Игра в умственном развитии ребенка

Составитель: Щипова О.Л.,
 педагог-организатор д/о «Веснушки»

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре формируются  представления детей об окружающем мире, умственные способности.

Существует множество видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные и др. Каждой из них отведена определенная роль в развитии интеллекта ребенка. Развитие интеллекта включает в себя развитие речи, памяти, мышления, воображения.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические словесные игры, играть в которые можно не только дома, но и на прогулке,  в поездке и даже во время занятий домашними делами. Эти игры развивают сосредоточенность, помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

1. Игра «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
Стол, диван, тарелка, стул.
Огурец, кабачок, картофель, груша.
Сосна, береза, малина, тополь.
Весна, год, лето, осень.

2. Игра «Как это можно использовать»
Предложите ребенку определить, для чего может быть использован тот или иной предмет.

3. Игра «Скажи наоборот»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот». Например: большой — маленький
Тонкий – толстый
Белый – черный
Пустой – полный
Сухой – мокрый

4. Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

5. Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком фрукте, животном) он говорит и дает его описание. Например: это фрукт, он кислый, сочный (лимон).
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными фруктами. Затем просят по описанию найти нужное изображение.

6. Игра «Бывает – не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Можно предложить следующие ситуации:
Слон летит по небу.
Рыба плавает в пруду.
Крокодил принес письмо.

7. Игра «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное»

8. Игры «Чем отличаются две картинки?», «Найди 10 отличий»

9. Игра «Что изменилось? »
Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 2-3 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся, попросите его определить, что изменилось? Игрушки можно менять местами. Также полезно использовать вместо игрушек объёмные геометрические фигуры, разных цветов, спрашивая, какую фигуру убрали и какого цвета.

10. Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носочков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар, а также  устроить соревнование, кто быстрее подберёт пары.

11. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака

12. Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Взрослый называет различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Вариант игры: ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

13. Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — малыш простукивает ритм, а вы повторяете.

14. Игра «Картинки»
Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

15. Игра «Танцевальный кружок»
Под веселую музыку взрослый показывает  ребенку какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

16. Игра «Зеркало»
Взрослый будет зеркалом, а ребенок повторяет за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком ролями.

17. Игра «Подбери ключи»
На столе раскладывается много разных ключей от замков, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.
Вариант игры: подобрать ключ к замку.

18. «Что сначала, что потом?»
Понадобиться набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий).
Взрослый предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.

19. Игра «Мемори»
Эта игра довольно популярна во всех странах. В комплекте игры 20 карточек: 10 картинок повторяются по два раза. Для игры карточки раскладываются в пять рядов рубашками вверх. Игра идет по очереди. Игрок открывает одну карточку, а затем пытается открыть и вторую карточку с такой же картинкой. Если картинки не совпали, то карточки вновь переворачиваются, если совпали — то игрок забирает их себе и ходит еще раз.

20. Упражнение «Как прошел день?»
Приучите дошкольника каждый вечер рассказывать вам, что произошло за день. Пусть постарается четко восстановить порядок дня и произошедшие события. Память должна привыкать к постоянному удержанию информации.

21. Упражнения для развития воображения у детей:
— На что похожа фигура (клякса)? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
— Дорисуй кружки (квадраты, овалы и т.д.) так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков (квадратов, овалов и т.д.) объединить в одну картину.
— На что похожи облака?

22. Игра «Сочиняем сказку вместе»
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.

23. Логические задачи
Предлагают мыслительные задачи такого типа: «Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?»

24. Игра «Пантомима»
Взрослый загадывает слово и изображает его с помощью мимики и жестов, без слов. Ребенок должен угадать. В следующий раз ребенок загадывает и изображает слово, а взрослый отгадывает.

25. «Отгадай слово» (предмет, фрукт, сказочного героя)
Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».

26. Учим стихи
Все знают, что запоминание стихов — хороший способ тренировки памяти. Но ребенок не должен запоминать стихи механически. Для этого перед изучением стихотворения и после его прочтения задайте малышу разные вопросы по тексту. Например, кто сделал? какого цвета море? что хорошего увидел? и т.д. Хорошо бы еще нарисовать картинку к стихотворению или пересказать его своими словами. Затем читайте начало строчки, а ребенок должен будет поизносить рифмованное окончание. Обычно дети очень хорошо чувствуют рифму и могут быстро вспомнить окончание.

27. Игра «Фантастическое животное»
Придумайте животное, которого на самом деле не бывает — которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах. Если есть возможность, нарисуйте это животное, придумайте ему фантастическое имя, как оно двигается, чем питается, где живет это животное? С кем дружит?

28. «Лото», лабиринты для детей, разгадывания ребусов и др.

Источник

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

АВТОР: САВИНА ВИКТОРИЯ ЛЬВОВНА.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.  Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей развивается мышление, речь, память, воображение, воля. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю. Который, для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности  сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями и показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представление, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформированное представление о  построении игрового сюжета, разнообразных игровых действий с предметами.

Важно чтобы затем  были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающем миром, развитии сенсорной культуры.

