Игровые модули в развитии игровых навыков ребенка

Игровые модули в развитии игровых навыков ребенка thumbnail

Организация адекватной психическим и физическим возможностям ребенка предметно-игровой среды в детском саду и семье является важнейшим условием становления и развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Проблема поиска новых подходов к подбору игрового окружения дошкольников изучалась и продолжает изучаться учеными различных областей: педагогами, психологами, медиками, дизайнерами и т.д.

В научной литературе выделяется довольно широкий спектр требований, которым должна отвечать предметно-игровая среда на современном этапе. Среди них такие, как гибкость, трансформируемость, многофункциональность, транспортируемость. Однако, несмотря на многочисленность и различие мнений, большинство исследователей единодушны в главном принципиальном вопросе, касающемся основной функции и значения игрового пространства для своевременного и полноценного развития ребенка-дошкольника.

Игровая среда как в детском саду, так и в семье должна быть развивающей, т.е., выражаясь языком психологов, создавать для детей зону ближайшего развития, подготавливать их к жизни в условиях постоянно усложняющегося предметного мира. Предметно-игровое окружение должно стать для ребенка познавательно-эвристической моделью, позволяющей осуществлять самостоятельную исследовательско-поисковую деятельность. Этим требованиям в полной мере отвечает модульная игровая среда.

Идея создания модулей принадлежит кандидату архитектуры, профессору А. А. Овчинникову и относится к началу 70-х годов прошлого столетия.

Свое название модульная среда получила от слова “модуль”— это заимствованная из архитектуры и строительства единица, которая используется для координации размеров постройки и приведения в гармоническое соотнесение частей и целого. Входящие в состав игрового материала модули — это легкие, мягкие, устойчивые, геометрические формы: призма, цилиндр, куб, параллелепипед, выполненные из пенополиуретана и обтянутые кожей ярких цветов.

Все объемные элементы модульной среды ориентированы на размеры игрушек средней и крупной величины и соразмерны росту ребенка. Сторона основного куба равна 250—500 мм; высота граней параллелепипеда равна 250—750 мм; основание призмы — 350—700 мм; радиус основания цилиндра — 150—300 мм. Вес деталей — от 1,5 до 3-4 кг. Они соразмерны по своим габаритам. К примеру, большой параллелепипед может быть выполнен из двух более мелких по размеру кубов или еще более мелких четырех параллелепипедов. Таким образом, каждая геометрическая форма модульного оборудования представлена различными размерами: большим, средним и малым.

Сомасштабность и конструктивные особенности модульных форм обеспечивают многовариантность их сборки и разборки в процессе игры, также удобство их хранения. Храниться они могут на стеллажах или на полу, являясь частью интерьера групповой комнаты и одновременно игровым оборудованием.

Говоря об игровом использовании модулей детьми, надо сказать, что с одной стороны, они (по функциональным свойствам) являются крупным строительным материалом, при помощи которого ребенок может самостоятельно моделировать необходимое ему игровое пространство. То есть в данной ситуации модули используются в качестве предметного тона игры. Например, дошкольник может построить дом для кукол, выполнив стены, окна, входную дверь, балкон и т.д. (так как размеры модулей соответствуют росту ребенка, в таком доме он может “жить” и сам).

С другой стороны, из модулей дети могут соорудить разнообразную мебель, как для кукол, так и для себя. Это могут быть стол, стул, кровать, газовая плита, холодильник, телевизор, пианино и др.

Кроме того, модули — это еще и крупные предметы-заместители. Они сами по себе, без создания из них каких-либо построек, могут выполнять функцию игрушки или предмета с легко меняющимся назначением в зависимости от сюжета игры. Так, крупный куб может быть столом, стулом, телевизором и т.п. Как видим, возможности игрового использования модульного материала довольно обширны. Главное его достоинство в том, что входящие в его состав модули служат одновременно и элементами предметно-игровой среды, и мебелью, используемой с разными целями, и игрушкой с изменяющимся назначением, и пособием для физкультуры. Составляющие формы модульного оборудования, их количество могут варьироваться в разных возрастных группах.

Так, детям второго и третьего года жизни достаточно 1-2 десятков единиц, т.к. игровой опыт малышей невелик, сюжет неразвит и поэтому достаточно такого количества для того, чтобы выполнить единичные постройки игры: автобус, поезд, машину, мебель для кукол, гараж и т.д.

Дошкольникам более старшего возраста, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности, для игр необходимо большее количество модульных форм (30-50). Это позволит им развернуть интересные коллективные игры, объединяющие сразу несколько сюжетов: “Семья” + “Автобус” + “Аптека”; “Автобус” + “Детский сад” + “Магазин” + “Семья” и т.д. Достаточное количество модульного материала позволит избежать возникающих между детьми разногласий по поводу принятия на себя главных ролей. Если оба ребенка пожелают быть водителями, каждый из них может построить свою машину, воплотив свой игровой замысел.

Например, в качестве модульных форм можно использовать ненужные картонные коробки разных размеров, обтянутые тканью или клеенкой. Можно также сшить модульные геометрические формы из клеенки, дермантина, кожи и наполнить их обрезками паралона, меха, ткани или любыми другими легкими отходами. А если воспитатель будет выполнять такой материал на глазах у детей при их непосредственном участии, то интерес к нему будет двойной. Этот материал, безусловно, привлечет внимание детей, будет способствовать развертыванию интересных сюжетов игр.

Каковы же особенности руководства играми дошкольников с модулями?

Воспитатель детского сада может опираться на хорошо известный арсенал приемов и методов формирования игры у детей дошкольного возраста, среди этих приемов важное место занимают: создание игровой обстановки, организация подсказывающих сюжетных ситуаций, внесение дополнительных игрушек и атрибутов или их изготовление совместно с воспитанниками.

Хорошо организовать для детей подсказывающую игровую ситуацию, т.е. построить из модулей несколько построек в контексте определенного сюжета до их прихода в детский сад (стол, стул, кукла, посуда; кровать с постельными принадлежностями, кукла; кукла в ванной, кубик-мыло, полотенце и т.п.). В данном случае взрослый как бы демонстрирует детям готовые варианты организации игровой среды из модулей.

Малыши обычно, придя в группу, радуются постройкам и быстро включаются в предложенные им ситуации. Постепенно они усваивают опыт создания различных предметов из модульного материала. Чтобы проверить, насколько хорошо дети запомнили правильное расположение частей какого-либо строения, воспитатель может воспользоваться приемом его “случайного разрушения”, под каким-нибудь предлогом, подойти к играющим, “нечаянно” задеть сооружение модулей, затем извиниться и попросить ребят “починить” постройку.

Если дошкольники безошибочно справятся с задачей, то для последующих игр можно предложить полуготовые постройки.

Также до прихода детей в группу построить знакомые предметы, но при этом не построить у них некоторые части. Ими должны быть второстепенные детали, отсутствие которых не помешало бы восприятию и узнаванию объекта. Если это постройка машины, то кабина должна быть четко обозначена, а вот у кузова может не хватать 1-2 деталей, вместо 4 колес, воспитатель может построить 2, остальные ребята достраивают самостоятельно. При постройке дома можно оставить незавершенной часть стены, дверь, окно. В большинстве случаев дети сразу замечают недостатки и приступают к устранению, как в ситуации, когда воспитатель “случайно” разрушал постройки. Затем начинают играть.

Если дошкольник довольствуется любой формой строения и не выполняет никаких действий по его достраиванию, необходимо дать ему понять, что с неготовой постройкой играть нельзя, а для этого попытаться включить ребёнка в активизирующее общение: “Что-то ваша машина плохо едет, трясётся, стучит? Может она неисправна?”

Если косвенную формулировку игровой задачи ребёнок не принимает, воспитатель может применить прямые приемы руководства: “Водитель, ваша машина неисправна, у неё нет колес, надо её починить.” Так постепенно дети усваивают необходимые конструктивные навыки, вначале, достраивая полуготовые постройки, а в дальнейшем, создавая свои.

Когда дети освоят игру с единичными, отдельными постройками из модулей, воспитатель подводит их к использованию нескольких построек в рамках одной игры. Для этого он вначале сам или совместно с кем-то из детей возводит постройки в логической последовательности — “Гараж”, на некотором расстоянии — “Бензоколонка”. Дополнительно можно построить “Медпункт”, “Столовую”, “Пункт автосервиса”, “Магазин”.

При этом важно найти способ обозначения построек для узнавания их детьми. Это могут быть сюжетные картинки, схематические изображения, в старших группах — вывеска (пост ГАИ). Дополнительный материал в данном случае обеспечивает смысловой оттенок игры с предметами-модулями.

Чем младше ребёнок, тем в большей степени ему необходимо дополнение к модулям.

Им могут быть сюжетные игрушки, различный строительный материал, природный и бросовый материал, а также обычное физкультурное оборудование, выступающее в роли крупных предметов-заместителей. Так, дети охотно превращают дугу для подлезания во входную дверь, туннель или подземный переход в зависимости от игрового замысла, Обруч может быть зеркалом, висящим на стене или стоящим на полу, а может превратиться в лужу после дождя, которую надо обойти или перепрыгнуть, чтобы “не замочить ноги”. Стойки для прыжков в высоту с натянутой посредине скакалкой приобретают вид сушки для белья, и с успехом используются ребятами в игре, тем самым, делая ее более разнообразной и увлекательной.

Положительное влияние на игровую активность дошкольников оказывает обеспечение новизны модульного игрового оборудования в группе, внесение разных по размеру и форме модулей, перемещение их в разные места, внесение дополнительных атрибутов для игры и т.д. Это оживляет детскую игру.

В значительной степени активная деятельность дошкольников с предметами-модулями зависит от уровня сформированности у них игровых навыков и умений, т.е. от уровня развития самой творческой игры. Если игровая деятельность ребёнка носит неразвитый характер, он не умеет самостоятельно выбрать тему игры, развить сюжет, развернуть игровое действие, найти средства для его реализации — такая деятельность будет мало содержательной и с модульными формами.

Предлагая детям игровые модули, важно точно знать, каков у них уровень развития игры, для того чтобы грамотно подойти к выбору приемов и методов формирующего педагогического воздействия (непосредственное и опосредованное).

Самостоятельные творческие игры с модульным материалом также невозможны без овладения дошкольниками конструктивными умениями и навыками. Чем выше уровень их развития у ребенка, тем богаче, разнообразнее и содержательнее будет его игровая деятельность с крупными, полифункциональными, средообразующими предметами-модулями.

Мы попытались раскрыть лишь некоторые аспекты игровой деятельности дошкольников в условиях модульной игровой среды. Надеемся, что данная проблема заинтересует практических работников, направит их по пути творческого поиска вариантов организации предметно-игровой среды в детском саду.

Е.А. Зачарченко

Источник

Департамент образования и науки Тюменской области

Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников образования и науки РФ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Модуль игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды

Гелехановой Анастасии Васильевны,

воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18

комбинированного вида

города Тюмени

2013 г.

Содержание 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы организации предметно-  

                развивающей среды  группы

    Принципы организации предметно-развивающей среды группы

    4

      Особенности организации предметно-игровой среды  для детей 4-5 лет

      5

      Глава 2.   Модуль – игра, как средство организации  

                       универсальной предметно-игровой среды

      2.1.

      Применение «Модуль – игры» в различных видах  детской    деятельности

      5

      2.2.

      Использование модулей в образовательном процессе

      7

      Глава 3.  «Оценка уровня популярности применения                            

                      мягких модулей в самостоятельной игровой                      

                      деятельности детей»

      Заключение                                                                                                      

         9

      Литература                                                                                               9                   

      Приложения                                                                                              10

      Введение

      Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

      Е.И. Тихеева

         Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.

         Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной общеобразовательной программы. Также важным фактором успеха, является соответствие предметной среды тематическому планированию.

         Следовательно, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Также, при организации образовательной среды важно учитывать универсальность и  многофункциональность игр. При этом  среда не должна быть загромождена, чтобы не сковывать двигательную активность детей. И мы озадачились, каким же образом создать универсальную предметно – игровую среду.

