Игры для индивидуального развития ребенка

Игры для индивидуального развития ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

hello_html_m5e94f022.jpg8 496 70 4 – 41 — 39, hello_html_m5733da47.jpgOlga-7528@yandex.ru hello_html_6fac4b46.jpghttps://ozds14.edumsko.ru/

«Дидактические игры для индивидуальной работы

с детьми»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Суханова Т.О.

Московская область,

г.Озёры

2018г.

Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки.

Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.

Игра со­провождается разными стихотворениями.

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:

Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [у].

На другие звуки

Мы опустим руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).

Оборудование. Картинки с за­данным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.

Воспитатель читает стихотворение:

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,

[м] услышишь — громко хлопай,

Да еще и ножкой топай».

После чтения стихотворения педагог показывает картин­ки, а дети выполняют задание.

Вариант игры. Воспитатель называет только слова

(без наглядного сопровождения).

Цель. Развивать фонематический слух; за­креплять произношение разных звуков в словах.

Обору­дование. Клубок ниток.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок маленький, нитки аленьки.

Вы слова на [ш] скажите,

Нашу нитку не порвите.

Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).

Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: «М-м-м-м-ы».

(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».

(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед гру­дью.)

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: «И-и-и-и».

(Легкий бег, руки в стороны.)

Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя.

«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспита­тель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последо­вательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].

Цель. Упражнять в определении слогов в сло­ве. Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать.

Вам начинать, а мне продолжать.

Подбираем слова, состоящие из двух слогов.

Дети (по очереди) Воспитатель

а-а-а- -ист

са- -хар

ка- -ша

И т. д.

Варианты игры

А) Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.

Подбираем двухсложные слова.

Воспитатель Дети (по очереди)

ко- -за; -са; -ра; -ни

ро- -га; -за; -са

пи- -ла; -ща

И т. д.

Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.

Подбираем двухсложные слова.

Ребенок Ребенок

ли- -мон; -са; -па

ва- -гон; -за

ба- -ня; -нан

И т. д.

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены кар­тинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например: лисица ( —); медведица ( -);

заяц (—) и пр.

Игра проводится на время: 2—3 мин — выполнение за­дания, 2—3 мин — проверка. В заключение можно опреде­лить победителей.

Цель. Закреплять представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он про­износит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

рыба — карась, рыба — сом, рыба — щука и т. п.;

одежда — куртка, одежда — пальто, одежда — брюки и т. п.;

птица — галка, птица — ворона, птица — воробей и т. п.;

мебель — кровать, мебель — диван, мебель — стул и т. п.;

зверь — хорек, зверь — медведь, зверь — собака и т. п.;

посуда — кастрюля, посуда — чашка, посуда — тарелка и т. п.;

Читайте также:  Кризисы развития ребенка по выготскому

цветок — гвоздика, цветок — роза, цветок — ромашка и т. п.;

малина, ягода — смородина яблоко, фрукты — банан

овощи и т. п.;

ягода — калина, ягода и т. п.;

фрукты — груша, фрукты и т. п.;

сосна и т. п.

дерево — клен, дерево — береза, дерево и т. д.

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул стулья; кукла куклы; машина машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро ведра; кольцо — кольца и т. п.).

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети — во множественном числе.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.

— Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.

Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.

Дети (хором): Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6—7 лет наиболее простые вари­анты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на и -я.

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает не­сколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.

Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть во­круг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они ви­дят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.

Цель. Упражнять детей в умении из­менять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, а дети образуют от них умень­шительно-ласкательную форму.

Воспитатель Дети (хором)

торт тортик

брат братик

зонт зонтик

мост мостик

кот котик

рот ротик

лист листик

пакет пакетик

хвост хвостик

Цель. Активизировать упо­требление предлогов с пространственным значением и на­речий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с деть­ми путешествует по группе.

— Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)

Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с перыш­ком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.

Детей продолжают учить:

  • на одном выдохе произносить 4—6 отдельных слогов (гав-гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цыпи т. п.); 3—5-слож-ные слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);

  • слитно произносить фразы из 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.

Продолжается работа над дифференцированным дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения необходимо проводить систе­матически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности.

1-й вариант. Цель. Упражнять детей в умении про­износить 3—4 слога на одном выдохе.

Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2—3 раза).

Воспитатель. Наши курочки в окно…

Дети (вдох). Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко!

Воспитатель. А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет…

Дети (вдох). Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель. Наши уточки с утра…

Дети (вдох). Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря!

Воспитатель. Наши гуси у пруда…

Дети (вдох). Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га!

