Игры для развития самостоятельности у ребенка 6 лет

Игры для развития самостоятельности у ребенка 6 лет thumbnail

Светлана Шибанова
Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет

Картотека игр

на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет.

«Накроем стол для кукол»

Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: кукла, кукольная мебель, кукольная посуда, предметные картинки с изображением посуды.

Содержание:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Вариант 1. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Что хочет делать Маша»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: кукла би-ба-бо, тазик, ведро с водой, мыло, кастрюля с продуктами, утюг с кукольной одеждой, лейка, совок, предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Вариант 1. Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

«Кому это нужно?»

Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

«Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: не предусмотрен

Содержание:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.

(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

действуя по показу воспитателя.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

вертолеты поведем.

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Читайте также:  Индивидуальный путь развития ребенка дошкольника

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем засевать поля? (Зерно.)

— Зачем сажать? (Картофель.)

— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

«Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: не предусмотрен.

Содержание:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений.

Содержание:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

• Мытье горшка.

• Укладывание камушков на дно горшка.

• Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

• Срезание загнивших корней.

• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

• Уплотнение земли.

• Установка горшка с растением на поддон.

• Полив растения под корень.

«Назови профессию»

Цель: Упражнять детей в назывании профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: картинки с изображением разных видов машин.

Содержание:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор — тракторист.

Машина — шофер.

Экскаватор — экскаваторщик.

Комбайн — комбайнер.

Подъемный кран — крановщик.

Поезд — машинист.

Корабль — капитан.

Самолет —летчик (пилот).

Космический корабль — космонавт.

Пожарная машина —пожарный.

Бульдозер — бульдозерист.

Гоночная машина —гонщик (пилот).

И т. д.

«Угадай профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: предметные картинки.

Содержание:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод.

Теленок — телятница.

Овца — овцевод.

Олень — оленевод.

Виноград — виноградарь.

Чай — чаевод.

Хлеб — хлебороб.

Сад — садовод.

Цветы — цветовод.

Пчела — пчеловод.

Поле — полевод.

Гаечный ключ — слесарь.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет — кондуктор.

Касса — кассир.

Рубанок — столяр.

Краска и кисть —маляр.

Мастерок — штукатур.

Кульман — инженер.

Молот и наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный.

Шприц — медсестра.

Электропила — лесоруб.

Рыбацкая сеть —рыбак.

Зубоврачебное кресло — стоматолог.

Доильный аппарат —доярка. И т. д.

Источник

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными, но почему-то многие считают, что они должны оградить своего ребенка от забот и всё за него выполнять… Давайте сегодня поговорим вместе с Натальей Оглобля о том, как вырастить самостоятельных и трудолюбивых детей.

1. Владение основными культурно-гигиеническими навыками

Невозможно вырастить личность, ограничивая её в действиях! Прежде всего, научите ребенка основным культурно-гигиеничным навыкам:

  • самостоятельно кушать – во время еды не разговаривать, есть надо спокойно, не торопясь, пережёвывая пищу, беззвучно глотая;
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой (во время еды рот вытирать салфеткой, а не рукой или рукавом);
  • убирать за собой посуду со стола;
  • одевается и раздевается в определенной последовательности – одежду складывать и вешать на место, уметь расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, липучки и т.п.;
  • замечать непорядок в одежде (грязь, повреждение) и самостоятельно устранять (чистить щеткой, вытереть салфеткой) или обращаться за помощью к взрослому.
Читайте также:  Развитие внимания у гиперактивного ребенка

Чтобы заинтересовать ребенка обыгрывайте ситуации, например, предложите игру «Одень куклу Дашу и куклу Ваню…» – пусть ребенок поможет одеть на прогулку кукол: мальчика и девочку. При помощи данной игры можно решить сразу несколько задач – познакомить ребенка с сезонной одеждой, с одеждой, которая подходит мальчику и девочке (условно), с одеждой, которая надевается в зависимости от ситуации (праздничная, спортивная, домашняя).

