Игровая коррекция эмоционального развития ребенка

Елена Герасимова
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Игра дает первые возможности для самовоспитания дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребенок должен соотносить свое поведение с требованиями принятой на себя роли. Игра оказывает терапевтическое воздействие на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т. е. Отреагировать на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутанны и неприятны. Игра для дошкольников – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Таким образом именно игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить 2 основных направления практического использования игр в работе дошкольников:

1 направление – «недирективная игровая терапия».Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослым. (Взрослый избегает директив, указаний и оценок, ребенок играет так как ему захочется.)

2 направление — использование в практике специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребенка, обучать его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игру детей можно достаточно оценить, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Большинство нормально развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где трудно найти слова.

Если же детские проблемы внешне малоизвестны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незаметных факторов» на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных — нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний.

Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально – психологической (развивающей) среде, включающее специально организованное предметно – игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Двигательные движения способствуют удовлетворению потребностей ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя. Выполнение физических упражнений в игровой терапии предполагает сознательную установку на достижение результата действия, которые способствуют конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т. д.

Использование движений позволяет ребенку выразить психическое состояние через выполнение упражнений с эмоциональным и мимическим отражением замысла.

Для детей, имеющих отклонение в поведении, выразительность движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает у них умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними и внешними проявлениями; развивает психофизические качества.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

Обучая движениям в игровой терапии, мы оказываем влияние на здоровье ребенка, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональное состояние ребенка, т. е. на его внутренний мир.

С детьми, имеющими отклонения в эмоционально — волевой сфере, могут наблюдаться различные нарушения. Например: дети не точно воспринимают, не запоминают последовательность всех элементов движения. Присутствие торопливости, вспыльчивости, импульсивности, агрессии, застенчивости, тревожности, не умения сосредотачиваться на своем теле, расслабляться мешают ребенку.

Важная особенность игровой терапии состоит в том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания же, добытые собственными усилиями сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.

Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у детей с нарушением поведения возникают быстро, после короткого латентного периода, также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых игровых примерах.

Не мало важную роль в игровой терапии играют дыхательные движения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. В таких упражнениях, где детям предлагается сидя на полу делать глубокий вдох и выдох на определенный счет. Усложняя задания, можно чередовать дыхательные упражнения со звуками. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. через выразительные движения ребенок может самовыражаться. Общение, влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для его развития и, прежде всего на его готовность жить и участвовать в коллективе, его психологическую готовность к школе.

В программу коррекционных занятий важно включать перекрестные телесные упражнения.

Функциональные упражнения «Колпак мой треугольный», «Море волнуется…», «Руки — ноги», «Чайничек с крышечкой», «Черепаха», «Буратино» помогает детям развивать концентрацию внимания и двигательного контроля, а также снимать импульсивность.

Включая в занятия когнитивные упражнения, мы формируем двигательную память у детей. Например; в упражнение «Движение», предлагается детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторять их как можно точнее и в той же последовательности.

Для эмоционального развития и развития взаимоотношения со сверстниками применяем коммуникативные упражнения. Например: «Золотая рыбка», «Маска», «Голова-мяч», «Сиамские близнецы», «Сороконожка».

Агрессивное состояние детей корректируется так же функциональными упражнениями. Например: «Рубка дров», «Танцы противоположности» в этой игре участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый.

Использование заклинаний в игре «Тух-тиби-дух» помогает избавиться против плохого настроения, обид и разочарований.

Применение в занятиях визуализации помогает вообразить несуществующий объект, явления или событие.

«Визуализация цвета», «Визуализация человека, а также визуализация геометрических фигур, волшебника, водопада помогают развивать мозолистое тело, и следовательно интегрировать работу мозга. Используя упражнения на релаксацию, особенно если ребенок отличается повышенной эмоциональностью, агрессией появляется возможность снимать эмоциональное напряжение путем внушения. Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые «Команды» — специальные формулы внушения в стихотворениях. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

Коррекционная работа должна включать различные игровые виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Так, один и тот же массаж можно использовать частично, для работы с детьми другой возрастной группы или вне занятий.

Таким образом, в процессе игровой терапии дети становятся сильнее психологически и физически, т. е. коррекционные игры и упражнения могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников и должны применяться в повседневном педагогическом процессе ДОУ. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со стороны родителей и воспитателей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений само регуляции поведения.

Источник

Юлия Вовкун
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей

В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью снижения уровня импульсивности, одного из критериев проявления гиперактивности, предлагаю использовать специально подобранную серию игр, которые проводятся два раза в неделю индивидуально и в группе.

1. «Мысленное путешествие по картинке».

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый показывает ребенку (детям) картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

— Где ты сейчас находишься?

— Что видишь, слышишь?

— Что происходит во время твоего путешествия?

— Есть ли кто-то рядом?

— Что бы ты хотел сейчас сделать?

— Хочется ли тебе уйти с картины?

— Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

2. «Быстро собери».

Цель: развитие ловкости и координации.

Количество играющих: любое.

Оборудование: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.

Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.

3. «Говори!».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый говорит детям о том, что он будет задавать им вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда прозвучит команда: «Говори!».

4.«Запретный номер».

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

5. «Высвобождение гнева».

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Количество играющих: один или более.

Оборудование: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.

6. «Ассоциации».

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Количество играющих: любое.

Описание игры: водящий выходит из комнаты ребенок загадывает что-либо, водящий возвращается и задает вопросы о загаданном. По ассоциациям он должен угадать, что загадал ребенок.

7. «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: двое или больше.

Описание игры: дети становятся, попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия

8.«Спонтанное рисование».

Цель: развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Количество играющих: не более трех.

Оборудование: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещение включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-40 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. Задача взрослого – дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

9. «Скульпторы».

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.

Количество играющих: два и более, четное.

Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой – «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» — изменить позу. Ведущий дает сигнал – два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», то есть пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил.

10. «Кинолента».

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: несколько человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое, четвертый – повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

11.«Две игрушки – поменяемся местами».

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум, которые должны быстро поменяться местами.

12. «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

11.«Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Оборудование: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очки. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

14. «Магнит и шарики».

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук». Они не обращают внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимание на «магнит».

15. «Чьи вещи?».

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.

Количество играющих: пять-шесть.

Оборудование: атрибуты различных профессий.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представителям разных профессий, и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно, получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

16. «Полет бабочки».

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, например, «полет бабочки», «кошачий шаг» и так далее.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса, например, «А как у нас ходит мишка?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Смена движений происходит либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

17. «Зеркало».

Цель: развитие внимания, скорости реакции моторики.

Количество играющих: не менее трех.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

18. «Зеваки».

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть одну-три минуты в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

19. «Растущие цветы».

Цель: укрепление уверенности в себе, развитие наблюдательности.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка – цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка – музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что вероятно ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

20. «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Описание игры: взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Дети по очереди подходят и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку.

Комментарий: в то время, когда один ребенок рисует, остальные закрывают глаза и, открывая их, по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

21. «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание и умение владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

22. «Сделай так».

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения.

Описание игры: карточки разложены на столе, взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от одного до пяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать».

Комментарий: на счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

23. «Найди игрушку».

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Количество играющих: не менее трех.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте

Источник