         На данный вопрос мы нашли ответ в работах Новоселовой С.Л.. Автор предлагает реализацию основных требований к организации развивающей среды  в ДОУ через применение системы «Модуль-игра».

         Цель работы: создание универсальной предметно-развивающей среды, направленной на развитие игровой деятельности детей.  

         Задачи:

      1. Раскрыть возможности универсальных игровых модулей для развития игровой деятельности детей.
      2. Разработать картотеку игр, с применением мягких модулей.
      3. Выявить уровень популярности использования «Модуль – игры» среди детей группы.

         Решение поставленных задач, позволит создать в группе универсальную предметно-игровую среду, подходящую для организации различных видов игр.

      Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды  группы

      1. Принципы организации предметно-развивающей среды группы

         В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов. Согласно федеральным  государственным требованиям к условиям реализации ООП дошкольного образования при создании предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо соблюдение следующих принципов (рисунок 1):

      Рисунок 1

      1. Информативности – предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
      2. Вариативности – определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
      3. Полифункциональности – предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
      4. Педагогической целесообразности – позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
      5. Трансформируемости – обеспечивает возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяет вынести на первый план ту или иную функцию пространства по ситуации.

         Итак, среда должна способствовать развитию игровой деятельности. Немаловажное значение имеет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

      1. Особенности организации предметно-игровой среды  для детей 4-5 лет

          Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

         На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх.

          Главными педагогическими задачами на данном этапе становятся: развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения; обогащение содержания игровых действий; формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог; стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

         Характерными особенностями данной возрастной группы является также то, что дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые с использованием имитации. С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал [2].

         Таким образом, учитывая возрастные особенности, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми данной  возрастной категории, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания, и в результате – возникает совершенно неестественное для дошкольников отсутствие интереса к игре.

      Глава 2.   Модуль – игра как средство организации универсальной предметно-игровой   среды

      2.1. Применение «Модуль – игры» в различных видах детской  деятельности

         Исходя из общих требований к организации предметно-развивающей среды,  мы убедились в том, что детям необходимы такие игрушки, с которыми они могли бы играть очень долго, открывая в них все новые и новые возможности, которые побуждали бы детей к творческому отражению действительности, рождали бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности.

          Новоселова С.Л. рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, которую автор называет, система «Модуль-игра».

          «Модуль-игра», представляет собой модули из поролона, обтянутого искусственной кожей разного цвета. Все элементы разной геометрической формы и размера. Ребенок может сложить из них куб, либо, раскидав эти модули по комнате, сделать из них стол, стул, кроватку, машинку. То есть, это, как бы, мебель-игрушка. Система этих модулей позволяет ребенку дошкольного возраста выплеснуть всю фантазию, которая у него рождается в голове, в процессе игры.

         В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных, крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре.

          Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразующими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой комнаты. По ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду. Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов, при их сооружении, что вызывает у них радость.

         Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков), толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах, т.е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Таким образом, возникает психолого-педагогическая задача – побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. «Модуль – игра»  имеет уникальную педагогическую ценность для организации пространственного конструирования, развития детского воображения, проектного мышления и для повышения динамичности движений играющих детей [4].

            Наше воображение формируется в детстве. И игра с мягкими модулями не только способствует развитию у ребенка фантазии, но и дает возможность воплотить образы своей фантазии в игре. Ведь на самом деле нет стола, нет холодильника, а есть предметы в форме куба или параллелепипеда, которые дети наделяют игровым значением.

         Таким образом, игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у детей положительные эмоции и речевую активность. «Модуль – игра» многофункциональна, и выступает, как средство организации универсальной предметно-игровой среды, которая побуждает детей к творческому отражению действительности, вызывает у них познавательные интересы, инициативность в их деятельности.

      2.2. Использование модулей в образовательном процессе.

         Для эффективной организации образовательной деятельности очень важен выбор средств. Для дошкольников игра является не только местом приобретения знаний, но и ареной для самовыражения, самореализации своих возможностей. При отборе содержания игр необходимо учитывать интересы, желания, склонности и способности детей. Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки, чистоговорки, как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми. В таблице приведены варианты использования мягких модулей в образовательном процессе.

