Игры для социального развития ребенка
ÐÑли Ð²Ð°Ñ Ñебенок заÑÑенÑив и ÑÑÑдно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, можно поигÑаÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ в игÑÑ, в коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ð¸ взаимодейÑÑвоваÑÑ. Такие ÑвеÑелиÑелÑнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑплоÑÑÑ Ð´ÐµÑей, но и помогÑÑ ÑаÑкÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑникÑ.Â
ÐÑедлагаем 10 Ð¸Ð³Ñ Ð½Ð° ÑазвиÑие ÑоÑиалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, в коÑоÑÑе можно игÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, на пÑазднике, в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на пÑиÑоде!
«ÐÑÑ Ð´ÑÑга»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ ÐºÐ°ÑÑинок или Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑек (2-3 миÑки, 2-3 зайÑика, 2-3 кÑклÑ, 2-3 кÑклÑ). ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²ÑдаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° игÑÑÑка или одна каÑÑинка, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой еÑÑÑ Â«Ð´ÑÑзÑÑ» â Ñакие же каÑÑинки.
ÐеÑÑм пÑедлагаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи дÑÑзей Ð´Ð»Ñ Ñвоей игÑÑÑки (найÑи паÑнÑе игÑÑÑки, Ñо еÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñика найÑи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñиков, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸Ñки â дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñек). Ðод мÑзÑÐºÑ Ð´ÐµÑи иÑÑÑ Ð´ÑÑзей. ÐÑо игÑа ÑаÑÑÑиÑана Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑе еÑе ÑолÑко ÑÑаÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом.
«ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок»
Ð ÑÑой игÑе игÑоки ÑÑаÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÑÑÑ Ð² паÑе, подÑÑÑÐ°Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñвои дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ðº дейÑÑвиÑм паÑÑнеÑа. ÐгÑаÑÑ Ð¿Ð°Ñами. Ðдин игÑок â «кенгÑÑÑ». Ðн ÑÑоиÑ. ÐÑÑгой игÑок â «кенгÑÑенок». Ðн вÑÑÐ°ÐµÑ Ðº кенгÑÑÑ Ñпиной и пÑиÑедаеÑ. ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. ÐадаÑа игÑоков в паÑе â дойÑи до окна (до ÑÑенÑ). РигÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ ÑамÑми маленÑкими деÑками и дома, и на пÑогÑлке.
«ÐоÑиÑÑй ÑиÑÑнок»
ÐгÑа оÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑаÑ. Рнее можно игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ вдвоем. Ðдин Ñеловек наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑоваÑÑ â ÑиÑÑÐµÑ Ð½Ð° лиÑÑе бÑмаге закоÑÑÑкÑ. ÐÑоÑой игÑок паÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑиÑÑнок и Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ каÑÐ°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð³ÑокÑ. ÐеÑвÑй игÑок Ñнова пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñак до ÑеÑ
поÑ, пока ÑиÑÑнок не бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñен. ÐбÑÑждаем, ÑÑо бÑло задÑмано пеÑвÑм игÑоком, коÑоÑÑй наÑинал ÑиÑоваÑÑ, и ÑÑо полÑÑилоÑÑ.
ÐгÑа Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем деÑÑм, здеÑÑ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñем не Ñкована.Â
«ÐÑÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка»
ÐÑе вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг. Ð ÑÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑего игÑÑ Ð¼ÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка. Ðн говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ней неÑколÑко Ñлов â комплименÑов: «ÐдÑавÑÑвÑй, мÑÑонок! Ð¢Ñ Ñакой веÑелÑй. ÐÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбим Ñ Ñобой игÑаÑÑ. ÐоигÑаеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸?». Ðалее ведÑÑий пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑм поигÑаÑÑ Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑкой.
ÐгÑÑÑÐºÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð² кÑÑгÑ, и каждÑй игÑок, полÑÑивÑий ее, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± игÑÑÑке лаÑковÑе Ñлова: «У ÑÐµÐ±Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑимпаÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑдоÑка», «Ðне Ñак нÑавиÑÑÑ Ñвой длиннÑй Ñ
воÑÑик», « Ð¢Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ð½Ñй», « У ÑÐµÐ±Ñ Ñакие кÑаÑивÑе и мÑгкие ÑÑки».
ÐгÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑоводиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими деÑÑми â пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¸Ð¼ наÑало ÑÑазÑ, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ: Â«Ð¢Ñ Ð¾ÑенÑâ¦Â», « У ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑаÑивÑеâ¦Â».
«ÐоÑобка Ñ ÑекÑеÑом»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñобка (напÑимеÑ, из-под компÑÑÑеÑа или дÑÑгой бÑÑовой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸). РнаÑей гÑÑппе «Ð¨ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° лÑÐ¼ÐºÐ°Ñ » Ð²Ñ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑе и дÑÑгие полезнÑе игÑÑ Ð¸Ð· подÑÑÑного маÑеÑиала — обÑзаÑелÑно поÑмоÑÑиÑе. Ð ÑÑой коÑобке Ðам нÑжно бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоÑезаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑие оÑвеÑÑÑÐ¸Ñ â Ñакие, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ñвободно пÑолезла ÑÑка. ÐÑего нÑжно ÑделаÑÑ 4-6 оÑвеÑÑÑий.
ÐгÑаÑÑ 4- 6 Ñеловеr (ÑколÑко оÑвеÑÑÑий в коÑобке, ÑÑолÑко и игÑоков Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð² игÑе). ÐгÑоки пÑоÑовÑваÑÑ ÑÑÐºÑ Ð² коÑÐ¾Ð±ÐºÑ (ведÑÑий в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð±ÐºÑ Ð½Ð° ÑÑоле), Ñам Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑ-Ñо ÑÑкÑ, Ñ Ð½ÐµÐ¹ знакомÑÑÑÑ Ð¸ ÑгадÑваÑÑ, кÑо ÑÑо бÑл, Ñ ÑÑей ÑÑкой они ÑолÑко ÑÑо познакомилиÑÑ.
«Ðайди Ñвоего Ñебенка»
ÐÑо игÑа Ð´Ð»Ñ ÑемейнÑÑ Ð³ÑÑпп и ÑемейнÑÑ Ð¿Ñаздников. ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° две командÑ. Родной команде â ÑодиÑели, в дÑÑгой â Ð¸Ñ Ð´ÐµÑи. РодиÑелÑм по оÑеÑеди завÑзÑваÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°, и им нÑжно найÑи Ñвоего Ñебенка ÑÑеди вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей на оÑÑпÑ. ÐеÑÑм запÑеÑено пÑи ÑÑом ÑÑо-либо говоÑиÑÑ Ð¸ подÑказÑваÑÑ.
ÐаобоÑоÑ, нÑжно запÑÑаÑÑ ÑодиÑелей â напÑимеÑ, поменÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑнÑÑÑ Ð±Ð°Ð½Ñик Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñ, пеÑебежаÑÑ Ð² дÑÑгое меÑÑо комнаÑÑ, пÑиÑеÑÑÑ (ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ догадалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑÑÑ) и Ñак далее. Ðак ÑолÑко ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ñгадал Ñвоего малÑÑа, он говоÑиÑ: «ÐÐ¾Ñ ÐаÑа!» (назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼Ñ Ñебенка) и ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑзкÑ. ÐÑли ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ñгадал â Ñо он полÑÑÐ°ÐµÑ ÑанÑ, коÑоÑÑй оÑÑгÑÑваеÑÑÑ Ð² конÑе игÑÑ.
«ÐеÑкало»
ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° паÑÑ. Ðдин игÑок в паÑе â ÑÑо зеÑкало. «ÐеÑкало» ÑÐ¸Ð½Ñ Ñонно повÑоÑÑÐµÑ Ð²Ñе Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑоÑого игÑока в паÑе. ÐаÑем они менÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑами.
