Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста курсовая

метки: Развитие, Дошкольник, Возраст, Дошкольный, Разный, Слово, Деятельность, Предмет

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Особенности дошкольного возраста 6

1.2 Особенности мышления и средства его развития у детей дошкольного возраста 12

1.3 Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста 19

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23

2.1 Организация и методы исследования 23

2.2 Результаты эмпирического исследования 31

2.3 Анализ результатов исследования 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст – это возраст игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Дети с помощью игры познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что дети играли в детстве, часто зависит выбор жизненного сценария. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.

Цель игры имеет два аспекта: познавательный – то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами нужно им передать; воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра у дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество.

5 стр., 2371 слов

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех. Старший воспитатель ГОУ детского сада комбинированного вида № 1957 г.Москвы ВАО Шалепина Светлана Владимировна. Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М.Горький Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд …

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие ребенка.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, нужно сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Учитывая всё вышесказанное, можно считать тему исследования актуальной.

10 стр., 4643 слов

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

Автор-составитель: Борисова Е.Ю., инструктор по физической культуре МБДОУ №84 «Серебряное копытце» г. Набережные Челны. Найди свой цвет Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание. Ход игры: Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После …

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. — 624 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие — изд. 2-е, перераб. и доп. / В. А. Аверин. — М.: Наука, 2011. – 348 с.

3. Агеева, Л. Г. Психология и педагогика: методические указания / Л. Г. Агеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 135 с.

4. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. В. Акрушенко и др. — М.: Академия, 2008. – 128 с.

5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х т. / Под ред. А. В. Бодалева. – М.: Педагогика, 2001. Т. 1. – 230 с.; Т.2. – 287 с.

6. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. – 144 с.

7. Баранова, Э. А. Введение в детскую психологию: Учебное пособие / Э. А. Баранова. — М.: Речь, 2006. – 176 с.

8. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. — М.: Педагогика, 2000. – 284 с.

9. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. — М.: МГППУ, 2006 г. — 96 с.

10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович. — М.: Изд-во Институт практической психологии, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 352 с.

11. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии / Л. А. Венгер. — 2008. — № 3. — С. 163-165

12. Веракса, Н. Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии / Н. Е. Веракса. — №3, 2006, С. 14-26.

13. Видяпина, В. И. Хрестоматия по психологии / В. И. Видяпина. — М.: Наука, 2008. – 548 с.

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

… 1 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие/ В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М., Академия, 2005 4 Гущина, Н. А. Педагогика и психология детской … В.В. Психология детства: учеб. пособие.- М.: академия, 1996 1 Хрестоматия по возрастной психологии./ Л.М. Семенюк. Учебное пособие для вузов.- Воронеж 2003 1 Возрастная психология: Детство, отрочество …

Читайте также:  Художественная литература о природе как средство развития ребенка

14. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – изд. 4-е, перераб. СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

15. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / М. И. Волошкина. — М.: Начальная школа, 2012. — 160 с.

16. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии / Л. С. Выготский. — № 6. — 2006. — С. 62 – 68.

17. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.

18. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию/ Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика, 2011. – 104 с.

19. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. — М.: Академия, 2013. – 368 с.

20. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков – М.: Академия, 2005. -160 с.

21. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т / А. В. Запорожец. — М.: Академия, 2006. – 388 с.

22. Захаров, А. И. Возрастная периодизация и развитие ребёнка / А. И. Захаров. — СПб.: Издательство Союз, 2014. – 354 с.

23. Калугин, М. А. Развивающие игры для дошкольников / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с.

24. Кравцова, Е. Е. Разбудить в ребенке Волшебника /Е. Е. Кравцова. — М.: Просвещение, 2006. – 138 с.

25. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина, 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009. — 456 с.

26. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р. С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.- 496 с.

27. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л. Ф. Обухова. — М., Российское педагогическое агентство, 2006. — 374 с.

28. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Наука, 1994. – 418 с.

29. Пичугин, С. С. Народные игры в организации динамической паузы / С. С. Пичугин // Начальная школа. – 2005. – № 8. – С.71-75.

30. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: Владос, 1999. — 576 с.

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

Психология развития, возрастная психология. Предмет задачи и методы психологий развития. 1.Психология развития 2.Возрастая психология 3.Задачи психологий развития. 4.Методы возрастной психологий Литература 1.Анадьев Б.Г. “Психология и проблемы человекознания” 1996 2.Блонский П.П. “Психология младшего школьника” 1997 3.Божович Л.И. “Проблема формирования личности” 1995 4.Выгодский Л.С. “Проблемы …

31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. – 478 с.

32. Сидоренко, Е.

Источник

Главные линии анализа роли игры в психическом развитии ребенка по Эльконину. Педагогические основы игры и особенности её использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения детей.

  • Теоретические основы использования игры в процессе обучения. Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе. Развитие навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей к развитию речи детей.

    методичка, добавлен 03.08.2015

  • Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами и литературными персонажами. Методики обучения Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.

    курсовая работа, добавлен 17.02.2020

  • Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка. Исторический обзор ее появления и развития. Этапы игры: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, мотив. Содержание сюжетно-ролевых игр, рекомендации по их организации для дошкольников.

    контрольная работа, добавлен 03.01.2014

  • Игра как средство воспитания дошкольников. Прогрессивные педагоги прошлого и современные исследования о роли игры в формировании личности ребенка. Роль сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр в формировании нравственного поведения.

    курсовая работа, добавлен 23.06.2009

  • Общая характеристика творческой сюжетно-ролевой игры и его составляющих. Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка. Развитие сюжетно-ролевых игр и этапы для детей раннего и дошкольного возраста.

    контрольная работа, добавлен 04.11.2008

  • Описание структурных компонентов и общая характеристика уровней развития сюжетно-ролевой игры как средства воспитания ребенка. Предпосылки и становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Основные педагогические сюжеты игр дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 23.11.2013

  • Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка, её этапы и классификация. Психологическая готовность детей 5–6 лет к школьному обучению. Организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников и интерпретация результатов.

    дипломная работа, добавлен 18.06.2012

  • Теоретические аспекты изучения игры дошкольников. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников и важное средство всестороннего обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общение в игре как средство формирования дружеских взаимоотношений.

    курсовая работа, добавлен 14.12.2016

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Теоретические основы использования игры в процессе обучения. Место и роль дидактической игры в воспитании и образовании. Понятие об игре и игровой деятельности в структуре учебного процесса. Использование дидактических игр в обучении старших дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 09.12.2012

  • Источник

    Анастасия Гиденко
    Реферат «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте»

    ВВЕДЕНИЕ

    В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Ребёнок играя развивается. Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников. Игра — важное средство развития способности к творчеству. Игра для ребёнка — это сотворение собственного мира,в котором можно установить удобные для себя законы: избавиться от многих житейских сложностей, помечтать. Сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её общеразвивающего значения ставит организацию игровой деятельности в разряд приоритетных. Ученые разных стран принимают активные попытки интегрировать различные подходы к игре, пересмотреть понятие игры. Известным ученым исследователем детской игры являлся Д. Б. Эльконин. В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника — это всё-таки игра, а не учёба, поэтому мы решили взять за цель нашей работы — исследования развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. В дошкольной педагогике игра рассматривается как средство познавательного развития, воспитания определённых качественных и индивидуальных способностей; как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы. В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей, нравственных норм поведения, его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Объект исследования выступает процесс игровой деятельности в дошкольном возрасте. Так как детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различают по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.А отличия заключаются в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развития сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил. Предмет исследования особенности сюжетно — ролевой игры.

    Читайте также:  Характеристика основных периодов развития ребенка

    1) Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

    2) Степень и характер влияния игры зависит от возраста и уровня развития игровой деятельности ребёнка.

    ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Общие представления об игровой деятельности

    Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Согласно подходу отечественных психологов, мир ребенка — это, прежде всего взрослый человек, который удовлетворяет все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношения со взрослым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже в случаях противостояния и противодействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность почувствовать свою автономность и независимость. Ребенок живет не в воображаемом мире грез, а в обществе людей и в обстановке человеческих предметов. Именно они и составляют главное содержание мира ребенка. Специфика этого детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существования в нем и его освоения. С этой точки зрения, детская игра — это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него. Важнейшей особенностью работ отечественных психологов в области психологии детской игры является, по мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего преодоление натуралистических «глубинных» теорий игры. Согласно взглядам М. Я. Басова детская игра, особый вид поведения, ее отличительная черта — процессуальность. Отличительной особенностью игры является свобода во взаимоотношениях со средой, а именно отсутствие у ребенка каких-либо определенных обязательств, так как его существование обеспечивается родителями, а общественных обязанностей на нем еще нет. Социальное содержание игры определялось им как характер взаимоотношений ребенка со средой, зависящей от условий его существования. Под руководством М. Я. Басова был проведен структурный анализ игровой деятельности дошкольников. Особую точку зрения на игру развивал П. П. Блонский. Он приходит к мысли, что вообще нет особой деятельности, именуемой игрой. То, что обычно зовется игрой скорее строительное или драматическое искусство. Во всех своих формах игра, по его мнению, подлежит исследованию со стороны ее социального содержания. Несомненный вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С. Л. Рубинштейн, который рассматривает игровую ситуацию главным образом со стороны мотивов и игровых действий. Исходная особенность,определяющая сущность игры — это ее мотивы: переживание значимых для ребенка сторон действительности. Рубинштейн отмечает особенности игровых действий: они скорее являются выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Эти действия выражают отношение к цели, с чем и связано замещение одних предметов другими, приобретающими значение, определяемое их функцией в игре. С. Л. Рубинштейн разделяет позицию об игре, как об особом виде деятельности, ее особый тип, выражающий определенное отношение личности к окружающей действительности. Наиболее значительный вклад в развитие представлений об игре ребенка, безусловно, внёс Л. С. Выготский. Он заложил основу для дальнейшего ее изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях его учеников и последователей Д. Б. Эльконина. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причём деятельность — это не только поведение, но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) человека «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире. Все способности человека, и его личность не только проявляются, но и формируются в его деятельности. Для каждого возраста существует определённая деятельность, которая ведёт за собой развитие — она так и называется — ведущая. В младенческом возрасте это общение со взрослым, в раннем (от 1 до 3-х лет) — действия с предметами, в дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Вместе с тем сегодня исследователи отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. На начальных этапах становления общественного дошкольного воспитания, игра служила средством «проработки» знаний. Педагогический процесс детского сада был настолько не расчленен, что трудно было понять, где и как надо давать детям знания, а где они должны иметь возможность действовать свободно. Но сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний. В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободится» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.Существенна и другая причина: разрушение естественного механизма передачи игровой культуры. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастныхгруппах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры. Но у современного дошкольника существует мало шансов приобрести их, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время — большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой, особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

    Читайте также:  Учение выготского о развитии ребенка

    ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    2.1 О пользе детской игры

    Одна из причин того, что дети не играют, — недооценка этой деятельности взрослыми.Главный аргумент взрослых: игра — бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма и счета). Под бесполезностью в этом случае понимается отсутствие жизненно необходимого результат. Эту функцию выполняет сюжетно-ролевая игра. Именно в игре ребёнок совершает порыв из области реально существующего «здесь и теперь» в область воображаемого. В игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу, с помощью образов, громкой речи и игровых действий удерживает идею игры, создаёт сюжет и следует ему, строит поведенческие коллизии. Но самое главное, в игре дошкольник учится относиться к придуманному им миру как к настоящему, со всей серьёзностью. Играя, он всегда находится на стыке реального и игрового мира,занимает одновременно две позиции: реальную — ребёнка и условную — взрослого. Это — основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности — искусство и наука. Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду. По мнению В. В. Гориневского, Е. А. Аркина подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений. В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе;в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования «Кто скорее добежит к своему флажку?» Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими,которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием, в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. П. Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели. Содержание игры включает в себя движения, используемые в игре, которые предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. Важной характеристикой игры являются игровые правила. П. Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения.Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.

    Источник