Анатомо физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста

Анатомо физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции

Период преддошкольного возраста

Лекция №7

1. Физическое развитие

2. АФО преддошкольного возраста

3. Нервно-психическое развитие

4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста

5. Диспансерное наблюдение

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.

Анатомо-физиологические особенности.Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация и перестройка структуры костной ткани. скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют.

Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка двух лет

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условно-рефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8317; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26

Анатомо физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста

Закажите работу сегодня
со скидкой до 5%

Бесплатно

Узнать стоимость работы

Лекция № 10

Тема: Период преддошкольного возраста

План лекции

  1.  Анатомо-физиологические особенности ребенка
  2.  Рост  и развитие ребенка преддошкольного возраста.
  3.  Особенности развития и питания.
  4.  Универсальные потребности ребенка, способы  их удовлетворения.
  5.  Возможные проблемы в развитии ребенка
  6.  Подготовка детей к детскому дошкольному учреждению.

Период  молочных зубов  (от 1 до 7 лет) характеризуется быстрым развитием физических, интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияниям окружающей среды. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируется характер и привычки, проявляются его склонности и таланты. Педиатры подразделяют этот период на 2  периода:

—  преддошкольный  (от 1 до 3 лет)

—  дошкольный (от 3 до 7 дет)

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В преддошкольном возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Анатомо-физиологические особенности

Кожа. Нежная, ранимая, требует постоянного тщательного ухода. Площадь поверхности кожи на 1 кг массы превышает этот показатель у взрослого, поэтому дети легко перегреваются или переохлаждаются. В связи с этим необходимо соблюдать требования к одежде – одевать по погоде, использовать одежду из естественных материалов.

Совершенствуются выделительная и защитная функции кожи. Отмечается снижение функции сальных желез.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены: подмывание, умывание, чистка зубов (к 3 годам); пользоваться горшком (после 1 года). Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже – 2 раза в неделю.

Костно-мышечная система. В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляется и деформируется. Для предупреждения деформации костей особое внимание необходимо уделить:

  1.  рациональному питанию: достаточное количество микроэлементов и в первую очередь – солей кальция и фосфора;
  2.  постоянный контроль за позой, осанкой, игрой, одеждой, обувью;
  3.  достаточная двигательная активность;
  4.  адекватная физическая нагрузка;
  5.  правильный подбор мебели: постель не должна быть мягкой.

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется.

Большой родничок закрывается к 1 году.

За 2-ой год жизни прибавляется 12 зубов и к 2-м годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса – 20 молочных зубов.

Количество зубов у ребенка до 24 месяцев можно подсчитать по формуле:

N = n – 8,       где n – возраст в месяцах.

Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости и массы мышц. При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки.

Лимфоидная ткань – постепенно разрастается, хорошо развиваются миндалины (нёбные, носоглоточные), пальпируются единичные периферические лимфоузлы.

Дыхательная система. К 2-м годам формируются придаточные пазухи носа. До 3-х лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая – нежной, слабозащищенной.

Дыхание становится более глубоким, тип дыхания до 2-х лет – диафрагмальный, после 2-х лет – диафрагмально-грудной, т.е. смешанный.

Частота дыхательных движений в 3 года – 28-32. Сохраняется дыхательная аритмия. При выслушивании определяется пуэрильное дыхание – более громкое, чем у взрослого, слегка удлиненный выдох.

Сердечно-сосудистая система. До 2-х лет сердце растет преимущественно за счет предсердий, затем – все отделы сердца. К 3-м годам сердце принимает косое положение и по массе становится равным  0,5 % от массы тела, т.е. как у взрослого. Частота сердечных сокращений в 1 год – 120 ударов в минуту; к 3-м годам – 110 уд. в мин. Если увеличивается на 20 ударов – тахикардия; уменьшается на 10-20 ударов – брадикардия.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста эльконин

Артериальное давление максимальное и минимальное (АДmax; АДmin) можно рассчитать по формулам:     АДmax = 100 +n,    где n – число лет;

АДmin =  ½  maxАД + 10 до 2/3  от АДmax.

Пищеварительная система. Значительно увеличивается в размерах, кишечник имеет длину от 3,2 до 6,2 м. Совершенствуются функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Поджелудочный сок, желчь вырабатываются в небольшом количестве. Формируется полостное пищеварение Слизистая оболочка остается по прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2-м годам полного развития достигают слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Печень – самый большой орган, к 2-3 годам ее масса утраивается. До 3-4 лет выступает из под края реберной дуги на 2-3 см. Значительно улучшаются ее функции, но остаются менее совершенными, чем у взрослых. Малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира и его выведению, снижены антитоксическая и внешнесекреторная функции.

Мочевыделительная система. Происходит созревание коркового вещества почек, но функция их еще несовершенна.

Суточное количество мочи составляет:                  600 + 100 (n – 1);

где n – число лет ребенка;            600 – суточный диурез в 1 год.

