Игры и упражнения для музыкального развития ребенка

Музыкальные игры и упражнения (для развития у детей музыкальных способностей ).

«Музыкальные игрушки» (младшая гр.)

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам — барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»(младшие,средние.) 

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки» (младшие,средние,старшие).

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 — выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 — руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

4 — качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 — ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 — быстро качаем ладонями (дрожь).

7 — запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»(младшие,средние,старшие). 

(1)Вот это — мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит — останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это — мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 — Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 — Раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы)

4 — Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 — Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр» (старшие, подготов.)

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы» (старшие, подготовит.)

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

(Для детей старшего дошкольного возраста.)                    

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка» (для всех возрастов)

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов». (старший дошкольный возраст).

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Читайте также:  Понятие задержки психического развития ребенка

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

(Игра для детей младшего дошкольного возраста.)

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Источник

Ирина Варюхина
НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени

С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» —

Д/с «Почемучка»

Непрерывно образовательная деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников».

Подготовила музыкальный руководитель:

Варюхина Ирина Николаевна

2016 г.

Пояснительная записка.

Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Актуальность темы.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Работа по музыкально — сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений в различных видах музыкальной деятельности для комплексного развития музыкальных и творческих способностей детей, введение ребенка в мир искусства через игровые впечатления.

Задачи. Развивать чувство ритма; воспринимать классическую музыку, активизировать детское восприятие; способствовать развитию певческих навыков у детей; учить различать звучание инструментов по тембрам; закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с жанром музыкального произведения; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал и оборудование:

— деревянные кубики по количеству участников;

музыкальная шкатулка;

— портрет П. И. Чайковского;

— детские музыкальные и шумовые инструменты;

— рисунки- схемы;

— карандаш – указка;

— кукла бибабо пчелка «Майя»;

— аудиозаписи: «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Барыня» р. н. м., «Марш» Э. Парлова, «Колыбельная», звуки природы.

Ход мероприятия.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей.

Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг.

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра.

Коммуникативная игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» — нам шепчут цветки.

«Доброе утро!» — журчат ручейки.

«Доброе утро!» — нам птица поет.

«Доброе утро!» — скажет нам кот.

«Доброе утро!»— нам скажет пчела.

«Доброе утро!»«Как ваши дела?»

«Доброе утро!» — солнцу и птицам.

«Доброе утро!» — улыбчивым лицам.

Музыкальный руководитель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответ). Правильно, весна. Весной с юга прилетают перелетные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте возьмем кубики и поможем ему.

Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».

Дети (стучат кубиками в ритм стихам).

Дятел сел на толстый сук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг, тук да тук.

Телеграммы срочно шлет, туки – туки – тук,

Что весна уже идет, туки – туки – тук,

Что растаял снег вокруг, туки – тук, туки – тук,

Что подснежники вокруг, туки – тук, туки – тук,

Дятел зиму зимовал, тук да тук,

В жарких странах не бывал, тук да тук.

И, понятно почему скучно дятлу одному! (В. Суслов)

Музыкальный руководитель. Телеграмма быстро дошла до перелетных птиц, и они вернулись домой. Давайте присядем и послушаем песню жаворонка.

Дети проходят на стульчики. Передними портрет композитора П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на портрет. Вы догадались, музыку какого композитора мы будем слушать? (Ответы детей)

Читайте также:  Анализ социальной ситуации развития личности ребенка

Правильно, мы будем слушать пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского под названием «Песня жаворонка», которая воспевает чудесную весеннюю природу, мелодия исполняется в умеренном темпе и звучит в высоком регистре,

Дети слушают музыку.

Музыкальный руководитель. Итак, мы слушали это замечательное произведение не первый раз. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко- тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и т. п.

Музыкальный руководитель. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Копилка». Вы будите произносить слова о настроении и характере произведения,

а я буду собирать ваши их в «Копилку».

Проводится дидактическое упражнение «Копилка».

Ребенок проговаривает прилагательное, «бросая ладошками» это слово педагогу. Педагог «ловит» слово, проговаривает, «складывает» в «Копилку».

(Музыка лирическая, светлая, легкая, изящная, радостная, волнующая, нежная, мелодичная, выразительная)

Появляется кукла бибабо — пчела «Майя».

Музыкальный руководитель. Доброе утро, Майя! Тебя разбудило пение жаворонка? Ты хочешь, чтобы мы научили тебя петь, как птичка? (Майя кивает). Для этого надо правильно распеваться.

Проводится дидактическая игра «Рисуем голосом».

Педагог показывает первый рисунок, на котором изображена прямая линия. Дети поют на звук «о». Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми. На втором рисунке изображена схема линий, указывающих движение голосом вверх и вниз. Дети поют по схеме на звук «а». На третьем — схема, где несколько раз линия поднимается вверх и опускается вниз.

