Игры для детского сада развитие талантов ребенка через игру скачать

Классификация игр социо-игровой направленности

Игры для рабочего настроя

— В утренние часы

— Перед занятиями

— на занятиях

— «Передай настроение»,

— «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Используются в утренние часы для положительного психологического настроя, а так же чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность. Постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

— «Волшебный клубочек»,

— «Доброе животное», — «Дружба начинается с улыбки»,

-«Комплименты» и др.

— «Летает – не летает»,

-«Волшебная палочка», -«Разведчики»,

— «Стою, на кого-то смотрю»,

— «Испорченный телефон», и др.

Игры — разминки, разрядки

— «Воробьи-вороны»,

-«Руки-ноги»

— «Два конца, два кольца»,

— « Карлики-великаны»,

— «Встань по пальцам» и др.

Используются: для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому

Игры для приобщения к делу

— «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Эхо», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «Комплимент», «Составь слово» и др.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игры  творческого самоутверждения

— «Животные»,

— «Детские стихи по ролям», — «Да и нет не говорите» ,

— «Озвучивание иллюстраций»,

— «По правде и понарошку», — «Заданные слова», и другие.

При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений

Игры вольные (на воле)

— «Считалки»,

— «Вороны-воробьи»,

— «Горелки»,

— «Прятки» и др

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

-глядеть друг другу в глаза;

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

-две телефонные линии (эстафета) — быстрый неиспорченный телефон.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука — по правой, левая — по левой);

-выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

— выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Читайте также:  Оценка уровня физического развития ребенка дошкольного возраста

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

Памятка для воспитателей    по применению социально – ориентированных игр   и социо-игровых подходов

  1. Будьте партнером в детской игре, идейным организатором новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя – выдумщика.
  2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
  3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
  4. Порадуйтесь любому ответу ребёнка – правильному и неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
  5. Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребёнка, чем заглушить её страхом ошибки.
  6. Не разжёвывайте смысл игры или ситуации так, что бы ребёнку уже нечего было отгадывать, додумывать, понять самому.
  7. Умейте радоваться шуму! Ведь он является результатом общей активности и возможных будущих удач!

Используемые источники:

  1. Шулешко, Е.Е. Социо — игровые подходы в  педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.
  2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить./ Самсонова Л.В. Кукушкина Е.Ю.// Социализация в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека воспитателя).(11)
  3. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо – игровых приёмов обучения дошкольника. — М., 2014.
  4. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  5. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009. 
  6. Запивахина Е.М. Социо- игровые технологии в работе с дошкольниками //Практический журнал. Воспитатель ДОУ. 2015. №5.
  7. // « Справочник старшего воспитателя» № 12,2015г.

Источник

Алсу Ибрагимова
Игры, раскрывающие таланты ребенка

Красивый, цветущий ребенок — тот, у которого гармонично развиваются все способности.

Вот почему мы считаем полезным закончить эту книгу немного своеобразной главой. Вы в ней найдете серию простых игр, направленных на развитие пяти чувств вашего ребенка и, кроме того, сноровки, художественного вкуса, музыкального слуха.

Эти игры имеют еще одно преимущество — для матери они идеальное средство познания собственного дитя. В играх раскроются дарования ребенка, а может быть, и недостатки, о которых вы не подозревали. Помогая ему преодолевать некоторые детские слабости, вы сможете его избавить от больших жизненных трудностей. Ребенок, хорошо приспособленный к жизни, счастлив и удачлив.

Оттачивая его ощущения, восприятия,вы сделаете ему бесценный подарок: дадите возможность осознать и оценить все прекрасное и окружающем его мире. Может быть, вы пробудите в нем артистическое дарование, которое станет источником его радости на всю жизнь.

«Справа» и «слева»

Понятия «правый» и «левый» относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Сколько взрослых прибегают к различным трюкам, чтобы не путать их!

Но это абсолютно необходимые понятия, и нужно, чтобы ребенок постиг их как можно раньше.Не бойтесь повторять упражнения: автоматизм в определении «право- лево» приобретается в результате длительных тренировок.

Ребенок, не умеющий различать, где право, а где лево, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом. Он будет путать направление, то есть плохо ориентироваться в пространстве, и, следовательно, лишится ловкости, непринужденности, что, в свою очередь, приведет к неуравновешенности и трудностям в адаптации.

С восемнадцати месяцев вы можете постепенно приучать малыша к понятиям «правый» и «левый». Например, одевая его,говорите: «Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку», — и сжимаете его правую руку. «А теперь дай левую руку», — и вы берете его за левую руку, но не сжимаете. И так далее. Всегда сжимайте то, что справа (цель — соединить чувства; ребенок будет вспоминать, что «право» — это то, что сжимают). Начиная с трех лет заставляйте его повторять после вас слова «правая» и «левая», сопровождая это жестами. Вы показываете движение, ребенок вам подражает.

Он говорит «вправо» и вытягивает руку вправо.

Читайте также:  Развитие речи ребенка книги для родителей

«Влево» — и вытягивает руку влево.

Топает правой ногой.

Топает левой ногой.

Показывает свое правое ухо.

Показывает свое левое ухо.

Показывает правый глаз.

Показывает левый глаз.

Кладет на голову правую руку.

Кладет на голову левую руку.

Когда эти движения отлично усвоены и выполняются автоматически, вы можете усложнить упражнения. Вместо того чтобы давать команду словами «право», «лево», вы ее даете двумя различными звуками, о которых предварительно договорились с ребенком.

Например, вы ударяете по кастрюле — ребенок отводит руку вправо, топает правой ногой. Вы ударяете по деревяшке — ребенок отводит руку влево, топает левой ногой.

Полноценное видение

Эти упражнения научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание.

1. Что-то лишнее (с четырех лет).

Положите на стол пять различных предметов (например, книгу, куклу, мяч, платок, бутылку). Попросите ребенка внимательно на них посмотреть и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Посмотрев снова, ребенок должен сказать, что изменилось. Можно доводить количество предметов до десяти.

Внимание! Ребенок должен не считать предметы, а увидеть, какой отсутствует или появился дополнительно.

2. Что изменилось? (с четырех лет).

Положите на стол несколько предметов: три-четыре, если ребенок маленький, и до десяти, по мере того как он становится старше. Пусть внимательно на них посмотрит и выйдет из комнаты. Переставьте предметы и попросите ребенка сказать, какие из них не на месте.

3. Необычный предмет (с четырех лет).

Оставьте в комнате предмет, которого обычно здесь не бывает (кастрюлю из кухни, полотенце из ванной комнаты). По мере того как ребенок вырастет и становится искусным в этой игре, берите все более мелкий предмет и кладите его в укромные места.

ребенок вырастает.

4. Чего не хватает? (с пяти лет).

Нарисуйте лицо, в котором недостает какой-нибудь детали. Ребенок должен это обнаружить и дорисовать. Начинайте с чего-то явного, например глаз. Потом услож-няйте упражнение,не дорисовывая все более мелкие детали: брови, ресницы, веки и так далее. Можно делать то же самое, рисуя зверей.

5. Что ты видишь? (с пяти-шести лет).

Предложите ребенку посмотреть на предмет, а потом

описать его. Вначале укажите на большую вещь и попросите ребенка дать общее описание: «Это кресло, оно красное с голубыми цветами, на четырех ножках, у него квадратная спинка.». Потом показывайте все более мелкие предметы и заставляйте ребенка описывать их все более тщательно. «Это лист дерева, у него кружевные края. Он зеленый, у края листа цвет светло-зеленый. На листе видны прожилки. В правом углу маленькая дырочка. Хвостик листа длинный, гладкий.».

Это прекрасное упражнение развивает наблюдательность, и главное — учит ребенка сосредоточиваться (все дети очень рассеянны, что поможет ему успешнее учиться в школе. Наконец, ребенок овладеет искусством анализировать.

Внимание! Это упражнение начинайте делать с 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время. Можно доводить наблюдения до 5 минут.

6. Откуда ветер? (с пяти лет).

Ребенок держит лист тонкой бумаги. Вы дуете на лист сначала справа, потом слева. Покажите ребенку, как лист наклоняется. Покажите в саду, в лесу, в парке, как определить, откуда дует ветер, наблюдая за склоняющимися ветвями деревьев, кустов.

7. Тень и свет (с шести лет).

Покажите,как падает тень от освещенного предмета: справа, слева, сверху вниз.

