Игры для развития для умственно отсталого ребенка

Игры для развития для умственно отсталого ребенка thumbnail

Отставание по умственным способностям от сверстников называется слабоумием. Проблема может быть как врожденной, так и приобретенной. Доктора предпринимают все усилия и новейшие методики, чтобы минимизировать дефект, дополнительно применяются игры для детей с умственной отсталостью.

При патологиях в структуре мозга возникают необратимые процессы, влияющие на умственные, интеллектуальные способности ребенка. Недоразвитость, отставание от развития доктора именуют олигофренией или слабоумием и относят в мкб 10 к коду F-70-79. Каждое из этих состояний представляет собой большую трагедию, а также проблемы в социальной сфере.

Игры для развития для умственно отсталого ребенка

Игры для детей с умственной отсталостью могут быть частью лечебного процесса

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

При нормальном развитии, человек с момента рождения обретает навыки высших психических функций, к которым относится мышление, речь, восприятие реальности, память. Что касается лиц со слабоумием, то у них наблюдаются особенности высших психических функций. Они утрачены частично или полностью, все зависит от тяжести недуга. Болезнь встречается примерно у 3% из общего числа новорожденных, что говорит об актуальности проблемы. В зависимости от формы болезни, причин развития слабоумия, умственная недоразвитость может иметь различные степени.

Первая ступень — проблемы с восприятием, которой сопутствуют нередко плохой слух, зрение, скудность речи. Но даже если с анализаторами все в порядке, возникает расстройство обобщения восприятия, замедленность в понимании по сравнению со здоровыми детишками. При олигофрении, ребенок может охватывать только отдельные части предмета, прослушанного материала, не вникая в важные моменты.

Серьезное нарушение интеллектуальных способностей вызывает особенности речевого развития у детей с умственной отсталостью. Как правило, речь запаздывает, или наблюдается чрезмерный поток фраз, которые по неопытности можно воспринять за богатую речь. Главное прислушаться и будет понятно, это всего лишь набор фраз ничего не значащих, на уровне одной интонации и свидетельствующих о проблеме с психикой. Нередко, если у ребенка присутствует сложная форма умственной отсталости, что называется имбецилизм, речь может полностью отсутствовать, что свидетельствует о глубоком поражении мозга из-за гидроцефалии.

Примерно в 3-4-х летнем возрасте, речевое развитие немного улучшается — ребенок может улавливать интонации, мимику родителей, вникать в отдельные фразы, слова, что позволяет обогатить словарный состав, но состояние все же остается ограниченным.

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Игры для развития для умственно отсталого ребенка

Игры помогают детям адаптироваться в социуме

Важно: не стоит ожидать мгновенных результатов от занятий, родителям придется набраться терпения и мудрости, чтобы добиться прогресса в развитии малыша.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета.

Водители

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Мой танец

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться. Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним. В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

Игры для развития для умственно отсталого ребенка

Некоторые игры помогают развивать у детей речь

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Укажи лишнее

На картинке 5 одинаковых рисунков и один отличающийся. Малыш должен указать на лишний предмет.

Ищем отличия

На карточке нарисованы две картинки, у них есть несколько отличий, которые должен найти ребенок.

Строим узоры

Малышу нужно дать цветные палочки, мозаику, чтоб он выложил букву, узор, цифру и т.д.

Мастерим бусы

Нужно взять два цвета (или вида) бус и показать схему, по которой ребенку нужно их нанизать на нить.

Читайте также:  Влияние вскармливания на физическое развитие ребенка

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Игры для развития для умственно отсталого ребенка

Есть игры, которые помогают развивать внимание

Пиктограмма — как способ общения

При тяжелой или умеренной степени болезни, для облегчения коммуникации разработаны пиктограммы для детей с умственной отсталостью. Малыш общается символом как письмом, который выражает его мысли. Пиктограммами пользуется весь мир, вспомним хотя бы дорожные знаки, спортивные символы и т.д. Метод был создан в Советском Союзе еще в 30-х годах 20-го века.

