Игры для ребенка с задержкой психоречевого развития

Наталья Езжалова
Словесные игры для детей с задержкой психического развития

Игры для детей с задержкой психического развития

Игра «Найди отличие» (3-5лет)

Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут

Игра «Обезьянки» (1, 5-7 лет)

Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование : кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д.

Ход игры :ведущий предлагает детям : «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант : построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)

Цель : развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.

Ход : Дети становятся друг за другом.

Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .Продолжительность 7-10 минут

Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)

Цель : тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Ход : Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова :

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

Продолжительность 5-7минут

Игра «Флажок» (3-7лет)

Цель : преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Ход : Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,

все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Продолжительность 7-10 минут

Игра : «Картинки» (3-7лет)

Цель : развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .

Инструкция : Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Продолжительность 5-7минут

«Игра в слова» (5-7лет)

Цель : развитие слуховой памяти.

Инструкция :

Я назову несколько слов,а вы их запомните : стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память.Например :

Мальчик устал

Девочка плачет

Папа читает

Мама готовит

Бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Продолжительность 7-10минут

Игра : «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)

Цель : развивать образную память, речь.

Ход : Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет.Например : этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Чудесный мешочек». (6-7лет)

Цель : Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .

Ход : В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку,называют его цвет : «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске.Дети отвечают на вопрос : «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)

Цель : Формирование мыслительной операции «конкретизация» .

Ход : Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.

Читайте также:  3 4 года развитие ребенка лепка

Продолжительность 7-10минут

Источник

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый.  В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

«Догонялки»

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

«Возьми, бросай, кати, дай»

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

«Сортировка»

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

«Найди одинаковое»

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

«Съедобное-несъедобное»

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

«Выполни по образцу»

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Читайте также:  Центр развития ребенка новые черемушки

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Список использованной литературы

  1. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.
  2. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.
  3. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. — 2006. — № 1. -С. 21-23.
  4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. 1997. № 6. С. 60-64.
  5. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 177.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей с ЗПР (4-5 лет)

Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы — мотивация к познавательной деятельности.

По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.

Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.

В рисовании можно использовать следующие игры — упражнения:

— срисовывание с образца;

— работа с трафаретами;

— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

— раскрашивание и штриховку.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).

Детям с ЗПР полезны игры- упражнения,направленные на развитие тактильной чувствительности:

— емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти её и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

игры с кусочками различных материалов и тканей.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности ребенка с нарушением слуха

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.

Можно использовать следующие приемы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;

— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребенком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Дидактические и подвижные игры.

Эмоционально- волевая и двигательная сфера.

Давай познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: любой

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.

Слушаем хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате,но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой — грустный.

Познавательная сфера.

Спичечный узор

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: три спички.

Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол.Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата

(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.

Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания.

Нарушение: ЗПР, агрессивность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»— вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»— вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например,сказать: «Воздух»— а показать движения «земли».

Узнай предмет

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.

Описание игры: ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько,то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

Источник