Дидактическая как форма обучения детей содержит два начала: учебная «познавательная»  и игровое «занимательная». Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях так и вне них.  На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально  со всеми детьми.  Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнёра, создании новых игровых вариантов и выборе водящего.

Дидактические игры особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную  роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул. Заботливо относится к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню.  Согласно правилам игры дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка, пижама. За тем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песенку: «Баю-баю-баю куколку качаю». Таких игр в младшей группе приводится несколько:  «День рождения куклы Кати». «Оденем Катю на прогулку», Катя обедает», «Купание Кати». Игры с кук5лой являются эффективным методом обучения  детей самостоятельным творческим сюжетно-роллевым играм. В игре происходит формирование восприятия мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Важно,  чтобы игры были не только поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают своё назначение как средство воспитания.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.  Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим,  по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с  игровыми,  поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрёшками, башенками, шарами, грибками и так далее. Действия малышей с дидактическими приобретают  игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками,  даёт право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями. В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игры, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Си систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через – игры занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.

По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры-занятия с предметами и игрушками больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различие между, например  кубом и шаром, между объёмным предметом и плоским. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность,  умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течении некоторого времени каким-то одним делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу – он старается добиться результата. Программа рекомендует проводить дидактические игры-занятия, с детьми начиная с 9-10 месяцев. До одного года трёх месяцев решаются задачи обучения способом действия: катать, нанизывать, открывать, закрывать. При этом воспитатель ориентирует малыша на получение результата, например, вынуть и воткнуть все втулки в отверстие, надеть все кольца на стержень пирамидки.  Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму и цвет.

Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно – печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики. К этому виду занятий относится и рассматривание картинок изображённых на кубе, фланелеграффе. Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление  знаний о предметах, их назначение, классификация, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. До того как дети начнут игра в настольно – печатные игры, их учат рассматривать картинки и находить изображения знакомых предметов на плоскости. Малыши с года – года и восьми месяцев рассматривают вместе с воспитателем хорошо знакомую игрушку (куклу, собаку, медведя), называют её. Затем игрушку педагог прячет и показывает её изображение на картинке. Ребёнок называет игрушку, нарисованную на картинке. Когда малыш научится узнавать какое-то одно изображение,  воспитатель выкладывает новую картинку. Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе, воспитатель прости ребёнка найти и показать собаку, кошку и так далее, изображённых на разных сторонах куба. Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно и показывает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движения пальцев, что в свою очередь оказывает влияние на развитие активной речи. А игры – занятия с обрезными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.

В математических пособиях даются разные варианты игр с куклой: «Покормим куклу, уложим куклу спать, постираем кукле платье и так далее». Некоторые их них проводятся даже с детьми конца первого года жизни, большинство игр на протяжении всего и даже третьего года жизни. С возрастом детей увеличивается число предметов используемых в показах, инсценировках, а, следовательно, и количество слов, которые малыши должны научится произносить. Большое значение в речевом развитии детей имеют  словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять  звукосочетания и слова. Дети учиться воспринимать воспроизведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждает к многократному повторению одного и тогоже звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и с лов. Детям необходимо тренировать пальцы рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например народную игру (Пальчики). В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки и песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Дети чувствуют рифму, ритм. Систематически читая малышам потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт к драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Так же дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнение, расширение знаний дошкольников. В дидактической игре обязательно наличие и единство всех её компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим. В первой младшей группе воспитатель развивает у детей интерес к играм с разными видами дидактических игрушек. Во торой младшей группе воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определённые действия и правила: по сигналу  одновременно или поочередно начинать и прекращать действия (так, в игре «Чей домик!» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков). В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.   В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие подгруппы. Повышаются требования к точности выполнения правил. В подготовительной группе воспитатель продолжает знакомить детей с дидактическими играми разного типа (лото, домино, мозаика и другие), закрепляет умение организовывать  их самостоятельно, исполнять роль ведущего, учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей.

В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тез знаний и умений которые формируются у детей того или иного возраста в процессе воспитания и обучения.

В первой младшей группе воспитание интересы к дидактической игре основано на практическом осуществление действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета:  большой через большой, маленький через маленький и так далее. Закрепляются умения действовать с предметами-орудиями, простейшими мозаиками.

Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать  разрезанные (из двух частей) парные картинки. Во второй младшей группе в играх закрепляется  умение подбирать предметы по цвету, величине (большие и маленькие шарики двух, трёх цветов); Собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определённой последовательности по цвету. Малыши учиться складывать картинку из 4-х затем из 6-ти частей: (наша посуда, игрушки и другие).

В средней группе повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная).

В старшей группе способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

В подготовительной дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учаться составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки.

Дидактическая игрушка учит ребёнка мыслить, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, организованность.

Если в процессе обучения систематически используются разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр. Выбирают игру, контролируют внимание правил и действий, оценивают поведение играющих.

Дидактическую игру с этими игрушками следует культивировать на всём протяжении дошкольного детства. Она занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Источник