игр.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, не сюжетные и игры с элементами спорта.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «Сбей кеглю», «Попади в круг» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.

Источник

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ

Игра «Соберем колечки»

Цель’, побуждать детей к активным действиям — искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развивать навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, уметь ориентироваться в пространстве.

Оборудование’, палочка с разноцветными колечками или шариками.

Ход игры. Взрослый показывает детям палочку с колечками, на счет «раз-два-три» взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать и принести колечки. Дети приносят колечки, нанизывают на палочку, затем игра повторяется снова.

Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д.

Игра «Идем к мишке в гости»

Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.

Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5—2 м с зацепами, мягкая игрушка (мишка).

Ход игры. Взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20—30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша.

Читайте также:  Упражнения для развития речи у ребенка с отсталым развитием

Игра «Доползи до неваляшки»

Цель: совершенствовать навык ползания.

Оборудование: новая, яркая, красочная игрушка.

Ход игры, взрослый показывает ребенку игрушку-неваляшку, которая находится от него на расстоянии 3 м, побуждает ползти и взять игрушку. Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребенку, помогает ему ползти, подставляя руки под подошвы ребенка, тем самым давая дополнительную опору для толчка. Когда ребенок справился с заданием, взрослый эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку.

Игра «Цыплята и наседка»

Цель: учить подлезать под препятствие, действовать по сигналу, развивать мышцы живота, спины, ног.

Оборудование: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола (домик цыплят), шапочки цыплят на каждого ребенка.

Ход игры. Взрослый собирает детей за веревкой, надевает шапочки цыплят на детей, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зернышки.

Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого: «Внимание! Большая птица!» дети прячутся в домик.

Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей, затем роль птицы можно дать активному ребенку.

Игра «Проползем по мостику»

Цель: совершенствовать навык ползания.

Оборудование: гимнастическая скамейка, одинаковые игрушки в яркой коробке по количеству детей.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый приносит красивую коробку, привлекает внимание детей к ее содержимому (гремит). Ставит коробку на противоположный от детей конец скамейки, предлагает детям проползти по гимнастической скамейке как через «речку по мостику», опираясь на ладони и колени, достать коробку и взять игрушку. В конце игры взрослый хвалит ребенка.

Вариант 2. Взрослый предлагает ползти по скамейке, подтягиваясь на руках. Если ребенок не справляется, можно подставлять руки под подошвы ребенка, создавая опору.

Игра «Догони мяч»

Целы, учить бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи, идти с мячом, нести его в двух или в одной руке в зависимости от его размера.

Оборудование: мячи разных размеров.

Ход игры. Взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д.

Игра «Карусель»

Цель: развивать вестибулярный аппарат, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Оборудование: обруч.

Ход игры. Взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки:

Еле-еле, еле-еле Закружились карусели,

А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Игру можно продолжить, меняя направление. Можно организовывать подобные игры-упражнения на приседание, поднятие на носочки, держась за обруч.

Игра «Самолетик»

Цель: развивать навык бега.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик, полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его, поднимает, делает несколько кругов, как самолетик, и ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!»

Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе.

Игра «Тропинка для зайчика»

Цель: учить ходить по ограниченному пространству.

Оборудование: длинный рулон обоев, зайка, домик из конструктора.

Ход игры. На полу расстелить кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке — зайке: «Зайка потерялся, помоги зайке по тропинке добраться до домика».

Можно проводить аналогичные игры: «По извилистой дорожке» и «Через ручеек» (использовать вместо мостика через ручеек гимнастическую скамейку).

При этом взрослый произносит потешку:

Ты по мостику пройди,

Ножки ты не намочи.

Игра «Будем мыться»

Цель: учить перешагивать через препятствие, совершенствовать общие движения, ловкость.

Оборудование: большой ящик (или коробка), детская мочалка, ковшик.

Ход игры. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изображает движения с мочалкой, как будто он моет ребенка, имитирует поливание ребенка из ковшика, при этом произносит потешку:

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

Брызги — вправо, брызги — влево,

Будет чистым наше тело!

Взрослый радуется вместе с ребенком. Затем предлагает ему самостоятельно вылезти из ящика (коробки): «Вот какой чистый наш Ваня!»

Игра «Поймай комара»

Цель: учить дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах.

Оборудование: палочка со шнурком, на конце которого привязан предмет («комар»).

Ход игры. Взрослый стоит в кругу детей, показывает комара, покачивает палочкой над головами детей, побуждает их встать на носочки, потянуться, подпрыгнуть, достать комара.

Можно проводить аналогичные игры: «Поймай птичку» («Птичка полетела, на головку к деткам села»), «Поймай бабочку», «Достань яблочко», «Достань листочек» и др.

Источник