Игры для развития внимания и восприятия ребенка раннего возраста

Игры на развитие внимания у детей 1-3 лет

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

«Зайчик и белочка»

Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.

Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.

«Кто что услышит?»

Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.).

Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т.д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.

«Угадай, что надо делать»

Оборудование и материалы: бубен, два флажка.

Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.

Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.

«Солнце или дождик?»

Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).

Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

«Вещи на столе»

Оборудование и материалы: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).

Описание игры. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка разложить все как было.

«Угадай, на чем играю?»

Оборудование и материалы: музыкальные игрушки (барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.).

Описание игры. Показать ребенку поочередно музыкальные инструменты и спросить, как они называются. Если ребенок затрудняется ответить, нужно назвать инструменты и познакомить с их звучанием. Убедившись, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, убрать их за ширму. Повторить игру на разных инструментах уже за ширмой. Попросить ребенка по звуку угадать, «чья песенка слышна». Если он легко справляется с заданием, его можно усложнить.

«Кто в домике живет?»

Оборудование и материалы: бумажные или картонные разноцветные домики (желтый, красный, синий, зеленый), 16 карточек с изображениями, соответствующими каждому цвету (по 4 предмета на каждый: например, желтый цыпленок, красный помидор, синий колокольчик, зеленый листок).

Описание игры. Положить перед ребенком два домика, например красный и желтый, и все карточки, соответствующие красному и желтому цветам. Предложить: «Давай назовем каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.

«Делаем коллаж»

Оборудование и материалы: лист бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги картинки, сухие головки цветов, ленточки и т. п.

Описание игры. Сначала нужно продемонстрировать, как увлекательно делать коллаж. Прежде чем приклеивать картинки и цветы, красиво разложить их на бумаге. Показать разные варианты оформления. Предложить ребенку попробовать изготовить коллаж самостоятельно.

«Мини-пазл»

Оборудование и материалы: крупная картинка из журнала.

Описание игры. Дать ребенку картинку, чтобы он ее рассмотрел и запомнил. Затем разрезать на две части. Предложить ребенку собрать картинку заново. Если он успешно справляется, игру можно усложнять, используя две и более картинок: разрезать их пополам, перемешать и попросить ребенка собрать верно.

«Лото»

Оборудование и материалы: большая карта с изображениями знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть большую карту с изображениями предметов. Затем показать маленькую карточку и спросить: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показать на большую карту.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем показать следующую картинку и спросить: «А куда положим эту картинку?» (И т.д.)

Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличить.

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Игры с предметами для детей 1-3 лет

Источник

Раздел

Содержание

Возрастная группа

Источник

1

Игры и упражнения на развитие восприятия пространства

1)Упражнение «Сложи картинку»

Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: Картинки — лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход:

 Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.

2)Игра —  упражнение «Автомобиль»

Цель: Развивать пространственное восприятие;  умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].

Материалы:  Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.  

Ход: 

Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах.  Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».

3 )Игра «Найди желтый листочек»

Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь  к окружающему миру.

Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.

Ход игры: 

В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок — желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.  

2-3 года

2-3 года

2-3 года

Читайте также:  Освоение игровой деятельности как условие развития ребенка

Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

2

Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений

1)Игра «Соберем бусы для мамы».

Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.

Ход игры: 

Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается — педагог помогает им.

2)Упражнение Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,  речь детей.

Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.

Ход: 

Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети  по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.

3) Экологическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Развитие вкусовых ощущений.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»

В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

2-4 года

2-4 года

2-3 года

Ребенок в детском саду 2007//№ 4

Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа

Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко

3

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти

1) Дидактическая игра «Какой игрушки

не хватает?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход:

 Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

— Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

2) Игра «Запомни картинку»

 Цель: Развитие зрительную память, восприятие.

 Материалы: предметные картинки.

Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых  изображено  по одному предмету.

 Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»

Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.

Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход:

Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики — игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.  

  2-4 года

3-4 года

2-3 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

4

Игры и упражнения на развитие воображения

1)Игра «Поможем художнику»

Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски.

В игре может принимать участие вся  группа.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину  закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать  все, что ребята придумают.

Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.

Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.

После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет?  Кто идет вместе с ним? и т.п.

Игра «Что это такое?»

Цель: Развитие воображения на основе восприятия.

Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры: 

В игре может участвовать вся группа.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.

Игра «Волшебная мозаика»

Цель: Научить детей создавать в  воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез.

Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.

Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Ход игры:

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п.

4-5 лет

2-3 года

3-4 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

5

6

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры на развития мышления

1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Цель: Развить слуховое внимание.

Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Ход игры: 

Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает  послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей.  проигрывает на каждом.  Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2) Игра «Угадай кто это» 

Цель: Воспитывать слуховое внимание.

Ход игры:

 Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка это

3) Игра «Выполни задание»

Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.

Материал: Игрушки (зайка,  кукла,  мишка,  мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).

Ход игры: 

Педагог раскладывает на столе, а так же на видных  местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч  и положи его на стол и т.д.»

Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.

  1. 1) Игра «Покупка овощей»
  2. Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
  3. Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.д.
  4. Ход: 
  5. 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). « Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них.  По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.

2. Выбор тематических картинок «Овощи»

Воспитатель обращается  к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти  их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.

3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи — это то, что растет в огороде».

2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»

Ход игры:

1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.

2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш — щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.

Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.

3. Упражнение «Подбери пару»

Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.

Ход:

 На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.

2-4года

3-4 года

2-4 года

2г 6 мес до 3 года 6 мес

2 до 2 лет 6 месяцев

3-4 года

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н.Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Источник

Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольников 1-3 лет

Игры с бумагой

Цели: обогащение сенсорного опыта, знакомство с разнообразными свойствами бумаги.

«Бумажные снежки»

Оборудование и материалы: листы тонкой бумаги.

Описание игры. Показать, как из листов тонкой бумаги сделать комочки. Затем предложить их подбрасывать, ловить, отбивать ладошкой.

«Секреты в бумаге»

Оборудование и материалы: листы бумаги, мелкие предметы, игрушки.

Описание игры. Завернуть игрушку в лист бумаги, а ребенку предложить развернуть его и найти там игрушку. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в форме кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги.

«Игрушки из бумаги»

Оборудование и материалы: листы разноцветной мягкой бумаги.

Описание игры. Предложить ребенку сделать из бумаги комочки разной формы. Показать, как из бумаги можно изготовить различные фигуры (оригами): самолет, лодочку, вертушку.

Игры с кубиками

Цели: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Примечание. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать ребенку возможность свободно поиграть с ними: брать в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать, что из кубиков можно сооружать различные постройки: башню, стену, домик, дорожку.

«Домики из кубиков»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры. Предложить построить домик для маленькой куколки, собачки. Положить кубик на кубик, сверху — крышу, затем попросить ребенка самостоятельно построить домик для игрушки.

«Гараж для машины»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры. Построить гараж для маленькой машины, предложить ребенку построить такой же, но большего размера.

«Картинки из кубиков»

Оборудование и материалы: наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками.

Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть образец картинки, затем предложить собрать такую же из кубиков.

Примечание. Сначала следует предлагать наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более.

«Собери цветочек»

Оборудование и материалы: лист бумаги с нарисованным на нем контуром цветка, состоящим из деталей; картонные детали, соответствующие контурным.

Описание игры. Предложить ребенку собрать картинку путем наложения картонных деталей на образец.

Примечание. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, предложить ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.

«Домики для кукол»

Оборудование и материалы: маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Ход игры

Взрослый. Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка?

Ребенок выбирает пупсика.

Взрослый. Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики.

Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы «П».

Взрослый. Давай проверим, поместится ли куколка в этот домик. Пупсик не помещается! Построй ему домик побольше.

Взрослый предлагает построить домик из больших кубиков для большой куклы.

Примечание. Можно строить из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например красный домик — для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

«Лесенка»

Оборудование и материалы: кубики разного размера, доска.

