Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка thumbnail

Упражнения и игры

на развитие мелкой моторики

  • Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

  • Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

  • Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.

  • Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.

  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

  • Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.

  • Рисовать по точкам, пунктирным линиям.

  • Пришивание пуговицы иголкой.

  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.

  • Заготавливаем капусту

Руками имитируем соответствующие действия:

— Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
— Мы капусту режем! (2р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
— Мы капусту солим! (2р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
— Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
— Мы морковку Трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и со-вершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

  • Замокhello_html_m4c125c39.png

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

-На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
— Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
— Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) 
И — открыли! (Расцепить пальцы.)

Учитель-логопед

Дубровская Т.В.

Игры и упражнения

на развитие артикуляционной и мелкой моторики

hello_html_m479d3ab6.jpg

2015 год

Дорогие родители!

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Желаю удачи!

 Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Хоботок

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 
Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 

Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

Дорогие родители!

Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.

Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.

Желаю удачи!

Источник

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

2. «Кто дальше загонит мяч».

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

3. «Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

4. «Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

5. «Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

6. «Чья фигурка дальше улетит?»

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

7. «Мыльные пузыри».

Нужно выдуть из колечка самый большой пузырь или больше всего пузырей. Дуть точно в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Новогодние трубочки-шутки».

Упражнения для губ.

1. «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

3. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела.

4. «Рупор».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.  

5. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке у.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

6. «Заборчик» – «Рупор», «Улыбочка» – «Трубочка».

Чередовать положение губ.

7. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка.

1. «Наказать непослушный язычок».

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

3. «Качели».        

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4. «Почистим зубы».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

6. «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

7. « Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

8. «Маляр».

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

9. «Оближем губки».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Приклей конфетку».

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

11. «Футбол».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

12. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык.

 14. «Горка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка выгнуть.

15. «Грибок».

Рот открыть. Язык присосать к небу.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

16. «Гармошка».

Упражнение «Грибок». Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

17. «Автомат», «Пулемет».

Улыбнуться, рот открыть и постучать напряженным кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

18. «Барабанщик», «Дятел».

Как и предыдущее упражнение, но произносить звук д-д-д.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

19. «Индюк».

Приоткрыть рот, двигать широеим передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл…» (как индюк болбочет).

20. «Самолет летит».

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

21. «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

22. «Язык-силач».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

23. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

24. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

Источник

Олеся Апраксина
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Игровые приёмы и формы работыдолжны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (формирование соответствующих артикуляционных укладов и развитие артикуляционной моторики, на этапе постановки звука, на этапе его автоматизации (закреплении правильного произнесения звука в слогах, словах, при дифференциации поставленного звука со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.

Остановимся более подробно на вопросах использование игровых приёмов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звуков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы: «Сказка о Веселом язычке», знакомство с органами артикуляционного аппарата, стихотворное сопровождение артикуляционных поз.

При разучивании и отработке артикуляционных упражнения весьма эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений, поз или всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно — игровую ситуацию:

«Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.

«Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

«Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

«Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

«Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

• Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.

Примечание: время стимуляции губ — до 3 мин.

«Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

«Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

«Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

«Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

«Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

«Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

«Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

• Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

• Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство.Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями:

«Все проглотил?» — высовывание языка.

«Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

• Облизывание губ.

Для упражнения «Качели» можно рекомендовать следующие игровые ситуации:

«Язык делает зарядку»,

«Язык и ребёнок качаются на качелях».

При этом можно сопровождать движение стихотворным текстом:

На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Выше крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Для упражнения «Парус» — дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес, который на другом берегу реки.

Игровой приём «Ступеньки у крыльца» используется для выработки подъёма языка вверх (на верхнюю губу, к носу, высовывания вниз к подбородку.

Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных

артикуляционных комплексов могут быть подобраны соответствующие

игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно — игровую

ситуацию. Например, для упражнения на подготовку артикуляции свистящих звуков используются следующие приёмы:

Посмотри на картинку: Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо,изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз.Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с.

А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку.Пила пилит и мягко свистит: с’-с’-с’-с.

В лесу комаров — полным-полно, замучили вас со Звукознайкиным, и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звонит своим твёрдым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка,выводит мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров — позвени твёрдым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими, как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся.

Представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа.Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц — слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички.

Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую деятельность, длительность, удерживания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению для постановки шипящих звуков «Парус», где результат игрового действия может быть достигнут только при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета I 5-20.

В качестве иллюстраций можно привести также игровыеусловия для других упражнений:

«Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника, чтобы чашечка не упала и не разбилась»,

«Маляр» («Потолок нужно покрасить, как следует, краска должна ложиться ровно, а не пятнами»,

«Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшою леса).

Игровые ситуации, создаваемые словесными описаниями, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками (в альбомах детей) или простыми по форме пособиями.Например:

• к упражнению «Парус» — ситуационная картинка-иллюстрация с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу (или по стержню в прорези макета);

• к упражнениям «Качели», «Ступеньки» — иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка», поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях.

Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных ситуаций. Например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам «Парус», «Штора на окне» и др.

Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяют обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрии, органической дислалией, ринолалией.

Источник