Игра с железной дорогой развитие для ребенка

Игра с железной дорогой развитие для ребенка thumbnail

Лилит Григорян
Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»

Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»

1. Задачи:

Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге.

Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Казань, Уфа, Ульяновск города соседних республик.

Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитывать у детей любознательность. Прививать уважение к труду взрослых. Помогать детям, усвоить моральные нормы — правила поведения при путешествиях. Закрепление навыка вежливого обращения. Воспитывать дружелюбное отношение, умение жить и работать в коллективе

2. Подготовка к игре:

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам

Февраль Изготовление с детьми билетов из цветной бумаги, карты путей из картона, флажков.

Изготовление фуражек из картона и цветной бумаги. Изготовление сигнальных флажков для стрелочников. Экскурсия на железнодорожный вокзал.

Наблюдение за поездами, за работой ж/д вокзала.

Целевая экскурсия к переезду, наблюдение за работой стрелочника.

Беседа о труде работников железнодорожного вокзала.

Использование ИКТ-технологий -видеофильм о железной дороге, работе сотрудников РЖД.

Интерактивная дидактическая игра «Чья одежда?».

Заучивание стихотворения о железной дороге А. Кузьмина «Мы играем в паровоз».

Настольная игра «Железная дорога»

Рассматривание карты с целью определения пути следования по железной дороге до Москвы и ознакомления с городами России.

Рисование «Едет поезд». Рассматривание фотоиллюстраций о железной дороге. Разыгрывание ситуации продажи билетов; обучение взаимодействию пассажира с кассиром и пассажира с официантом, разыгрывание ситуации проверки билетов проводником; обучение проводника предлагать и разносить чай.

3. Перспективный план подготовки к игре «Железная дорога»

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты

Железнодорож-ная станция Пассажиры сумки

чемодан покупают билеты, берут свои вещи и выходят на перрон, садятся в вагон. «Будьте любезны 4 билета до Москвы».

В вагоне: «Здравствуйте, покажите, пожалуйста, наши места.»

Машинист фуражка

машиниста, карта

управляет поездом, следит за дорогой (за путями) «Наш поезд проследует по маршруту Самара-Москва»

Проводник фуражка

стаканчики проверяет билеты, предлагает чай «Можно Ваши билеты? Спасибо. Проходите в вагон. Не желаете ли чаю?»

Обходчик фуражка

обходной лист осматривает вагоны, сообщает о исправности транспорта «Поломок нет, все в порядке. Поезд готов к отправке»

Кассир касса

билеты

деньги продает билеты «Куда отправляетесь? Сколько Вам билетов? Какие: купейный или плацкартный вагон?»

Монтеры пути инструменты ремонтируют полотно «Полотно отремонтировано, пути исправны, можете продолжать путь»

Сопутствующие сюжеты

«Кафе» официант фартук

поднос

посуда Знакомит с меню, приносит заказ «Что будете, заказывать?»

«Пожалуйста, Ваш заказ»

4. Ход игры.

Воспитатель: «Ребята, я вчера разбирала старые книги и нашла вот такие интересные буклеты с разных городов России (показываю). Как вы думаете, для чего они нужны и, где их можно взять? (ответы, рассуждения детей). Воспитатель мечтательно: » Да, как замечательно было бы съездить в какое-нибудь путешествие. А давайте отправимся в путешествие по железной дороге? — Молодцы, я тоже думаю, что здесь будет очень интересно. Здесь есть стол, карта, кресло, диванчик, вывеску можно повесить вот здесь»

Воспитатель предлагает детям распределить роли, используя «Волшебные фишки», которые лежат на столе «рубашками» вверх. Дети берут по одной фишке и играют роль, в соответствии с выбранной темой.

Дети занимают свои места, согласно отведенным ролям.

Дети – пассажиры с вещами заходят в здание железнодорожного вокзала. Подходят к табло-расписанию (воспитатель спрашивает, у детей, для чего в вокзале нужно табло-расписание). Затем, дети – пассажиры проходят к билетным кассам.

Кассир спрашивает, куда отправляются пассажиры.

Кассир: выдает пассажирам билеты, сообщает время прибытия поезда, номер вагона, места.

Пассажиры благодарят билетного кассира и проходят в зал ожидания.

В зале ожидания, дети пассажиры идут в кафе.

Объявляется поезд, выход на перрон.

Пассажиры берут свои вещи и выходят на перрон.

На станцию Прокопьевск, прибывает поезд, в локомотиве сидят машинист и помощник машиниста. Дети пассажиры подходят к своему вагону.

Проводник приветствует пассажиров.

Дети показывают проводнику билеты. Проводник проверят билеты, и приглашает занять свои места в вагоне.

Проводник закрывает двери.

Во время поездки проводник разносит чай пассажирам, следит за чистотой в вагоне.

Во время следования поезда, на станциях, вагоны осматривали обходчики.

Монтеры ремонтируют железнодорожное полотно.

5. Окончание игры

И вот поездка подошла к концу. На станции сообщили, что скорый поезд «Самара – Москва прибыл на первый путь. Проводник прощается со своими пассажирами. Дети – пассажиры благодарят проводника.

Воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети отправиться еще в путешествие? На каком транспорте хотели бы отправиться и куда?

Читайте также:  Влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка

Ребята, давайте, мы с вами нарисуем, на чем еще можно, отправится в следующее путешествие (дети отправляются рисовать).

6. Оценка игры

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

«машиниста» за интересное путешествие.

«пассажиров» за хорошее поведение в вагоне.

«монтеров путей» за заботу.

«кассира» за быстрое обслуживание и вежливое обращение с покупателями.

Воспитатель спрашивает детей, понравилась ли игра им и кого бы они хотели сыграть в следующий раз.

Игра получилась интересная, спасибо, дети, за игру!

Источник

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и профессиями магистрали)

Дидактическая игра «Будь внимателен»

ЦЕЛЬ:

развивать внимание, речь детей, приучать слышать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом заданной темы.

ХОД ИГРЫ:

Два игрока встают спиной друг к другу и боком ко всей группе. Водящий называет слова, связанные с железной дорогой (железнодорожные профессии, сигналы, названия поездов, правила на железной дороге). Один игрок хлопает в ладоши, когда называют профессии, второй — когда называют поезда. Водящий — ребенок или воспитатель.

Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают неверные и пропущенные ответы.

Дидактическая игра » Волшебный мяч»

ЦЕЛЬ:

учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть слова, отрабатывать технику отбивания мяча от пола.

ХОД ИГРЫ:

Игроков может быть или двое или они разделены на 2 команды. Дети стоят в колоннах. У них в руках мячи. Ведущий-воспитатель называет слова — багаж, билет, вагон, вокзал, грузы, купе, паровоз, перрон, проводник, депо и т.д.

Дети, стоящие в начале каждой колонны, по очереди повторяют слова и отбивают мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове. Побеждает команда, которая ошибется меньше другой.

Дидактическая игра » Поезд»

ЦЕЛЬ:

Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой. Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Большой лист бумаги, карандаш, четыре стрелки, указывающие направление движения (50-70 см).

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план группы, обозначая самые главные ориентиры – дверь, окна, кукольный уголок (несколько основных ориентиров). Педагог объясняет то, что он изображает. Когда план комнаты будет готов, взрослый говорит: «Сегодня поиграем в поезд. Вы будете вагончики, а я – паровоз. Поезд будет ездить туда, куда показывает стрелка».

Воспитатель прочерчивает на плане путь поезда – от двери через комнату по диагонали в угол. Затем вдоль одной из стен до другого угла, затем из этого угла снова по диагонали через группу в противоположный угол и наконец опять вдоль стены комнаты. При каждом повороте движения поезда заранее ставиться стрелка, указывающая изменения направления пути в плане, и в реальной групповой комнате. Она должна быть хорошо видна всем детям.