Потом покажите, как падает свет на картинах, фотографиях. Это развивает художественный вкус.

Научите ребенка различать цвета

С пятнадцати месяцев ребенокможет называть простые цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать их твердо.

1. Как образуются цвета? (с пяти-шести лет).

Возьмите лист белой бумаги и несколько листьев

прозрачной бумаги (целлофан) голубого, красного, желтого и черного цветов.

Вы показываете их ребенку и говорите:

— Если ты положишь на белый лист бумаги красный, а затем голубой, то получишь фиолетовый цвет.

— Голубой и желтый — зеленый.

— Желтый и красный — оранжевый.

— Красный и белый — розовый.

— Черный и белый — серый.

Потом попросите ребенка образовать эти цвета цветными карандашами.

Эта игра развивает художественный вкус и стремление к творчеству.

2. Что такое оттенок?

Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков.

Возьмите четыре белых листа бумаги, на первый положите голубой целлофан, на второй — два голубых и так далее. Получится четыре голубых оттенка — от бледно- голубого до темно-голубого.

Дайте ребенку листы бумаги одного цвета, но различных оттенков и попросите классифицировать от светлого до темного (в пять лет он должен уметь классифицировать шесть оттенков, в шесть лет — десять).

Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и две красные, голубая и три красные и так далее.

Потом ребенок должен воспроизвести оттенки с помощью цветных карандашей. Для лучшего усвоения сравните понятие «оттенок» с понятием «величина». Вырежьте четыре прямоугольника разного размера. Попросите ребенка классифицировать их по величине, а потом раскрасить, например, в голубые цвета — с бледно-голубого до темно- голубого в соответствии с размером (самый маленький — бледно-голубой и так далее).

Эти игры забавляют детей, а также развивают их художественный вкус и зрительное восприятие.

Источник

О МАСТЕРСТВЕ СОЗДАНИЯ ИГР

В 1656г. по приказу царя Алексея Михайлови­ча была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», то есть сборник правил соколиной охо­ты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к «Уряднику» Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку, напоминав­шую охотникам, чтобы они, увлекаясь потехой, не забывали о службе государству: «Правды же и суда, и милостивыя любовь, и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

МУДРОСТЬ ЦАРСКОГО НАСТАВЛЕНИЯ

Собственноручная приписка Алексея Михайловича стала пословицей. Только вот беда, толковать её стали не совсем правильно, понимая под словом «время» большую часть, а под словом «час» — меньшую. Поэтому вместо «и потехе час» говорить стали «а потехе час».

Читайте также:  Все о развитии ребенка до года по месяцам таблица

Но царь и не помышлял о том, чтоб потехе из целого времени отдавался только один час. Его слова выражали мысль, что всему нужно время: и делу, и потехе.

Царское наставление становится актуальным, если вспомнить, что ситуация, когда время дела и время поте­хи сливаются в единое целое, называется игрой (вспом­ните, например, Олимпийские игры или математические игры).

Тогда как некоторые из воспитателей под игрой по­нимают только потеху, развлечение и не видят в ней серьёзного дела. Отсюда и установка, что «сначала мы, дорогие детки, позанимаемся, а потом поиграем». Социо-игровая педагогика, заботясь о физическом здоровье де­тей, отвергает подобное противопоставление.

ПОТЕШНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Известно, что врачи постоянно напоминают о том, что нельзя настаивать на продолжительном соблюдении детьми статичной позы на стуле (особенно за столом — а для детей до шести лет это вообще категорически за­прещено). Интересно, что о вреде статичной позы для взрослых медики столь настойчиво не говорят. Да в этом и нет надобности — попробуй нас заставь, в отличие от детей дошкольного возраста, долго просидеть на стуле, сложив ручки и аккуратно поставив ножки. А ведь ор­ганизм взрослого гораздо более вынослив, нежели несформировавшийся детский!

При социо-игровом подходе воспитателя к своим обу­чающим занятиям с детьми (на которых нужно будет или сочинять рассказы, или решать задачи, или петь песни) все участники — как слушающие, так и говорящие — мо­гут в это время не только сидеть, но и расхаживать или даже подпрыгивать. Но если возникающий при этом еди­ный игровой характер расчленить на части: сначала мы, сидя, попоём, а потом под музыку походим, — то будет страдать как дело (пение), так и потеха (хождение).