2-й вариант. Цель. Учить произносить фразу с корот­ким вдохом и длительным выдохом.

Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворе­ние.

Воспитатель. Эй, Ванюша, посмотри…

Дети (вдох). Мы пускаем пузыри.

Воспитатель. Красный, синий, голубой.

Дети (вдох). Выбирай себе любой!

Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая коман­да, другую строчку — вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчи­ков и девочек.

1-я команда. Плачет Киска в коридоре.

2-я команда. У нее большое горе.

1-я команда. Злые люди бедной Киске…

2-я команда. Не дают украсть сосиски!

Цель. Упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох но­сом, выдох носом).

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка при грудном вскармливание

При выполнении упражнения можно использовать раз­ные варианты:

— коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохну­ли ртом. Еще раз. И еще раз» — так проигрываются все ва­рианты дыхания);

— выполнение упражнений парами по инструкции воспи­тателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).

Упражнять на одном выдохе произносить 3—4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата — пи-пи-пи-пи»; «Петушок — ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.).

Источник

Людмила Низдерка
Дидактические игры для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4-го года жизни

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить

-различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражению лица, жестам, интонации);

-распознавать по внешним признакам состояние гнева, удивления, спокойствия, радости;

-обсуждайте причины возникновения той или иной эмоции (чувства);

-помогите разобраться, что испытывать, например, чувство гнева неприятно, что никто не любит постоянно сердитых людей;

-объясните, что значит «делиться радостью»;

соотносить свои эмоции с состоянием природы, погодой, происходящими событиями;

-помогите детям осознать, какие настроения и чувства у них вызывает та или иная погода, какое время года больше нравится?

-осознать, как влияет природа на их чувства и настроение;

На примере сказочных персонажей помогите детям понять, что такое «злость» и «доброта», что о человеческих качествах нельзя судить по внешнему виду (молодой или красивый — не обязательно хороший, добрый).

Помогите ребёнку понять, что такое плохое настроение, почему оно может возникать, чем его можно улучшить исправить.

Игры для развития эмоций

Какого цвета солнечный день? При рассматривании картин обращайте внимание ребёнка на то, какие цвета художник использовал, изображая дождливый день или солнечный осенний день. Когда ребёнок рисует, особенно при рисовании пейзажей, обращайте его внимание на подбор цвета. В зависимости от содержания рисунка, советуйте использовать более яркие или более мрачные тона.

Театр Исполняя роль, ставя себя на место какого-нибудь сказочного персонажа, ребёнок может научить»» правильно выражать свои эмоции, выразительно говорить. Эта игра поможет улучшить эмоциональный настрой.

Игра заключается в том, что один игрок выразительно произносит какую-либо фразу, сопровождая её мимикой и жестами, а другой повторяет.

Например,один говорит: «Я маленький веселый котёнок», — весело, мяукая, помахивая «хвостиком». Другой игрок должен точно повторить эту фразу, скопировав и интонацию, и мимику и. жесты. Теперь можно поменяться ролями.

Цвет и чувство Предложите ребёнку раскрасить одежду сказочных героев в зависимости от их эмоционального состояния Например, раскрасить красным цветом одежду весёлого гнома, а жёлтым — грустного.

Используйте аналогичные картинки из раскрасок.

Кот, Петух И Лиса После прочтения русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса» обсудите с ребёнком:

-Почему Петушок попал в беду? (Не послушался кота).

-Какая опасность ему угрожала? (Лиса бы его съела).

-Как вести себя в опасной ситуации? (Брыкаться, громко звать на помощь).

-Разыграйте сценку из сказки: вы — Лиса, хватается ребёнка — Петушка, а тот зовёт Котика. Так ребёнок потренируется громко звать на помощь. Аналогичные игры — сценки можно устроить и после прочтения других сказок с похожим содержанием («Жихарка», «Баба-Яга и Жихарь»)

Потешки — страшилки. Один из приёмов профилактики страхов — высмеивание страшных персонажей. Например, прочитали вы ребёнку сказку про Бабу-Ягу, а потом спойте про неёпесенку-дразнилку:

Бабка Ёжка — костяная ножка

С печки упала, ножку сломала.

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла опять — раздавила сорок пять!

Муравьи В этой игре дети учатся выражать радость с помощью жестов и мимики. Можно играть с одним ребенком или с группой детей.

Взрослый говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела,каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают, пробиваться сквозь толстый слой иголок муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга,радуются приходу весны делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют поэтому общаются жестами». (Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиныи

Читайте также:  Роль биологических и социальных факторов в развитии личности ребенка

танец).

Весело и грустно. Предложите ребёнку рассмотреть картинки и угадать, какая картинка под весёлым стихотворением а какая под грустным. Пусть ребёнок выучит эти короткие стихи и читает их наизусть с соответствующей интонацией.

Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

«Прокати, капитан!»

Зайка

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Карусели Эта игра только создает положительное эмоциональное настроение детей, но и учит их согласовывать свои действия действиями других людей, выполнять действия по команде. Играть могут два человека и более. Все встают в хоровод. В такт словам стихотворения хоровод начинает двигаться в одну сторону постепенно сначала ускоряя, а затем замедляя темп движения и, в конце концов, останавливаясь. Игру можно повторить, двигаясь в другую сторону.

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

Артисты В этой игре ребенок учится выражать чувства с помощью мимики, жестов, позы. После прочтения сказки, например, «Заюшкина избушка»скажите ребенку : «Я буду лиса, а ты медведь. Лиса будет кричать, а медведь испугается. Покажи, как медведь боится». Если ребенок затрудняется, пусть сначала подражает вам. Можно расположиться перед зеркалом и следить за изменением выражения своего лица, позы и т. д.

После прочтения других сказок можно изображать другие чувства. Как грустит Аленушка о братце Иванушке, как радуется Иванушка, став снова мальчиком( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Как огорчены дед и баба («Курочка Ряба»). Как горюет девочка, у которой Гуси-лебеди унесли братца («Гуси-лебеди»). Как сердится медведь, увидев, что его стул сломан, как испугалась Машенька, увидев перед собой медведя(«Три медведя»).

Старайтесь после того, как ребенок изобразит страх или грусть переключиться на положительные эмоции: потанцевать под веселую музык или спеть песенку.

Настроение Эта игра поможет ребенку распознавать эмоции и настроение, лучше понимать себя и других. Покажите ребенку пример, как можно сказать одну и ту же фразу с разной интонацией. Например,фразу : «Где мой мячик?»-можно сказать недовольно, радостно, испугано, грустно. Пусть ребенок тоже произнести фразу по разному.

Когда ребенок натренируется в произношении фраз с разной интонацией,можно поиграть так : вы произносите фразы, а ребенок пытается угадать настроение и наоборот, угадываете вы.

Картинки – эмоции Определять эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам ребенок учится в процессе рассматривания и обсуждения картинок. Предложите ребенку найти картинку, на которой нарисован испуганный человек. Спросите, как он догадался, что человек испугался (закрывается руками или прижимает их к груди, глаза широко раскрыты.)

Куда спряталась темнота часто малыш в своем воображении населяет неизведанные, темные места страшными персонажами.Он даже может бояться свесить ноги с кровати : а вдруг под ней лежит крокодил? Темноту». Возьмите электрический фонарик и загляните с малышом под шкаф, под диван, в темную ванную. При этом разговаривайте с малышом весело и спокойно.

Такие совместные исследования полезны и для снижения страха ребенка перед незнакомыми местами (подвалом, сараем, стенным шкафом)

Говорят, в больших кустах

по ночам таится страх.

Я пошел к большим кустам:

«Кто же там и что же там?»

Зашептали мне ткусты:

«Только мы м только ты,

Только птицы в гнездах.

Только небо в звездах».

(А. Кондратьев)

Усилитель звуков Звуки, особенно громкие и неожиданные, часто вызывают у малышей чувство страха.

Именно такими звуками сопровождается работа электробытовых приборов : пылесоса, кофемолки, электродрели, фена. Знакомя ребенка с этими приборами поближе, вы помогаете ему преодолеть этот страх. Во0первых. Можно изобразить этот прибор. Используя загадки и стихи, например «Пыль увижу – заворчу и проглочу», «Жужжит, не летает – от пыли дом спасает» Озвучьте как ворчит жужжит пылесос, изобразите его. Пусть малыш вас «включает» и «выключает». Потом пусть он сам изобразит пылесос или другие приборы.

В пляс пошла, заголосила,

Зажужжала будто шмель.

В стенке дырку просверлила

Что же это? Это … (дрель).

Что же это,посмотри:

Ветер прячется внутри.

Если включишь, запоет,

Загудит, как самолет.

Станут волосы сухими

Вспомни, как же его имя? (Фен)

Во вторых можно записать звуки на магнитофон, покажите малышу,как можно управлять этим звуком: делать громче- тише, включать — выключать.

Источник