Количество мочеиспусканий – 8-10 раз в сутки. Относительная плотность мочи 1010-1020 ед. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек – к 1,5-2 годам; у мальчиков – к 3-3,5 годам. Происходит уменьшение основного обмена веществ, снижается энергетическая потребность.

Рост  и развитие ребенка

Физическое развитие

Рост изменяется неравномерно. За 1-3  год рост увеличивается по 6 – 8  см в год.

Для определения ориентировочной длины тела  можно пользоваться формулой:

Р = 100 см + 8 (4 — n),

где Р – длина  тела ребенка, а  n — число лет,

Масса тела за  год увеличивается на 1,6 – 2  кг; Ожидаемую массу тела ребенка от 1 года до 10 лет можно рассчитать по формуле Воронцова:

m = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (n — 1),

где m — ожидаемая масса, n — число лет

Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см; затем увеличивается по 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается по 1,5 см в год до 10 лет; в 10 лет = 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

С 1-3 лет отмечается некоторое снижение темпов физического развития, возникает т.н. «тип маленького ребенка», со свойственными ему пропорциями тела и округлыми очертаниями лица. Но очаровательный пухлый малыш, вызывающий у взрослых желание постоянно «тискать» его, неудержимо рвется из рук. Он весь в стремлении двигаться — быстро ходить, неутомимо бегать, лазать, прыгать, серьезно подвергая себя вероятности травматизма. А их неутоленная любознательность печально известна отравлениями, случайными проглатываниями, или вдыханием различных мелких предметов, попадающих в трахею (дыхательное горло)

Нервно-психическое развитие. Нервно-психическая сфера и движение характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Привычки, закрепленные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Детям до 3-х лет достаточно общения с членами семьи. Дети старше 3-х лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовать с ними совместные сюжетные и ролевые игры.

Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца (15 месяцев):

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Свободно играет с игрушками; запас понимаемых слов расширяется, произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний; хорошо понимает просьбы и обращения. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 6  месяцев  (18месяцев):

Залезает на высокие предметы и самостоятельно спускается с них, перешагивает без поддержки через палку, лежащую на полу. Находит по слову среди нескольких схожих предметов два одинаковых по назначению. Различает три контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма). Отражает в игре наблюдаемые действия. Словарный запас 30-40 слов. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 9  месяцев (21 месяц):

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках. Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия. Из 3-4 предметов разной формы по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например – к кубику кубик). Строит ворота, домик, скамейку. Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки. Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку).

Ребенок в возрасте 2-х лет (24 месяца):

Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях. При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Словарный запас 200-300 слов. По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета (красны, синий, зеленый). Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает). Ходит, бегает, играет мячом, собирает пирамиду, складывает 6 кубиков в домик, в разнообразные конструкции. Умеет держать карандаш – попытки рисовать. Разглядывает картинки, узнает животных, предметы, называет их. Преодолевает препятствия чередуя шаг, перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см. Частично одевает одежду (ботинки, шапку)с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 года 6  месяцев:

Строит предложения из 3-х и более слов. Появляются вопросы: “Где?”, “Когда?”. Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов. Игра носит сюжетных характер, в играх действует взаимосвязано и последовательно (кормит кукол, укладывает их спать). Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 15-20 см (идет по лестнице), перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3-х лет:

Словарный запас 1200-1300 слов, начинает употреблять сложные придаточные предложения, пересказывает небольшое стихотворение, появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.

В своей деятельности использует правильно геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета и форму предметов. Дети интересуются окружающим, задают много вопросов. Любят рисовать, могут нарисовать круг, крест, рассматривают картинки, считают до трех.

Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуются салфеткой по мере необходимости, без напоминания.

Читайте также:  Развитие мышления у ребенка с нарушениями

Стоит на 1-ой ноге, едет на 3-х колесном велосипеде, проходит по узким предметам. Самостоятельно ест, умывается, начинает чистить зубы. Хорошо понимает отношение взрослых к нему и между собой. Появляются элементы ролевой игры (например при игре с куклой говорит: “Я – мама, я – доктор”).

Универсальные потребности ребенка, способы  их удовлетворения

.Потребности ребенка этого периода складываются из физиологических, безопасности, социальных

Наиболее активное влияние на формирование здоровья этого возраста оказывают социальные и средовые факторы:

  1.  санитарно-гигиеническая культура семьи;
  2.  организация режима;
  3.  закаливающие мероприятия;
  4.  режим питания.

Режим лежит в основе формирования определенных биоритмов, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, мозга. Ребенок этого возраста утомляется не от длительности, а от однообразия или беспорядочности воздействующих внешних раздражителей.

Режим дня должен строиться с учетом определенного чередования по часам питания, игры, бодрствования, прогулки. Максимально непрерывная продолжительность бодрствования 3,5-4,5 часа. Суточный сон 13-14 часов, из них 3 часа должен составлять дневной сон. До 1,5 лет дневной сон должен быть 2 раза по 1,5 часа.

Длительность сна можно подсчитать по формуле:

16 – ½ n,    где n – число лет ребенка.

