Игровые технологии в речевом развитие ребенка

Игровые технологии в речевом развитие ребенка thumbnail

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи  необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4­5 лет).В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Психолого­педагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников

использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, 

делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, 

следовательно, и более эффективным.

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

1.дидактическая игра.

2.Театрализованные игры

3.Пальчиковые игры 

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений,

5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков

1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,

 Дидактическая игра представляет собой многословное,

сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения

детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками),
  • настольно­печатные игры,
  • словесные игры.

Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста

рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  • — игры – драматизации;
  • -режиссерские игры.

2.1  В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома —  частокол

Тук-тук  — дверь открой

Заходите, я не злой

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений…

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

 Сочинительство.

Сочинение стихотворений. По мотивам японской поэзии

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

« Салат из сказок» смешивание разных сказок

« Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель

« Изменение характера персонажей» старая сказка на новый лад

« Использование моделей» картинки-геометрические фигуры

« Введение в сказку новых атрибутов» волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

« Введение новых героев» как сказочных, так и современных

« Тематические сказки» цветочные, ягодные и т.д.

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

Читайте также:  Влияние пения на развитие личности ребенка

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Источник

Валентина Власкина
Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников

Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачи:

-развитие звуковой и интонационной культуры речи,

— владение речью как средством общения и культуры,

— обогащение активного словаря,

развитие связной речи,

-формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи,

-предпосылки обучения грамоте,

— знакомство с книжной культурой,

развитие речевого творчества.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

В игре нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.

Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

Между речью и игройсуществует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи, так как в нашем детском саду есть группы комбинированной направленности с речевыми нарушениями детей. Игровые технологии, используемыев нашем детском саду это:

— пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;

-используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей;

-в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов — телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно;

— в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют зна-ния в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках.К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки;

— хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;

— игры – драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности;

— дидактические игры, позволяющие приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

В этом учебном году в нашем детском саду «Солнышко»реализовывалась задача: «Совершенствовать работу педагогов по развитию речи детей с помощью дидактических игр, через различные виды деятельности». И я хочу остановиться на них более подробно. Внутри детского сада был объявлен конкурс на лучшую дидактическую игру по лексико-грамматическому строю речи, лучшие были отобраны для публикации сборника дидактических игр по развитию речив рамках сетевого взаимодействия пилотных площадок это: «Веселый огород», «Фруктовый сад», «Мир животных», «Лес – полон сказок и чудес», «Волшебный барабан», «Мои эмоции». Благодаря, использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей.

Читайте также:  Американская система развития ребенка от а до я

Педагоги и родители нашего ДОУ в этом учебном году принимали активное участие в изготовлении лэпбуков по тематическим неделям,с которыми участвовали в районном конкурсе: «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы или обучения», где заняли победные места. Данные пособия активно используются педагогами нашего детского сада в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим,например: тема «Хлеб — всему голова», «Зима», «Правила дорожного движения», «Весна идет – весне дорогу» и другие.

Все «лэпбуки» направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.

Несомненно, дидактические игры и методические пособия «Лэпбук» являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 х. Джумайловка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Роль игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации для педагогов

Воспитатель Чернодуб Олеся Сергеевна

х. Джумайловка

2019 год

Речь- великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р.Эмерсон.

«Игра- это искра, заживляющая огонек пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Введение

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, тем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые я ставлю перед собой и детьми. Педагогические инновации изменяют и совершенствуют процесс обучения.

Актуальность.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтении.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые я ставлю перед собой и детьми. Такие педагогические инновации изменяют и совершенствуют дальнейший процесс обучения.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, в разных видах детской игровой деятельности.