Описание игры. Соорудить на столе или на полу горку, положив на большой кубик доску. Предложить ребенку построить лесенку из кубиков разного размера, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Вместе с ребенком положить кубики в порядке возрастания. Предложить ребенку помочь куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

Читайте также:  Обобщение опыта по развитию речи ребенка

Игры с мозаикой

Цели: развивать мелкую моторику, целенаправленность; обогащать сенсорный опыт; учить подбирать детали по цвету, рисунку.

Примечание. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.

«Соберем мозаику»

Оборудование и материалы: набор мозаики.

Описание игры. Рассмотреть вместе с ребенком образец (домик, цветок, простой геометрический узор) и предложить собрать такую же картинку из элементов мозаики. Помочь ребенку отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.

«Курочка и цыплята»

Оборудование и материалы: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один — белого.

Описание игры. Прочитать потешку:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— «Пи-пи-пи-пи-пи!»

Показать белый элемент мозаики и сказать: «Курочка у нас будет белого цвета». Продемонстрировать желтую мозаику и пояснить: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели вставить белую мозаику, еще раз напомнить, что курочка будет белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, напомнив, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка. Поместить его следом за мамой-курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, помочь ему и попросить найти еще 2—3 цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, попросить ребенка повторить задание самостоятельно. Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, можно ему подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.

Игры с разными предметами

Цели: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

«Какой мяч больше?»

Оборудование и материалы: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Описание игры. Встать на расстоянии 3—5 м от ребенка и попросить его принести самый большой мяч. Если он выполнил задание правильно, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок ошибся, объяснить ошибку: рукой ребенка обвести по окружности мяча, говоря при этом, большой это мяч или маленький.

Затем мячи снова перемешать и попросить ребенка принести самый маленький мяч.

«Большие и маленькие»

Оборудование и материалы: бусинки одинаковой формы и цвета (четыре — диаметром 2 см и четыре — диаметром 1 см); тонкие шнуры или нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла, корзиночка.

Описание игры. Показать красивую куклу и рассказать, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Посадить куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показать ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказать, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Показать, что бусы можно нанизывать по-разному: сначала взять большую бусину и нанизать ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Предложить ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку будет труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Когда бусы будут готовы, показать их кукле.

Примечание. Следует помогать ребенку продевать нитку в отверстие, напоминать о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательно».

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать катушки, а вместо шнуров — прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

«Круг, квадрат»

Оборудование и материалы: пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Описание игры. Пять кругов и пять квадратов произвольно перемешаны на столике. Рассказать ребенку, что там лежат разные фигуры: «Вот такая — это квадрат, а такая — это круг». Показав квадраты, говорить, что будет класть их в одну сторону, а другие фигуры (круги) — в другую сторону. Затем показать квадрат (круг) и спросить у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка?» Накладывая квадрат на квадрат (круг на круг), показать ребенку, что эти фигуры одинаковые. Предложить ребенку самому разложить фигуры.

Затем показать, в какой стороне лежат одни фигуры (квадраты), в какой — другие (круги), и предложить ребенку из общего материала выбрать любую фигуру и положить ее к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, попросить ребенка наложить свою фигуру на другую.

«Поручения»

Оборудование и материалы: большая и маленькая игрушечные собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания: большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка, показывая свое неудовольствие, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

• поставь матрешку рядом с красным мячиком;

• маленькой собачке подари синий мячик;

• попляши вместе с куклой;

• возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

• большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия попросить ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Разрезные картинки»

Оборудование и материалы: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Описание игры. Показать ребенку две (три) части картинки и попросить: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, нужно показать ему целую картинку и предложить собрать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, наложить часть разрезной картинки на целую и попросить ребенка добавить вторую часть. Затем предложить ребенку выполнить задание самостоятельно.

«Конструирование из палочек»

Оборудование и материалы: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Описание игры. Построить из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и предложить ребенку: «Построй как у меня». Если ребенок не может выложить фигуру по показу, попросить выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я». Затем снова предложить ребенку выполнить задание по образцу.

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Похожие статьи:

Игры Монтессори для детей 2-3 лет

Дидактическая игра «Кукла проснулась», 1 младшая группа

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Купаем куклу»

Игры на развитие познавательной активности у детей 1-3 лет

Пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник