Игра на развитие самостоятельности ребенка
Светлана Шибанова
Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет
Картотека игр
на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет.
«Накроем стол для кукол»
Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет
Материал: кукла, кукольная мебель, кукольная посуда, предметные картинки с изображением посуды.
Содержание:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Вариант 1. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
«Что хочет делать Маша»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет
Материал: кукла би-ба-бо, тазик, ведро с водой, мыло, кастрюля с продуктами, утюг с кукольной одеждой, лейка, совок, предметные картинки с изображением орудий труда.
Содержание:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Вариант 1. Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
«Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.
Содержание:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
«Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: не предусмотрен
Содержание:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет
Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.
Содержание:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем засевать поля? (Зерно.)
— Зачем сажать? (Картофель.)
— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?
«Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: не предусмотрен.
Содержание:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.
Дети угадывают действия.
«Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений.
Содержание:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
• Мытье горшка.
• Укладывание камушков на дно горшка.
• Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
• Срезание загнивших корней.
• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
• Уплотнение земли.
• Установка горшка с растением на поддон.
• Полив растения под корень.
«Назови профессию»
Цель: Упражнять детей в назывании профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: картинки с изображением разных видов машин.
Содержание:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор — тракторист.
Машина — шофер.
Экскаватор — экскаваторщик.
Комбайн — комбайнер.
Подъемный кран — крановщик.
Поезд — машинист.
Корабль — капитан.
Самолет —летчик (пилот).
Космический корабль — космонавт.
Пожарная машина —пожарный.
Бульдозер — бульдозерист.
Гоночная машина —гонщик (пилот).
И т. д.
«Угадай профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Материал: предметные картинки.
Содержание:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай — чаевод.
Хлеб — хлебороб.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Поле — полевод.
Гаечный ключ — слесарь.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Рубанок — столяр.
Краска и кисть —маляр.
Мастерок — штукатур.
Кульман — инженер.
Молот и наковальня — кузнец.
Огнетушитель — пожарный.
Шприц — медсестра.
Электропила — лесоруб.
Рыбацкая сеть —рыбак.
Зубоврачебное кресло — стоматолог.
Доильный аппарат —доярка. И т. д.
Источник
Ирина Зырянова — Серебрякова
Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. Сухомлинский.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.
Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх. Игра самых маленьких детей так и называется сюжетно – отобразительная, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.
В сюжетно – отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.
Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.
Как развивать самостоятельность у детей в игре?
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.
В сюжетно – отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что в последствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.
Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала. Его нужно располагать так, чтобы играющие дети, с одной стороны, не мешали друг другу, но при этом имели возможность наблюдать за играми сверстников, то есть играли рядом. Поскольку на этапе сюжетно-отобразительной игры дети еще не принимают роли, при оформлении игровых уголков не нужны ролевые атрибуты.
Сюжетно-отобразительная игра присуща только детям до 3 лет. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно – отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых.
Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.
Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно – отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.
Как же развивать самостоятельность на этом этапе?
Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.
К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.
Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.
К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.
В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.
В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры. Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей, поэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:
— Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.
— Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.
— Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.
Итак, на протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно – ролевую игру.
Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество.
Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.
Уровень самостоятельности
3 – 5лет
— замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;
— выбирают роли;
— ставят взаимосвязанные игровые задачи;
— решают, с кем играть;
— сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;
— ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;
— учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;
— самостоятельно включают в игру предметы – заместители;
— младшие дошкольники играют рядом;
— дети среднего дошкольного возраста взаимодействуют в игре со сверстниками;
— дети среднего дошкольного возраста ставят игровую задачу сверстникам и принимают их от сверстников;
— взаимодействие со сверстниками кратковременное;
5 – 7лет
— самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;
— отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;
— ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;
— принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;
— поддерживают длительное взаимодействие в игре;
— меняют роли в процессе игры;
— ведут ролевой диалог;
— ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;
— взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;
Источник
Зверева Светлана Александровна
Развитие самостоятельности в игре
Подготовила воспитатель МБДОУ
г. Иркутска детского сада № 24
Зверева Светлана Александровна
Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре.
Самостоятельность-одна из характернейших особенностей игр любого вида. К. Д. Ушинский первый отметил эту черту детской игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка».
В течении дня дети самостоятельно организуют самые разнообразные игры: творческие ролевые игры, строительно-конструктивны, дидактические и подвижные. Они самостоятельно выбирают и подбирают материалы для игры, договариваются с товарищами, самостоятельно развивают сюжет игры или ее содержание, самостоятельно решают возникшие конфликты, преодолевают трудности. Но такая самостоятельность детей в игре является не только результатом развития игровой деятельности, но и результатом специального внимания воспитателя к развитию самостоятельности детей в игре.
Известно, что самостоятельность детей в игре имеет большое воспитательное значение. В творческих ролевых играх самостоятельность детей проявляется особенно ясно, так как сама природа такой игры обеспечивает возможность ее развития.
Самостоятельность детей в творческой ролевой игре проявляется в выборе темы игры и роли, в развитии сюжета, ролевых действий и отношений, в подборе игрушек, создании игровой обстановки и т. д. Иными словами, она проявляется как в развертывании содержания, так и особенно в организации игры.
Проявления самостоятельности детей в индивидуальной игре и в игре коллективной различны. В коллективной игре мы имеем дело не только с самостоятельностью отдельных детей, но и с самостоятельностью коллектива детей в целом.
Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста, основным содержанием которых являются действия с предметами, протекают как игры преимущественно индивидуальные или игры рядом. Для совместной игры дети этого возраста чаще объединяются вокруг крупной игрушки или постройки, и то при непосредственном участии взрослых. В этих условиях самостоятельность детей развивается как индивидуальная самостоятельность. Дальнейшее развитие самостоятельности связано с появлением коллективной игры. Первые ролевые игры по-прежнему протекают еще как индивидуальные. Но по мере обогащения сюжета той или иной игры у ребенка возникает необходимость установить отношения и вступить в общение с другими играющими. Это приводит к тому, что постепенно дети начинают отражать в игре не только действия, но и отношения. Действия постепенно становятся средствами выражения этих отношений. Это создает основу для подлинно коллективной игры.
Самостоятельность детей в коллективной игре проявляется также в подборе игрушек и в создании игровой обстановки. Дети раннего возраста чаще всего используют игрушки, находящиеся в их распоряжении. Отделение замысла игры от игрушки приводит к тому, что дети начинают подбирать игрушки согласно замыслу. Это означает, что для детей 3-4 лет подбор игрушек должен быть значительно разнообразнее. Постепенно дети начинают играть не только с наличными игрушками, но и подыскивать в окружающей обстановке такие предметы, которые могли бы заменить недостающую игрушку. Умение не только подобрать игрушку, соответствующую замыслу, но и приспособить в случае необходимости другой предмет – важная ступень в развитии самостоятельности детей в игре. От нее дети могут переходить к изготовлению игрушек-самоделок.
Развитие самостоятельности детей в игре тесно связано с ее развитием в других видах деятельности, особенно и прежде всего с ее развитием в труде. В одна из линий связи игры и труда.
Источник