Важную роль в охране здоровья, правильном поведении в быту играет воспитание у детей навыков личной гигиены. В процессе повседневной жизни необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным.

Научите ребенка соблюдать элементарные правила здорового образа жизни:

  • мыть руки после еды, после улицы, после посещения санузла – для этого нужно засучивать рукава, не разбрызгивать воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, сухо вытираться полотенцем и без напоминания вешать его на отведенное место;
  • чистить зубы (если ребенок не достает до раковины, купите ему маленький стульчик) – в игровой форме разъясняйте ребенку, почему чистить зубы очень важно (расскажите сказку про кариес —  или придумать рассказ «Путешествие в страну Щеток» и т.д.);
  • своевременно пользоваться носовым платком;
  • систематически принимать душ, после песочницы мыть ноги.

 самостоятельность_1

 Для того, чтобы приобрести эти самостоятельные навыки, ребенку сперва требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания у детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

При этом следует помнить главное правило – есть личные предметы, а есть предметы общего пользования. Например, у каждого своя кровать, своё полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, своя одежда, свои полки с вещами, шкафчик в детском саду. А вот игрушки, игры, книги – общие. Если в семье есть старшие сестры/братья, их школьные принадлежности (учебники, школьные тетради) – табу. 

2. Самостоятельность и порядок

Несомненно важно также приучите ребенка к порядку: самостоятельно брать и ставить (складывать) после игры на место книги, игры, игрушки. Для этого у каждой вещи должно быть свое место: у книг – книжная полка, у кубиков – коробка, у карточек – папка, у пластилина и красок – свое отделение в столе и т.п. Для удобства лучше использовать для каждой игры отдельные коробки, корзины (посудка, больничка, конструктор и т.д.) и папки (папки лучше подписать – это буде способствовать навыкам чтения).

самостоятельность_фото_2

 Для ребенка тяжело понять порядок, когда все игры и игрушки свалены в одну большую коробку. На мой взгляд, не правильно также складывать игрушки в пакеты – это не удобно, не практично (пакеты рвутся) и пакет на пакете не позволяет создать вид аккуратности и порядка.

Ребенок должен научиться находить себе занятие самостоятельно. Для этого помимо игр и игрушек нужны краски, фломастеры, пластилин и другие принадлежности для творчества, используя которые он сможет самостоятельно себя занять, развлечь.

Для того, чтобы дети научились самостоятельно, без присутствия взрослых, обращаться с этими принадлежностями, нужно для начала заинтересовать, объяснить, как пользоваться вещами. Не бойтесь, что ребенок испачкается, – сшейте или купите для занятий творчеством специальных фартук, застелите стол клеенкой и т.п.

Не бойтесь учить ребенка пользоваться ножницами (сперва в вашем присутствии, позже самостоятельно).

Если ребенку в садике или школе задали сделать поделку, то пусть делает сам. Вы можете контролировать, подсказывать, предлагать, но сам процесс выполнения отдайте ребенку. Можно лишь изредка подправить или дополнить (но не увлекайтесь).

Не менее важно научить ребенка самостоятельно мыслить, анализировать, объяснять увиденное, прочитанное. Вот здесь вы должно постоянно помогать, подсказывать, разъяснять.

Читайте также:  Какие делать упражнения с ребенком на развитие речи

3. Трудолюбие, помощь взрослым

Рука об руку рядом с самостоятельностью идет трудолюбие. В семье ребёнок начинает приобретать какие-то свои обязанности.

Но помните, что малышу нужно давать разные задания. Выполнять одно и то же, ребенку надоедает, и он уже на 2-3 раз отказывается делать то, что ему неинтересно. Попробуйте менять задания, проявить творчество при выполнении новых дел.

Ребенку еще трудно выполнять все самостоятельно, ему будет приятнее делать домашние дела вместе с мамой. Чем младше мамин помощник, тем больше ему требуется включенность взрослых – ему будет интереснее выполнять задания, если они будут в игровой форме.