Каждая картинка должна быть простой, конкретной, соответствовать банальным желаниям ребенка. Всего система пиктографии для умственно отсталых состоит из шестидесяти картинок для 10-ти разделов:

  • общие символы, предназначенные для взаимосвязи;
  • качественные обозначения: плохо, хорошо, очень хорошо;
  • знаки, выражающие состояние ребенка, его здоровья;
  • знаки, обозначающие еду, посуду;
  • предметы быта;
  • знаки, указывающие на гигиену;
  • занятия, игры;
  • ощущения, чувства;
  • отдых, работа;
  • вера, религия.

Особенности развития детей с умственной отсталостью требуют от его родителей массу терпения, внимания, ответственности. Растить такого малыша нелегко, придется быть его верным спутником по ходу всей жизни. Не стоит зацикливаться на разработанных специалистами программах по развитию элементарных навыков, хотя они дают отличные результаты.

Игры для развития для умственно отсталого ребенка

К развитию детей с умственной отсталостью следует подходить с особенным вниманием

Важно уделять любимому чаду больше внимания, совершать прогулки, лучше в красивых местах, начиная с ближнего расстояния, двора, улицы, затем на берегу реки, моря, в зеленой зоне. По ходу можно говорить с ним на доступные темы, пытаться вызвать у него реакцию на беседу, пусть это будет мимика, жесты, глухие звуки. Благодаря легкому променаду, у ребенка будет развиваться внимание, наблюдательность, память.

Источник

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 439

Учитель: Гладык Т. Р. 

г. Санкт-Петербург

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возможности  в  обучении и  развитии   Важнейшим  методом  обучения  таких  детей,  как и  любых  других  младших  школьников,  является  игра.  Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в  развитии следует  обучать  игре  специально и  целенаправленно.   Практически  не  сформированная  произвольность  поведения,  неустойчивость и низкий  уровень концентрации  внимания  не  способствуют   усвоению  детьми   игровых  правил, принятию  на  себя  определённой роли  в игре. Крайне низкий уровень  наблюдательности  и  отсутствие тенденции  к  общению  и  познанию  окружающего  затрудняют    выполнение  детьми    действий  в игре.

Возможности   формирования и развития у детей  памяти,  произвольности  поведенческих реакций,  навыков  общения,  овладения   детьми  способов усвоения  общественного  опыта, заключенные  в  игре как  форме   обучения,  заставляют  педагогов  уделять    данному разделу  специальное внимание.  В  данный подбор  вошли  как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную,  коммуникативную стимуляцию.

Упражнение «Твердый — мягкий»

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Твердая щетка. Мягкая ватка» Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Упражнение «Кисточки»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую — для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Упражнение «Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Поиграем с тестом»

Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.

Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки — бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку — ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке   холодно   сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое — сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй — вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка» 

Читайте также:  Что нужно знать в развитии ребенка до года

(после 4 лет)

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Упражнение «Таблички»

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая — мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая; шелковистая — гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.

Варианты: набор таблиц можно расширить: — неровной — наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Упражнение «Угадай-ка».

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Найди такую же»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом

Упражнение «Найди лишнюю»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: «Кто это? Как кричит?» Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» — кошка, «му» — корова, «ква» — лягушка и др.

Упражнение «Кто молчал»

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака — «ав-ав», потом кошка — «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала — кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать «зеркалом» (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая — на голову и т.п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):   Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ — топ, топ — топ!

Ручками захлопали:

Хлоп — хлоп — хлоп!

Ножками затопали:

ТОП — ТОП — ТОП.

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.

Упражнение «Поставь по порядку»

Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом», демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

Умой ушки!

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

Упражнение «Перепутаница»

«Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Имитационные упражнения для рук

Упражнение «Ладушки»

Взрослый   формирует   положительный   эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных   движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки — ладушки,   Ладушки — ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Хлоп — хлоп!

Упражнение «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного — кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

  1. Кто это?
  2. Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
  3. Покажи.

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).

Упражнение «Сорока — сорока»

Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.