Ребенка необходимо укладывать в одно время, что способствует выработке привычки и научит готовиться ко сну: раздеться, аккуратно сложить одежду, воспользоваться горшком, умыться.

Уход за ребенком

Комната должна быть светлой, проветриваться. Температура в комнате 20оС, чистота. Необходимо проводить влажную уборку. У ребенка должна быть отдельная кровать, матрац лежать на деревянном щите.

С 1,5 лет приучить ребенка умываться самостоятельно, полоскать рот, с 3-х лет – чистить зубы, при этом вода должна быть комнатной температуры. Предметы гигиены должны быть индивидуальные. Своевременно обрабатывать ногти.

Температура воды при купании 36оС, продолжительность 8-10 минут, постепенно увеличивая время до 10-20 минут к 3-м годам. Купать 2-3 раза в неделю.

Белье ребенка следует стирать отдельно от взрослого, детским мылом.

Обязательно следить за осанкой ребенка.

Возможные проблемы в развитии ребенка

На  втором году жизни часто возникают проблемы с питанием детей, вызванные изменением аппетита и формированием пищевых пристрастий («хочу – не хочу»).  В этом возрасте дети, становятся более капризны  в выборе пищи, иногда отказываясь от определенных блюд.

Принципы питания детей 1-3 лет

  1.  Полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах

Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах.

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергия (ккал)

53

53

212

1540

Объем пищи на сутки детям после года рассчитывается по формуле:

1000 мл + 100 x n (n – число лет до 15-ти).

Суточный рацион распределяется следующим образом:

1) завтрак – 20-25%; 

2) завтрак (полдник) – 10-15%; 

3) обед – 35-40%; 

    4) ужин – 20-25%.

В суточный рацион питания ребенка должны входить все основные группы пищевых продуктов, а именно: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и кисло-молочные продукты продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. Напротив, исключение из рациона тех или иных продуктов или, наоборот, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.                                                   

2. Изменение распределения энергетической ценности по приему пищи. В возрасте до 1-1,5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1,5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона.

3. Постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения.

4. Сохранение принципов «щажения» органов пищеварения.

5. Дальнейшее формирование навыков самостоятельного принятия пищи.
6. Достижение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. В рационе детей этого возраста оно составляет 1:1:4.

7. Соблюдение определенного режима питания. Дети 1-1,5 лет могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание.

Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

  1.  Максимально приблизить домашний режим к режиму ДДУ.
  2.  Ликвидировать вредные привычки: укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой и т.д.
  3.  Выработать основные навыки опрятности и самообслуживания: произвольное мочеиспускание и дефекации, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами и т.д.
  4.  Провести вакцинацию в полном объеме для данного возраста, которая должна быть закончена за 1 месяц до поступления в ДДУ или через 1,5-2 месяца после, при хорошем состоянии здоровья.
  5.  Провести оздоровительные мероприятия, если у ребенка имеется анемия, диатез, частые острые респираторно-вирусные инфекции и т.д.
  6.  Провести санитарно-просветительную работу с родителями.
  7.  Постепенно увеличивать длительность пребывания ребенка в ДДУ:
  8.  в течение 1-ой недели – 3-4 часа в день (до обеда);
  9.  в течение 2-ой недели – 5-6 часов в день (до дневного сна);
  10.  с 3-ей недели – 8-9 часов, т.е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация ребенка в ДДУ протекает индивидуально, а значит, требует разного подхода. Дети, посещающие ДДУ, легче затем адаптируются в школе.

Контрольные вопросы для закрепления:

  1.  Назовите продолжительность и основную особенность периода молочных зубов.
  2.  Какие разные периоды  объединяет этот период детского возраста?  
  3.  Какие меры необходимо применять для предупреждения деформации костей ребенка?
  4.  Назовите формулы нарастания массы в преддошкольном возрасте.
  5.  Назовите формулы увеличения роста в преддошкольном возрасте.
  6.  Какие процессы характеризуют развитие нервной системы ребенка от 1 до 3 лет?
  7.  Какие новые потребности появляются в  ясельном возрасте?
  8.  Перечислите факторы, влияющие на здоровье реьенка преддошкольного возраста.
  9.  Назовите формулу расчета сна ребенка от 1  до 3 лет.
  10.  Перечислите принципы питания детей от 1  до 3 лет.

Литература:

Основная:

  1.  Крюкова Д. А.,. Лысак Л. А, Фурса  О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с.
  2.  Фукалова Н.В. Пивоварова Т.В. Здоровый человек и его окружение.  Курс лекций, — Красноярск красноярский медико- фармацевтический колледж – 2004 – 250 с.

Дополнительная

  1.  Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник.  М.: ОАО «Издательство «Медицина»,  2010
  2.  Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М.  ГЭОТАР_Медиа. 2009 –  368с.
  3.  Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под. ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова,  М., 2002

Электронные ресурсы:

  1.  Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URL https://meduniver.com/ 
  2.  Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей [Электронный ресурс] URL https://www.pediatrinfo.ru/ 
  3.  Уход за ребенком  [Электронный ресурс] URL  https://neonatus.info/ 

Источник