Задачи по воспитанию трудолюбия в детях дошкольного возраста можно разделить на несколько групп. В первую группу включают задачи по воспитанию уважения к результату и самому процессу труда. При этом у ребенка должно сформироваться представление о важности труда.

Ко второй группе относятся задачи по формированию необходимых трудовых навыков. Постепенно следует расширять область трудовой деятельности ребенка.

В третью группу входят задачи по воспитанию определенных личностных качеств. К таким качествам относятся аккуратность, усидчивость, бережливость, ответственность.

К четвертой группе относятся задачи по воспитанию умения организовать либо свою, либо общую работу. Это подразумевает умение подготовить все необходимое заранее, а также убрать на свои места инструменты после завершения работы.

 Итак, постоянно приучайте ребенка к труду, к обязанностям по дому.

Ребенок 5-6 лет может:

  • застилать свою кровать после сна;
  • гладить носовые платочки, свои футболочки;
  • накрывать и убирать со стола;
  • помогать на кухне — резать, мешать, лепить (не бойтесь учить ребенка пользоваться ножом – сперва предложите ему пластиковый одноразовый нож, потом настоящий);
  • мыть чашки, тарелки, ложки, вилки;
  • вытирать пыль и натирать зеркало;
  • мыть пол и пылесосить (здесь может потребоваться ваша помощь в «доубирании»).

Чтобы было интересно готовить кушать или убирать в квартире, сшейте или купите для ребенка свой фартук и прихваточки, купите свое ведерко, тряпочку и другие принадлежности для уборки и т.д.

самостоятельность_фото_3

 А еще, если у вас есть небольшие магазинчики возле дома, где продавцы знают вас в лицо, можно предложить ребенку самостоятельно сходить в магазин за покупками. Для этого на листочке бумаги напишите небольшой список продуктов (ребенок сможет сам прочесть или протянуть продавцу листочек). Первые походы в магазин вы можете контролировать – идти чуть поодаль, наблюдая за действиями ребенка.

Приучив ребенка к самостоятельности, вы получите массу свободного времени.

4. Бережное отношение к вещам, книгам, к природе

Самостоятельность и трудолюбия помогают воспитать в ребенке еще несколько важных качеств таких, как бережливость, аккуратность и ответственность.

Ведь так здорово, когда, например, книги передаются по наследству от родителей к детям в аккуратном виде (чистые, не потрепанные, не пописанные), — тем самым книги становятся еще более сказочными…

Важно, чтобы ребенок бережно относился к играм, игрушкам, вещам, умел ценить труд других, аккуратно носил одежду и обувь, следил за своим внешним видом. А вместе с тем ценил труд других, уважал всё живое вокруг. Убирать нужно не только у себя в квартире/доме, но и не сорить на улице (пользовать урнами), бережно относиться не только к своим вещам, но и окружающему миру (не топтать цветы, не ломать деревья). Вместе с ребенком займитесь облагораживаем двора – покрасьте детскую площадку, вскопайте палисадник и посадите цветочки (поливайте, пропалывайте от сорняка). Пусть это станет вашим маленьким, но ответственным делом!

 Подведя итог всему сказанному, я хочу предложить вам сделать на холодильник таблицу самостоятельных дел ребенка. В ней должен быть кармашек с карточками, где нарисованы и подписаны самостоятельные дела, которые должен и может делать ваш ребенок. В течении дня ребенок выполняет их самостоятельно и перекладывает в кармашек «сегодня», а в конце дня вы подытоживаете все сделанное, обязательно хвалите. В отдельном кармашке можно сделать карточки с загадками, чтобы добавить игровой момент.

самостоятельность_фото_4

 Каждый ребёнок индивидуален! Пробуйте, экспериментируйте, применяйте фантазию, учитывайте пожелания и интересы!

Оглобля Наталья,

автор блога «Нафтусины рукотворочки»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Источник