Музыкальный руководитель. Кто покажет Майе, что у нас получилось.

(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание).

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец пчелка Майя. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса, и ты обязательно научишься петь, как птичка.

Майя уходит. Раздаются звуки природы, шум весеннего дождя и раскаты грома.

Педагог предлагает детям озвучить природные явления с помощью музыкальных инструментов.

Проводится дидактическая игра «Поэтическое музицирование».

Дети озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Тарелки)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве,в саду: (Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Бубен)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Ксилофоны)

Гром ударил ещёраз : (Тарелки)

И затихло всё тот час.

Музыкальный руководитель. Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными.

Музыкальный руководитель. Ребята, какие музыкальные жанры вам знакомы? (ответы детей). Послушайте мелодии, и определите, к какому жанру они относятся?

Дети слушают р. н. м. «Барыня», «Колыбельную», «Марш» Э. Парлова и дают ответы.

Проводится дидактическая игра «Танец – песня – марш».

Дети делятся на три подгруппы,каждая из которой выполняет соответствующие движения на свою мелодию: танцуют, пляшут, поют.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!

Играть, как известно, всем интересно!

Сегодня никто не успел заскучать!

И мы это веселое дело

Всегда с удовольствием будем продолжать!

Помашем на прощанье

И дружно-дружно всем мы скажем:

– До, свидания!

Музыкальный руководитель. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за то, что вы были эмоциональными, задорными и мне было с вами очень интересно.

Источник

лариса Бурмистрова
Музыкально-дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Пояснительная записка.

Работая с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими общее недоразвитие речи, на музыкальных занятиях решаю сразу комплекс задач: развить голос, дыхание, чувство ритма, внимание, слуховое восприятие, мимическую мускулатуру, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование. Использую элементы логоритмики, музыкотерапии, психогимнастики, ритмопластики.

Изучая пособия Т. Барднера, И. Ромазана, Т. Чередниковой, М. Чистяковой, Г. Волковой. где сочетаются коррекция речи с коррекцией двигательной сферы, использую в своей работе такие упражнения, в результате которых у детей снижается двигательная расторможенность, исчезает неуверенность и скованность, повышается эмоциональная устойчивость, положительная самооценка, развиваются коммуникативные навыки общения.

Не нарушая традиционную структуру занятия, систематически применяю музыкально-дидактические игры, которые развивают звыковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа, совершенствуют музыкальную память и вкус.

Накопив некоторый апробированный дидактический материал для работы с детьми, пришла к выводу, что его можно систематизировать и рекомендовать другим педагогам использовать на занятиях и в свободное время.

Упражнения на коррекцию двигательной сферы и пространственного ориентирования. Развитие внимания.

«Запретное движение»

Цель: Развитие двигательной сферы, координации движений, практики тактильных ощущений. Активизация внимания, формирование здоровых двигательно-динамичных стереотипов. Закрепление положительной самооценки и эмоциональной устойчивости.

Дети выполняют движения по типу «Эхо». Но на одно положение (например, руки на пояс) педагог накладывает запрет, и дети его пропускают. Упражнение постепенно усложняется:

*на запретное движение дети реагируют хлопком;

*вводятся 2-3 новых запретных движений (например, руки на пояс и руки вверх): при их появлении на первое дети реагируют хлопком, а на второе – топают.

«Кривое зеркало»

Цель: Развитие мимической мускулатуры.

Дети стоят лицом к педагогу, свободно по одному. Повторяют за педагогом движения в обратном порядке.

*Педагог поднимает брови вверх – дети хмурят брови;

*хмурит брови – поднимают брови вверх;

*надувает щеки – втягивают щеки;

*вытягивает губы вперед – улыбаются;

*поднимает голову вверх – наклоняют голову к груди;

*приседает – встают на носочки.

Упражнение на развитие голоса и дыхания.

«Инопланетянин У»

Цель: Развитие речевого, нижнедиафрагмального, дифференцированного дыхания; воспитание мягкой, низкой голосоподачи. Закрепление артикуляции гласных звуков. Развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей. Практика фонетического восприятия.

Педагог читает текст и показывает движения, дети повторяют их, сидя вокруг педагога.

1. Высоко-высоко в ночном небе горели большие звезды, — произносит педагог. (дети должны петь звук «а» свободно; руки поднять до уровня лица и раскрыть пальцы.)

2. и маленькие звездочки (звук «а» тянуть тихо, пальцы собрать в щепотку,

3. и пульсирующие звезды (звук «а» петь отрывисто; раскрывать пальцы и опять собирать их в щепотку,

4. На одной большой звезде (повторить п. 1)

5. жил маленький инопланетянин У (вторым и третьим пальцами правой руки «Шагать» по левой ладошке).

6. Он гулял по своей планете (звук «у» произносить в ритме движения: пальцами лев. руки двигаться по правому предплечью и наоборот).

7. Он обошел всю планету, ему стало скучно, и он глубоко вздохнул (произносить поочередно звуки «о» и «у» с грустной интонацией)

8. Он достал бинокль и стал смотреть на звезды (изобразить руками бинокль, смотреть в разные стороны и с закрытым ртом произнести звук «м»).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в начальной школе

9. Он видел большие звезды, маленькие и пульсирующие (повторить п. 1-3).

10. Вдруг он увидел большую красивую звезду и восторженно воскликнул: «О-о! А-а! У-у!» (повторить эти звуки несколько раз)

11. Инопланетянин У побежал к своему кораблю (ладонями изобразить треугольную крышу, затем соединить локти; звук «у» произносить активно и быстро).

12. раскрыл его (издать звук «щ-щ-щ», постепенно раскрывать ладони,

13. прыгнул внутрь (быстро сомкнуть ладони, коротко и четко произнести звук «у»).

14. Закрыл корабль (повторить звук «щ-щ-щ»)

15. и стал нажимать кнопки (имитировать игру на фортепиано, произнося в высоком регистре слог «пи»).

16. Полетел (сомкнутыми ладонями произвольно в воздухе нарисовать спираль, озвучивая действие звуком «ж»).

17. Прилетел на новую планету и вышел из корабля (повторить п. 12 и 13).

18. И надо же! Сразу увидел другого инопланетянина (повторить п. 10.)

19. У них завязался интересный инопланетянский разговор. Дети разбиваются на пары и по очереди повторяют за педагогом звуки, меняя интонацию.

У? – у.

АЭ? – АЭ.

АУЭ? – АУЭ.

У-у-ШУ? –У-у-ШУ.

А-а-ША-ЖА? — А-а-ША-ЖА.

О-о-ЗО? — О-о-ЗО.

У-у-ТУ-ДУ? — У-у-ТУ-ДУ.

20. Инопланетяне подружились, стали летать друг к другу в гости и много говорить. Можно предложить детям выбрать партнера и самостоятельно поимпровозировать фонемами.

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Цель: Знакомство и описание шума: сравнение звуков того или иного инструмента с природным объектом и «диалоги инструментов».

*Один ребенок играет на своем инструменте короткую ритмическую фразу, второй повторяет ее на другом инструменте.

*Дети следят за линией движения руки педагога и стараются «перевести» ее в звуки:

*Рука внизу – тихие звуки;

*Постепенное поднимание рук – нарастающий звук;

*Пульсирующее движение – отрывистые звуки;

*Показ рукой определенного ритма – повторение.

Рекомендовано поочередное солирование и игры по типу «эхо», «диалог», «один и все».

*В конце занятия инструменты прячутся за ширму, и дети по звуку определяют инструмент и описывают звук.

Игры на развитие художественного словаря.

Цель: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.

«Хитрая шляпа»

После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, сто она не простая. А волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится. Он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.

«Говорящий коврик»

После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог просит детей назвать понравившуюся им музыку ему на ухо «по секрету». Затем предлагает детям совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В ней каждый, даже самый простой предмет, может разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот красивый коврик может заговорить, если каждый, кто встанет на него, станет рассказывать о своей любимой музыке без остановки» Педагог предлагает занять место на коврике (встать на него или сесть) двум детям, назвавшим ему на ухо разные произведения. Дети по очереди рассказывают о полюбившейся музыке, аргументируя свой выбор. Игра заканчивается, когда выступили все желающие.

«Волшебный сундучок»

«Волшебный» сундучок, накрытый ярким шелковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание детей на звучащую музыку (Звук механической шкатулки) и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят «волшебный» сундучок. Педагог объясняет правила игры: «Послушайте музыку и сложите в «волшебный» сундучок слова, которыми можно рассказать о ее настроении. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Если же прозвучит «неправильное» слово, то сундучок захлопнется. Побеждает тот, кто назовет больше слов и наберет наибольшее число фишек». Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов-образов и эпитетов.

Игры, основанные на вокализации.

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

«Конкурс певцов»

Педагог объявляет о том, что проводит конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т. е. одинаковые произведения. А жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники конкурса. Выбирается жюри – в него входят воспитатель и два ребенка. После все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирает победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.

«Придумай песенку»

После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют вокальные импровизации.

Игры на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Цель: развитие чувства ритма и музыкальной памяти.

«Передай ритм».

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок. Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях.

«Музыкальные стульчики».

Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Игру детей можно сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

«Барабанщики».

Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

Источник