Игры для развития речи ребенка зпр

Наталья Езжалова
Словесные игры для детей с задержкой психического развития

Игры для детей с задержкой психического развития

Игра «Найди отличие» (3-5лет)

Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут

Игра «Обезьянки» (1, 5-7 лет)

Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование : кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д.

Ход игры :ведущий предлагает детям : «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант : построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)

Цель : развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.

Ход : Дети становятся друг за другом.

Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .Продолжительность 7-10 минут

Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)

Цель : тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Ход : Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова :

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

Продолжительность 5-7минут

Игра «Флажок» (3-7лет)

Цель : преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Ход : Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,

все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Продолжительность 7-10 минут

Игра : «Картинки» (3-7лет)

Цель : развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .

Инструкция : Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Продолжительность 5-7минут

«Игра в слова» (5-7лет)

Цель : развитие слуховой памяти.

Инструкция :

Я назову несколько слов,а вы их запомните : стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память.Например :

Мальчик устал

Девочка плачет

Папа читает

Мама готовит

Бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Продолжительность 7-10минут

Игра : «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)

Цель : развивать образную память, речь.

Ход : Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет.Например : этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Чудесный мешочек». (6-7лет)

Цель : Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .

Ход : В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку,называют его цвет : «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске.Дети отвечают на вопрос : «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)

Цель : Формирование мыслительной операции «конкретизация» .

Ход : Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.

Продолжительность 7-10минут

Источник

Консультация для родителей

 «Дидактические игры в развитии речи детей с ЗПР»

Составитель:

 воспитатель:

Сушко Н.В.

 Обучение и игра не враги,

цели и интересы которых совершенно противоположны,

-это друзья, товарищи, которым сама природа

указала идти одной дорогой

и взаимно поддерживать друг друга»

П. Ф. Каптерев

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка дошкольного детства

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

 Поэтому дидактическая игра осуществляется через игровую задачу, то есть определяет игровые действия. Тем самым становится задачей самого ребёнка, что в свою очередь побуждает желание и потребность решить эту задачу, добиваясь конечного результата любой дидактической игры.

 Рассмотрим взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр. Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.

• В социально-коммуникативном развитии

• В познавательном развитии

• В художественно-эстетическом развитии

• В речевом развитии

• В физическом развитии

В чём заключается интеграция речевых игр в разных образовательных областях: итак

речевое развитие можно использовать такие игры:

«Писатель», «Если бы.», «Объясни Буратино» «От каждого по словечку» «Цепочка слов» «Снежный ком» «Какой звук потерялся?» «Измени слово» «Телеграф»

Познавательное развитие

«Из чего сделана посуда?» «Кто знает, пусть дальше считает» «Собираем урожай» «Вершки-корешки» «Что где растет?» «Разложи по полочкам» «Какая профессия самая главная?» «Кого я видел в зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5

Социально-коммуникативное развитие

«Что убежало от Федоры?» «Федорино горе» «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» Расскажи «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все-все-все».)

 Рассмотрим виды дидактических игр:

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож» »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.

Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности.

Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Перечислю какие можно Использовать игры в работе по развитию речи

Если изучаем — Падежное управление: такие игры

«Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много»

«Кого не стало?», «Один – много»

«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»

«Кого я люблю?», «Кого любит мама?»

«Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»

«Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?»

Предлоги

«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?»

Словообразование

«Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды»

Родовые понятия

«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование)

Лексика

«Классификация», «Четвёртый лишний»

Связная речь

Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе

Дидактические игры можно использовать в играх с мячом.

В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.

«Мяч бросай и животных называй»,

«Мяч бросай, четко фрукты называй»,

«Кто где живет?», «Скажи ласково»,

«Что происходит в природе?»,

«Составь предложение», «Подскажи словечко»,

«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.

А вот в какие игры любят играть наши дети на занятии.

При обследовании детей в начале года, сталкиваюсь с тем, что у детей недостаточное развитие фонематического восприятия, а это в свою очередь приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволит им успешно овладеть грамотой в школе. На своих занятиях я использую «цветик-семицветик».

Игра «собери цветок». В центре цветка – звук, который ребёнка не выговаривает. И вокруг цветка раскладываются картинки, дети должны выбрать те, где есть звук, который в центре цветка.