Упражнение «Гули — гули»

(машет руками) (кладет руки   на голову малыша) (разводит руки ребенка в стороны)

Читайте также:  Индивидуальная программа развития навыков общения у ребенка

Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки,

На головку сели  гули моей дочке.

Ой! Шу, полетели!

«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»

Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«В гости к кукле Кате»

Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).

«В гостях у матрешки (неваляшки)»

Познакомьте ребенка с матрешкой и игровыми действиями: разбирать — собирать, угощать, ходить в гости, катать на машине. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«Кукла (зайка, мишка) заболела»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией. Обучайте игровым действиям: уложить куклу в постель, поставить градусник, дать лекарство, напоить чаем. Организуйте игровое взаимодействие, действуя совместно и по правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Кукла (зайка, мишка) завтракает»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией (во время завтрака посадите рядом с ним куклу, кормите ребенка и куклу по очереди). Во время игры (как отдельно организованного занятия) обучайте ребенка игровым действиям с игрушкой: кормить, поить куклу, используя кукольную посуду. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Сложим пирамидку»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец).Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.

«Кукла Таня (зайка, мишка) хочет спать»

Демонстрируйте ребенку игровые действия: умывайте куклу, раздевайте ее, баюкайте в кровати или коляске. Организуйте игровое взаимодействие, распределяя действия. Доверьте ребенку выполнение доступных действий — вытереть полотенцем лицо, накрыть одеялом, баюкать, качать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой (баюкать ласковым голосом, бережно укладывать в кровать, накрыть одеялом только плечи, а не голову и пр.). Переносите усвоенные игровые действия с одной игрушки на другую.

Рисование пальчиковыми красками

Рисование пальчиковыми красками — прекрасный способ привлечь внимание ребенка к краскам и их свойствам (цвету, консистенции), организовать движения его рук (размазывать краску по листу бумаги, «печатать» пятна, проводить линии), научить создавать простейшие предметные изображения. Цветовые пятна, выполненные кулачком, пальцем, тычком (поролоновая подушечка, закрепленная на конце карандаша) волшебным образом (с помощью взрослого) превращаются в бабочку, жука, ромашку, следы мишки на снегу.

«Купание мишки (зайки)»

Демонстрируйте ребенку воображаемые предметно-игровые действия (купание без воды). Привлекайте его к совместному выполнению отдельных игровых действий: подать мыло (кубик), потереть мочалкой (рукой), накрыть полотенцем и др. Переносите игровые действия с одной игрушки на другую.

«Мы играем»

Организуйте игру ребенка в домашнем игровом уголке с заданным набором игрушек (знакомых по предыдущим занятиям). Побуждайте ребенка к самостоятельному выбору игрушки и игровым действиям с ней. Учить ребенка передавать свои предпочтения в выборе игрушки доступным ему способом (взглядом, пантомимикой, жестом, вокализациями, речью).

«Купание голышей»

Демонстрируйте ребенку игровую ситуацию. Обучайте игровым действиям: раздевать куклу, купать в воде, мыть отдельные части тела, вытирать куклу полотенцем, заворачивать ее в одеяло. Организуйте игровое взаимодействие, доверяя ребенку выполнение доступных действий: купать, вытирать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой — бережно относитесь к кукле как заместителю человека, ласково обращайтесь к ней.

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Предметно-практические игры с игрушками

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.

Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Упражнения для развития мелкой моторики руки’

(любое по выбору ребенка)

Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Рассказывайте потешку: Водичка, водичка!

Умой кукле личико, Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

(совершайте воображаемые действия — «умывайте куклу»)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению  аналогичных действий  с  игрушкой.

При наличии двигательных затруднений действуйте

руками малыша.

В   качестве   вариантов   задания   используют

различные стихотворные тексты, например:

Заболела кисонька, Кисонька — беляночка.        

Заболела у кисоньки головушка:     (Поглаживает голову)

Ой — ой!        

Заболела у кисоньки лапонька:        (поглаживает лапку (руку)

Ой — ой!        

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой — ой!

Заболел у кисоньки животик:

Ой — ой!                поглаживает животик

И т.п.      

Источник