Задачи:
— Обогащение, уточнение и активизация словаря у детей, на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения.
— Организация развивающей речевой среды.
— Целенаправленное развитие речи, с помощью выполнения игровых упражнений с детьми имеющими задержку речевого развития, с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки и др.) а так-же тексты с худ словом.
— Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – творческий

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

*дети старшего дошкольного возраста

*воспитатель

*родители

По продолжительности: краткосрочный (август-сентябрь)

Предлагаемый детям в ходе проекта наглядный материал был доступен, прост и понятен. Мы стремились к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. Обязательное подкрепление демонстрации речью!

Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения. Игровые технологии и их роль в развитии речи дошкольников, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе .Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Содержательный момент

В своей практической деятельности, я применяю следующие игровые технологии в развитии речи дошкольного возраста.

— Подвижные игры с текстами

— Народные и хороводные игры

— Игры драматизации

— Словесные игры

— Сюжетно ролевые игры.

— Настольно печатные дидактические игры

— Игры с обычными игрушками

— Игры с мячом

— Пальчиковые игры

Подвижные игры с текстами

Эти игры не редко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием, являются одним из эффективных методов развития речи детей: «Ах платочек ты платочек», «Где мы были мы не скажем», «Черное чернило» , «Мы катаем снежный ком» и др.

Читайте также:  Шестой месяц ребенку развитие питание таблица

Народные — хороводные игры и упражнения

Являются не только первой ступенькой в развитии творческих способностей у детей. А так-же способствуют развитию речевой активации, имеют положительное значение в коррекционном обучении детей с нарушением речи. И положительно сказываются на исправлении речи у дошкольников.«Теремок», «Как на масленичной неделе, мы пекли блины и ели…»,

Игры драматизации

Активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи. При этом важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями: «Заюшкина избушка», «Репка».

Словесные игры
Способствуют развитию слуховой памяти, внимания коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Небылицы», «Так бывает или нет», «Испорченный телефон».

Игра

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кто позвал», «Испорченный телефон» (под руководством воспитателя).

Сюжетно ролевая игра — королева игр.

Играет важную роль в развитии речи дошкольников. Она практически единственная область, где ребенок проявляет свою инициативу и творческую активность.

Сюжетно ролевая игра содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых: «На приеме у доктора», «Мы строители», «Парикмахерская».

Настольно-печатные дидактические игры.


Это форма обучаемого воздействия педагогов на ребенка.
Они используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
«Что растет в саду», «Что растет в лесу», Что растет в огороде»,
«Кому что нужно»(по профессиям), «Лото», «Что изменилось», «Волшебные палочки Кюизенера».

Игры с предметами или игрушками


Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось», «Найди и назови правильно», «Чьи это детки», «Магазин».

В основном для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира является — зрительный.
Это еще раз подчеркивает необходимость включения в систему работы методов и приемов активации зрительного анализатора.
Применение игровых технологий направленных на развитие зрительного восприятия, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи — очень важному условию реализации любой деятельности.

Игровые упражнения с обычными игрушками

Можно использовать во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и других режимных моментах. Игры: «Кто где стоит», «Что изменилось».

Игры с мячом
В обогащении словаря ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, значимое значение имеют игры с мячом которые способствуют развитию моторных навыков у детей.

Игры с мячом могут быть универсальны и индивидуальны:
— «Мяч бросай и животных называй»,
— «Мяч бросай фрукты четко называй»,

— «Кто где живет»
— «Скажи ласково»,

— «Что происходит в природе»
— «Составь предложение»,

— «Подскажи словечко»
— «Веселый счет» и др.

Пальчиковые игры
Всем известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики рук не только в образовательную деятельность детей, но и в свободную минутку режимных моментов.

— Игра «Два гуся»

— Дружат в нашей группе

— Дидактическое пособие: «Веселая фасолька»,

— Дидактическое пособие: «Волшебные прищепки»

— Дидактическое пособие «Сенсорный куб»

Вывод.

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением игровых  технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Все игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Спасибо за внимание!

Литература

-Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С., Ушакова, Е.М. Струнина. –М. : Владос, 2004. –288 с

-Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.

— Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Высшая школа, 1999. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты.

-Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 2001.

Источник