Дети встают в колонну, друг за другом, каждый кладёт руку на плечо впереди стоящего. Воспитатель, указывая на стрелку, объясняет: «Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали!». Все начинают двигаться, приговаривать «чу-чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении. Доезжают до стрелки указывающей поворот движения. Воспитатель говорит: «Стрелка показывает, что надо поворачиваться сюда». Он проводит рукой вдоль стрелки, продлевает её направление. Поезд поворачивается и идёт прямо и до следующего указателя. «А это стрелка показывает, что повернуть надо в эту сторону» — объясняет взрослый.

Поезд идёт в новом направлении. Когда дети пройдут указатели, воспитатель говорит: «Остановка». Все останавливаются, опускают руки, гуляют.

Затем воспитатель говорит: «Сейчас паровозом будет Серёжа. Он поведёт весь поезд. Смотри, куда стрелка указывает ехать». Педагог следит, чтобы дети делали повороты в соответствии с указаниями стрелок (три раза меняется направление движения).

Дидактическая игра «Кассир, ревизор, пассажир»

ЦЕЛЬ:

Закреплять умение квалифицировать и называть предметы профессии, необходимые для поездки на железнодорожном транспорте.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Мяч.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель передает мяч со словами: “Мы пассажир. Что тебе необходимо для поездки?” Ребенок должен назвать предмет и передать мяч другому ребенку.

Дидактическая игра «Локомотив»

ЦЕЛЬ:

Развивать слуховое внимание, активировать словарь, мышление.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Игрушечный поезд.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят кружком на ковре. Они классифицируют виды железнодорожного транспорта по особенностям перевозок.

Дидактическая игра «Кто быстрее составит поезд»

ЦЕЛЬ:

способствовать формированию умения мыслить логически, развивать умение разгадывать загадки.

ХОД ИГРЫ:

Играют 2 ребенка. У каждого по 7 вагонов и 1 паровоз. Воспитатель загадывает загадки. Тот, кто отгадал, прицепляет 1 вагон к паровозу. Чей состав будет длиннее, тот победил.

Дидактическая игра «Поезд»

ЦЕЛЬ:

развитие зрительной памяти и внимания, продолжать знакомить детей с железной дорогой.

ХОД ИГРЫ:

В игре участвуют не более 5-6 детей. Выбирается «паровозик», остальные дети — «вагончики». Вагончики встают друг за другом. Ребенок-паровозик смотрит внимательно на вагончики и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а воспитатель спрашивает: кто у нас второй, третий, пятый, четвертый вагончик? Паровозик отвечает и расставляет детей на свои места. Если ребенок-паровозик угадал не все вагоны, он повторно становится ведущим. Выигрывает тот, кто правильно расставит все вагончики.

Читайте также:  Процесс культурного развития ребенка выготский

Дидактическая игра «Найди такой же»

ЦЕЛЬ:

Учить сравнивать предметы, находить их характерные признаки. Закрепить знания о профессии машиниста, помощника машиниста, сходство и различие. Воспитывать наблюдательность.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Несколько пар одинаковых электровозов.

Дети по сигналу воспитателя ищут одинаковые электровозы.

Настольная игра «Составь поезд»

ЦЕЛЬ:

развитие мышления и речи, продолжать знакомить детей с железной дорогой.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

картинки с изображением профессий железной дороги и предметов, относящихся к железной дороге.

ХОД ИГРЫ:

В игре участвует вся группа. Дети садятся на стульчики за общий стол. Для игры берут от 10 до 20 картинок по теме «Железная дорога». Каждая картинка-вагончик.

Воспитатель:

-Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты, Даша, положишь свою. Так будем делать все по очереди. Получатся вагончики поезда. Но у настоящего поезда вагончики сцеплены друг с другом. Наши вагончики тоже должны быть сцеплены. Вот как это делается. Мы будем находить картинки, которые подходят друг к другу. Например, вот картинка с изображением железнодорожного переезда. За ней нужно положить картинку с изображением шлагбаума, так как шлагбаум всегда находится на переезде, затем картинка с дежурным по переезду, т.к. он там работает.

Картинки можно положить в любом порядке, главное — чтобы ребенок объяснил, почему он делает именно так.

Музыкально-двигательная игра «Паровозик»

ЦЕЛЬ:

Развивать в игровой форме чувство ритма, музыкальный слух и память.

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА:

Встали все в круг . Все будут стоя на месте топать ножками и говорить: «Чух – чух – чух!» Один, как паровозик, пойдёт под музыку по кругу. В конце песенки паровозик остановится. Кто ближе всех к паровозику, цепляется сзади, как вагончик, и игра повторяется. Паровозик начинает крутить ручками: «Ну, поехали!»

ХОД ИГРЫ:

Паровозик, отъезжая

От вокзала не спешит

А потом быстрее едет

Машинист в рожок трубит.

А потом, потом, как птица

Паровозик быстро мчится .

До-ре-ми, до – ре – ми – фа — ре,

Ми – фа – соль – ми – фа – ре — до!

Постепенно ход замедлит

И совсем затормозит.

Игра «Железнодорожный цветик — семицветик»

ЦЕЛЬ:

развитие целенаправленного внимания, продолжать знакомство с железной дорогой.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

картинки с изображением профессий железной дороги и предметов, относящихся к железной дороге.

ХОД ИГРЫ:

Раскладываются 16 картинок с изображением предметов, относящихся к железной дороге. Игра развернута на полу. Картинки располагаются в виде цветка с серединкой. Дети сидят вокруг. Воспитатель произносит команду «Внимание!». Затем называет какую-нибудь картинку, например, «Локомотив». Тот, кто первым покажет пальчиком картинку с изображением локомотива, получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

Настольная игра

«Железнодорожное путешествие Снеговиков «

ЦЕЛЬ:

продолжать знакомить детей с железной дорогой. Учить ориентироваться в пространстве.

ХОД ИГРЫ:

Фишки (персонажи и волшебные предметы) выкладываются на красные кружки игрового поля снежинками вверх, а картинками вниз. Всего на игровом поле 28 красных кружков, на которые выкладываются фишки.

Кроме того, есть обведенные красные кружки СТАРТ (г. Великий Устюг) и ФИНИШ (г. Москва), на них фишки не выкладываются.

Игроки берут себе по одному Снеговику-железнодорожнику и устанавливают их на начальной точке путешествия — г. Великий Устюг. Дается игровая цель — Снеговикам необходимо попасть в Москву на Новогоднюю елку, т.к. Дед Мороз забыл подарки.

Играющие поочередно бросают кубик и передвигаются на количество шагов, которое выпало на кубике. Ходить можно только по кружкам, которые соединены между собой линией движения, но ходить можно в любом направлении — вперед, назад, вправо, влево.

Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

Дидактическая игра «Поезд»

ЦЕЛЬ:

упражнять детей в выборе предмета путем исключения другого признака (цвета, формы); развивать наблюдательность, сообразительность, речевую активность.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

картинка с изображением трех поездов, отличающихся друг от друга цветом (формой) колес, окон, крыш. Картинки: мишка, заяц, лиса.

1 поезд: крыша — голубая, окна — желтые, колеса — черные.

2 поезд: крыша — голубая, окна — зеленые, колеса — коричневые.

3 поезд: крыша — красная, окна — желтые, колеса, коричневые.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель вывешивает на фланелеграф картинку с изображением поездов и говорит:

-Ребята, мишка, лиса и заяц (показывает и прикрепляет на фланелеграф картинки) отправляются в гости и хотят, чтобы вы угадали, на каком поезде поедет каждый герой.

Поезда отмечены цифрами 1,2,3. Будьте внимательны.

Читайте также:  Ребенок родился на 36 неделе беременности развитие

Зайчик поедет на поезде, у которого не красная крыша и не желтые окна. Как вы думаете, на поезде с каким номером поедет зайка? (2) Почему?

Лиса поедет на поезде, у которого не коричневые колеса и не зеленые окна. На поезде с каким номером поедет лиса? (1) Почему вы так думаете?

А мишка себе выбрал поезд не с черными колесами и не с зелеными окнами, а крыша у него совсем не синяя. На поезде с каким номером поедет мишка? (3) Почему вы так думаете?

2 вариант игры. Изменяем цвет на геометрические формы.

Подвижная игра «Паровозик с именем»

ЦЕЛЬ:

создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят на стульчиках, расположенных в один ряд. Выбирают ребенка, который будет первым «паровозиком». Он «едет», работая локтями попеременно, а дети вслух повторяют его имя. Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из ребят и произносит его имя.

Названный по имени становятся новым «паровозиком» и встает впереди первого, а прежний «паровозик» делается «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу, объезжая различные препятствия, выбирают себе следующий «паровозик». Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит паровозик.

Примечание: препятствиями могут служить стулья, различные крупные игрушки, расставленные по комнате. Можно включить для сопровождения игры веселую музыку. Но когда поезд получится очень длинным, нужно следить за тем, чтобы первый ребенок двигался потише для того, чтобы остальные «вагончики» не отцепились.

Подвижная игра «Тепловозы»

(совместная родителей с детьми)

Ведущий:

Поднимаю флажок вверх —

Поезд должен двигаться вперед,

Опускаю вниз —

назад,

Круговые движения флажком-

Поезд дожжен двигаться медленно.

Дети делятся на две команды.

По одному ребенку из каждой команды («тепловозы») встают рядом с мамой («составителем поездов»).

На противоположной стороне зала находятся остальные дети — «вагоны».

По команде «тепловозы» должны добежать до «вагонов», прицепить один из них (взять за руку) и вместе вернуться на линию старта. Игра продолжается до тех пор, пока все «вагоны» не окажутся прицепленными к «тепловозу».

Во время игры мама подает сигналы флажком, а дети выполняют движения в соответствии с их значением.

Побеждает команда, игроки которой действовали точно по сигналу.

Игра 7. Дидактическая игра «Паровозик»

Дети садятся на стульчики, и педагог говорит:

— Кто хочет быть машинистом и повезти наш веселый паровозик в страну сказок?

Многие дети поднимают руки, а педагог говорит:

— Сегодня машинистом будет Коля — и педагог выбирает любого из детей, которые подняли руку. Машинист становиться лицом .

Педагог продолжает:

— Все остальные у нас разноцветные вагончики. Теперь каждый «вагончик» посмотрел внимательно на своего соседа справа, во что он сегодня одет, а затем вспомнил, как его зовут. Через 2-3 секунды педагог продолжает:

— А теперь вагончики поочерёдно будут становиться за машинистом, начнем с первого вагончика. Педагог становиться за машинистом, касается его правого плеча пальцами своей вытянутой ПР (рука должна быть прямой) и опускает руку.

Затем он говорит:

— Как только первый вагончик опустит руку, идет второй вагончик и становиться на расстояние своей вытянутой ПР, касаясь плеча первого вагончика, сразу опускает руку и т.д.

Все вагончики становятся постепенно друг за другом по принципу эстафеты. Когда все вагончики встанут друг за другом, педагог говорит:

— А теперь наш паровозик будет двигаться так, чтобы во время движения не произошло столкновения вагончиков, и не произошла авария. Для этого надо постараться во время движения сохранить расстояние между вагончиками на расстоянии вытянутой руки.

Необходимо также в игровой форме познакомить детей с понятиями: маленький круг, средний круг, большой круг, а также со всеми положениями в круг. Причем делать это надо не сразу, а постепенно, от занятия к занятию.

Дидактическая игра «Собери картинку»

ЦЕЛЬ:

Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Разрезные картинки по железнодорожной тематике.

ХОД ИГРЫ:

За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

ЦЕЛЬ:

Развивать воображение, логику мышления.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Мяч.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель бросает мяч, произнося фразу, а ребенок должен ловить его или нет. Если то, что сказал воспитатель, действительно бывает, то ребенок ловит мяч и не ловит его, если того не бывает. Например: “Машинист управляет составом”, “Состав управляет машинистом”.

Дидактическая игра «Подбери нужные слова»

ЦЕЛЬ:

Учить подбирать определенные по смыслу слова (прилагательные), соотносить слово-действие.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Палочка.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель называет слова на железнодорожную тематику, а дети – характеризующее слово. “Поезд – быстрый, скорый, пассажирский и т.д.”

Источник