      Тема недели

      Задачи

      Варианты использования модулей

      Осень

      — Учить осуществлять простейший анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества (цвет, форму, величину);

      — Оптимизировать двигательную активность детей;

      Перемещение модулей в игровом пространстве группы в соответствии с инструкцией.

      Познакомить с понятиями «Высокий, низкий» (Приложение 1 рис. 5), «Узкие ворота, широкие»

      Построение конструкций для подвижных игр.

      Я

      в мире человек

      -Учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку;

      -Учить отражать в своих конструкциях имеющиеся представления из своего опыта, закреплять конструкторские навыки (приставлять, прикладывать, перекрывать, комбинировать детали); 

      -Знакомить с профессиями;

      С-р игры «Строители», «Ж/д вокзал» (Приложение 1, рис. 7)  «Аэропорт»;

      Мой город, моя страна

      — Способствовать развитию творческого воображения;

      -Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

      Закреплять  произношение слов определяющих пространственные понятия (внизу, наверху, позади, впереди);

      С-р игры «Города», «На улице»,

      «Домик для куклы с мишкой»,

      Зима

      Развивать умение устанавливать ассоциативные связи;

      Формировать умения создавать коллективные конструкции;

      Театрализованные игры «Заюшкина избушка»; «Хоровод»

      Знакомство с народной культурой и традициями

      Стимулировать творчество и самостоятельность, способствовать их речевому и игровому общению;

      Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Обыгрывание потешек, чистоговорок,  

      с использованием модулей («Паровоз», «Калачи», с-р игра «Чаепитие» (Приложение1, рис. 6)  «Колесо», «Автобус», ) 

      (Приложение 1, рис. 3)

      Весна

      Развивать экспериментально – исследовательскую деятельность

       Эксперимент «Соотношение веса и величины»

      День Победы

      Знакомить с военными профессиями, техникой

      с/р игры «Танкисты»

      «Моряки», «Летчики»

      Лето

      Развивать творческое воображение, мышление

      Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

      с/р игра «Мы по морю плывем» (Приложение 1, рис. 4)

      Глава 3.  Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей

          С целью определения уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей мы провели диагностические наблюдения.

      Ход исследования: данные наблюдения могут быть использованы при индивидуальном обследовании ребенка, а также могут применяться для групповой диагностики. Предложенные  наблюдения следует выполнять в разные дни:

      1. Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули. (10 баллов)
      2. Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули (8 баллов)
      3. Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит. (5 баллов)
      4. Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса. (0 баллов)

      Результаты проведенных диагностических мероприятий отражены в таблице. (Приложение 2). Более наглядно результаты представлены в диаграмме, на которой видно, что в течение двух недель дети самостоятельно придумывали игры, и активно использовали  в своей деятельности мягкие модули (60 баллов). Также, дети самостоятельно разыгрывали сюжет, по предложенной игре, используя  модули (32 балла).

      Заключение

          Конструирование из мягких модулей — это своеобразная творчески-продуктивная деятельность. Обучение при помощи мягких модулей, поддерживает интерес детей, активизирует познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки, развивает двигательную активность, пространственное мышление.

         Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

         Мы убедились на практике, что система «Модуль-игра» позволяет самим детям и вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. И предметно-игровая среда становится развивающей, т.е. она позволяет функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.  

      Литература

      1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224с
      2. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160с.
      3. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
      4. Новоселова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно – игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004.  – 40с.

      Приложение 1

      Рисунок 7

      С-р игра «Поезд»

      Рисунок 3

      С-р игра «Мы в автобусе сидим»

      Рисунок 4

      С-р игра «Мы по морю плывем»

      Рисунок 5

      «Высокая – низкая башня»

      Рисунок 6

      С-р игра «Чаепитие»

      Приложение 2

      Результаты наблюдения «Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей»

                 Дата (январь)

      Критерии

      14

      15

      16

      17

      18

      21

      22

      23

      24

      25

      Результат

      Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули.

      10

      10

      10

      10

      10

      10

        60 баллов

      Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули

      8

      8

      8

      8

      32 балла

      Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит

      0 баллов

      Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса

      0 баллов

      Источник