«Какой предмет?» в центре вопрос. На лепестках различные предметы. Ребёнок должен сказать что или кто это? Описать. Спросить для чего нужен. и т. д.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 4 года скачать бесплатно часть 2

«Приготовим сок?». В центре стакан, а на лепестках овощи и фрукты. Задаём вопрос: что это? Как называется сок из данного фрукта? Можно предложить описать фрукт по форме, размеру, качеству, на вкус, по цвету.

 Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей — дошкольников:

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обеспечивается психологический комфорт;

дети запоминают большое количество речевого материала;

активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

 Дидактические игры универсальны и их  разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Спасибо за внимание!

Рекомендации:

Использовать дидактические игры при усвоении любого программного материала и проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, можно включать в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., а ещё дидактические игры являются одним из занимательных элементов на прогулке.

Источник

Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов

Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.

Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР

Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопедическая игра.

1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.

3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.

7.Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.

2. Развитие фонематического слуха.

Для воспитателя

А). Игра «АУ».

Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.

Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.

Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).

Для логопеда

Б). Игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.

Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».

М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су

Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)

Для УО

В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.

3. Развитие речевого дыхания

Для воспитателя

Б). Игра «Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)

3. Лексика и грамматика.

Для воспитателя

Б). Игра «Логико-малыш».

Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)

При УО

Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.

4. Связная речь

Для логопеда

А). Игра «Сыщики» с фонариком.

Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.

Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)

Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…

Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…

Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.

5. Графомоторное развитие.

А). Игровизор «Воскобовича».

Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций: памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)

Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка — научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.

Волшебная рыбка.

Для УО — Лабиринт тактильный.

6. Мелкая моторика.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. кольцо

2. Кулак, ребро, ладонь

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания

Кулак – ладонь – ребро

Покажите ребенку положение,которое должны занимать руки по команде:

«Кулак» – кулак лежит на столе.

«Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.

«Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.

Сначала играйте одной рукой:

•команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»

• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»

Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка вес таблица

7. Развитие темпа, ритма.

Для логопеда

Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи

БА – БО – БУ

БУ – БУ – БА

БА – БА – БО

БО – БО – БУ

В). Игра «Молоточки»

Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи

Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.

Источник

Автор: Бавтрук Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 254
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития»
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Хочется поделиться с вами методическими находками, применяемыми в работе с детьми

дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. И поэтому

мы находимся в постоянном поиске способов, средств.форм поддержания интереса наших

детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.

Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту

проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и

профилактики заболеваний глаз

«Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на

платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном

случае развивается развитие речевое дыхание, формируется сильная направленная

воздушная струя.

При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову держал ровно,

двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется на определенной точке.

Перемещение платочка перед глазами и способствует профилактике заболеваний глаз.

«Посмотри на платочек»

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на

вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.

«Провожаем платочек глазами»

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек

взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

«Плотик»

-скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик.

«Необычная пицца»

сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем

выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы»).

Игры и упражнения на развитие речи

«Сигнальщик»

Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления

Ребёнку даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый называет

группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук поднимает платочек вверх.

Следующая серия игр подобрана для платочков с картинками и сюжетами.

«Кто и что», «Назови признак, действие»

Цель:

совершенствование

и

пополнение

словаря

существительными,

глаголами

и

прилагательными.

Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» —

лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар,

листья желтые с деревьев.

«Узнай и назови»

Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения, стимуляция речевой

активности детей.

Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по

признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,

кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила веточки» — береза;

«круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Назови предметы со звуком»

Цель:

развитие

фонематического

восприятия,

автоматизация

звуков

в

словах,

фразах,предложениях.

Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка, мишка, мышка и т.д. «Что он делает?

Составь (повтори)предложение»

«Составь предложение».

Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное высказывание.

Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям

составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети

придумывают предложение самостоятельно о предмете, изображённом на платке.

«Придумай сказку»

Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи.

Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

«Что было дальше»

Цель:

развитие

детской фантазии, логического

мышления,

стимулирование

речевой

активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый

забыл на самом интересном месте).

Игра «Задом наперед»

Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа.

Взрослый и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с

конца.

«Что не так?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно

допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить

неточности.

Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не

нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.

Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими

воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство

развития.

Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они

формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать

фантазию как больших, так и маленьких.

Источник