Дело из живого и ребёнку интересного (к тому же для его развития полезного) превратится в калечащую обязаловку. В такую же скучную обязаловку превратит­ся и потеха. Вместо живой и цельной игры на занятии воцарится пугающая дидактика, столь удобная для по­каза проверяющим инстанциям.

Потеха и забава возникают из особого, необычного сочетания разнохарактерных условий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать других и говорить с ними), и тогда дела становятся потехой, что всё вместе порождает игру.

Так будем на занятиях в современных следовать наставлению Алексея Михайловича! То есть использовать время сразу и для дела, и для потехи, за­ново возрождая хорошо забытое старое.

Если забава, потеха связываются с чем-то очень лёг­ким, доступным, а дело — с трудным, напряжённым, то в игре досадное противопоставление исчезает. В игре соче­тается и то и другое, иначе она перестаёт был .

Воспитатели авторитарного склада говорят: если мы детей всё время будем обучать в игре, то пусть даже они и многому обучатся, но они привыкнут делать толь­ко то, что интересно, и не будут подготовлены к жизни. Воспитатели же игрового склада ставят вопрос по-дру­гому: если дети будут обучаться в игре, то они не только многому обучатся и не только сохранят своё здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой рабо­те можно увидеть интерес и выполнять её с подлинным желанием (то есть с субъективным чувством личного стремления к качеству).

В результате педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство созда­ния игр.

УМЕТЬ «ПРИПЛЕСТИ» К ДЕЛУ

Даже для взрослых, собравшихся на занятия, напри­мер, курсов повышения квалификации, примитивное задание, позволяющее всем вместе хотя бы просто по­двигать руками, ногами, частью туловища, доставляет неподдельную радость. А вместе с неожиданными дви­жениями «и руками, и ногами» неожиданно и головы на­чинают работать как-то по-новому.

Для дошкольников различные движения, передвиже­ния, перестановки (особенно если они умело приплетены к делу) наполняют обучающие занятия полноценны­ми впечатлениями о себе, о других, о предполагаемых мнениях других о себе и о связях всего этого между со­бой. Но ортодоксальным воспитателям всё это кажется неуместным. Да и методисту, отвыкшему от лицезрения жизнерадостных занятий, трудно относиться спокойно к «зашкаливающим» (с непривычки) проявлениям инте­реса у учеников.

Двигательная активность раскрепощает поведение (и общение) детей. И если оно «зашкаливает» или «раз­болтано», то, конечно, взрослому приходится «попотеть», импровизируя на ходу.

Когда проблемы живого общения отсекаются от изу­чения программной темы в самостоятельный материал, то страдает и общение, и развитие, и обучение.

В ликах жизни можно разглядеть всегда присутствую­щую диалектику. Диалектика живого обучения связана и с отношением воспитателя к теме занятий как к пред­логу для бессловесного обучения чему-то другому, не­преходящему, общечеловеческому. Тогда работа воспи­тателя становится , помогающим детям жить полноценно и насыщенно. И первыми ступеньками на каждой из лестниц многочисленных этажей этого искус­ства является умение воспитателя приплетать к учебно­му делу различные — как ожиданные, так и неожидан­ные — движения, перемещения и действия обучаемых детей.

Интересно, что в некоторых учебных заведениях по отношению к социо-игровым технологиям наблюдается такая печальная особенность. Учителя средней школы кивают на начальные классы: «Это у них есть время для движений, передвижений и различных перестановок. А у нас — программа, сложный материал, график про­верок! Наши же ученики — ничего не понимают, не знают, не помнят и не хотят. Но когда-нибудь, конечно, попробуем».

Учителя же начальных классов, в свою очередь, указуют на воспитателей детских садов: «Хлопать в ладоши, топать ногами, замирать — на всё это у нас ну просто нет времени! Вот в детском саду — там все условия!»

Воспитатели же детских садов (ещё не начавших жить по-новому), потупив глаза, тихо шепчут: «Нам же к школе надо готовить, и так еле-еле успеваем. А этой ерундой нам заниматься некогда…»

Неужели круг навсегда замкнулся и выбраться из него нет никакой возможности?..

Источник