«ÐдÑавÑÑвÑйÑе»
ÐÑжно ÑÑпеÑÑ Ð·Ð° огÑаниÑенное вÑÐµÐ¼Ñ (1 минÑÑа или пока звÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑзÑка) поздоÑоваÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ðº можно болÑÑим колиÑеÑÑвом пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐаÑанее оговаÑиваеÑÑÑ ÑпоÑоб, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого Ð¼Ñ Ð±Ñдем пÑивеÑÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга â напÑимеÑ, пожаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑÑки. РконÑе игÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¸Ñоги â ÑколÑко Ñаз ÑÑпели поздоÑоваÑÑÑÑ, не оÑÑалÑÑ Ð»Ð¸ кÑо-Ñо без пÑивеÑÑÑвиÑ.
«ХÑÐ¾Ð¼Ð°Ñ ÑÑоÑка»
УÑоÑка Ñломала лапкÑ, и ÑепеÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ. Ðе ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑполнÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из деÑей. Ребенок, игÑÐ°Ñ ÑолÑ, ÑÑоÑки, ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñно, Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ и гÑÑÑÑно. ÐÑе дÑÑгие деÑи его ÑÑеÑаÑÑ, гладÑÑ, говоÑÑÑ Ð»Ð°ÑковÑе Ñлова, обнимаÑÑ, поддеÑживаÑÑ. Ðожно игÑаÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´ÐµÑи Ñами вÑполнÑли Ñоли, а можно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки и говоÑиÑÑ Ð·Ð° Ð½Ð¸Ñ . Ð ÑÑой коммÑникаÑивной игÑе малÑÑи ÑÑаÑÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑ ÑоÑÑвÑÑвие.
«ÐÑÑанка»
ÐгÑоки вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг и беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. Ð Ñки ÑаÑÑеплÑÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ! ÐгÑоки запÑÑÑваÑÑ ÐºÑÑг â не ÑаÑÑеплÑÑ ÑÑк, пеÑеÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑеÑез ÑÑки, обоÑаÑиваÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. Ðогда пÑÑанка гоÑова, в комнаÑÑ Ð¿ÑиглаÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´ÑÑий. ÐÐ¼Ñ Ð½Ñжно ÑаÑпÑÑаÑÑ Ð¸Ð³Ñоков обÑаÑно в кÑÑг, не ÑаÑÑеплÑÑ Ð¸Ñ ÑÑк.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
Источник
Игры и упражнения, способствующие социально — личностному развитию детей
В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
- Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
- Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
- Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
- Ясно и последовательно выражать свои мысли;
- Уметь ориентироваться в ситуации общения;
- Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
- Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.
Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.
Игра «Передай предмет»
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда — победитель.
Игра «Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.
Игра «Психологическая лепка»
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.
Игра «Есть или нет»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли море у реки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у коры?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
Игра «Сержусь и радуюсь»
Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.
Формирование нравственных представлений о культуре
взаимодействия со сверстниками
Игра «Ситуации»
Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.
Например:
- У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
- Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
- На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.
Развитие умений общаться со сверстниками,
формирование представлений о правилах этикета
Игра «Комплименты»
Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Подарки»
Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.
Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Источник
Ирина Красильщикова
Социально-личностное развитие детей через игры
Статья на педагогическую тематику.
Статья. «Социально – личностное развитие детей через игры«
Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №244 комбинированного вида»
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.
Цель: развитие навыков общения детей через игры.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства. Детский сад – начало социальной жизни ребёнка. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков.
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет Игра. Игра является наиболее эффективным средством укрепления уверенности ребёнка в себе, понимании им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Решение задач социального развития ребёнка в сюжетно- ролевой игре предполагает тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родители могут знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, взаимоотношениями людей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры детей, так как до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Присмотритесь,как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игра даёт возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагогам необходимо использовать коммуникативные игры по типу «Утро добрых встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые события дня. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям работа педагога с воспитанником реализуется через:
дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку). Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют дидактические игры природоведческого содержания. Развитиюкоммуникативной компетентности ребенка способствуют: специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п., а также игры – драматизации, театрализованные игры. Для развития социальных навыков у детей работа педагогов строится через: проведение дидактических игр (выбери что правильно, а что неправильно, игр — тренингов “Спасаем друзей”, специальных игр на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.
Важную роль в социально – личностном развитии воспитанников играют подвижные игры, которые являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Целью всех данных игр является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим. Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.
Источник